Задачи: 1.Развивать у детей эстетические способности, умение чувствовать и понимать художественный образ натюрморта. 2.Показать на примере натюрморта, как передана красота в произведениях русских художников.
3.Поощрять высказывания детьми собственных предпочтений и ассоциаций, активизировать использование слов и словосочетаний: натюрморт, композиция, художественный образ, первый план.
4.Развивать композиционные умения, способность на основе имеющегося опыта самим создавать натюрморт, путем аппликации и обрывания из бумаги.
5.Стимулировать проявление интереса у детей к созерцанию красоты в мире искусства.
Ресурсы:
Презентация "Что такое натюрморт"(Приложение №1), Презентация №2 набор картин И.И.Машков - "Снедь Московская", "Фрукты на блюде" К.С.Петров-Водкин - "Яблоки" "Розовый натюрморт" П.П.Кончаловский - "Полевые цветы" Аудиозапись "Берлинская полька" (Приложение №3) Презентация "Правила натюрморта" (Приложение №4) 2.Мольберта, аудиозапись, 2 листа цветной бумаги А-3, на одном наклеена ваза, на другом блюдо, клей, кисти, тряпочки, разноцветные кусточки бумаги разного размера, муляжи овощей и фруктов блюдо, ваза, "волшебная" кисточка.
Предварительная работа.
В развивающую среду вносятся картины с изображением натюрмортов для свободного просмотра.
Ход занятия:
I часть. В гости к детям пришёл художник. -Здравствуйте ребята -Кто я, вы меня узнали? -Вы знаете что такое натюрморт? Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну натюрморта. - Хотите? Со мной волшебное облачко, оно поможет нам узнать много нового и интересного. - Сейчас я взмахну своей волшебной кисточкой! -Раз-два-три, облачко оживи! Просмотр презентации "Что такое натюрморт" (приложение №1), после чего дети располагаются перед экраном. - Давайте вспомним, что же такое натюрморт? (нет людей...) - Почему он так называется? (много предметов, расположенных близко друг к другу) - Что обозначает это слово? (неживая природа) Презентация с натюрмортами (приложение №2) 1 слайд.
-Полюбуйтесь на картины. -Как их можно назвать? -Какой натюрморт вам понравился больше. Чем?
IIчасть.
2. слайд. - Давайте пофантазируем, что заинтересовало художника написать такой натюрморт? (на примере И.И.Машкова - "Снедь Московская. Хлебы) - Почему здесь так много разных видов хлеба? (магазин, лавка) - Каким цветом они раскрашены? - Какой они формы? - Представьте их вкус и запах. (вкусный, ароматный, манящий) - Кто бы ими угостился? ( фантазии детей) - Что находиться на первом плане? (вазочка с пирожными) - Почему? (фантазии детей) - Как вы считаете, зачем художник нарисовал ее? (он очень любил сладкое) 3 слайд. - А теперь обратите внимание на "Розовый натюрморт" (Петров-Водкин). - Что вы можете сказать об этом натюрморте? (светлый, мало предметов, есть ваза, стакан, много светлых красок, прозрачных предметов) 4 слайд. -Почему автор назвал картину именно так...( показ картины П.П.Кончаловского "Полевые цветы") -А какое название картине дали бы вы? 5 слайд. - Как вы думаете, какое правило художники должны соблюдать, изображая натюрморт? ( все фрукты должны находиться близко друг к другу, находить друг на друга, идёт показ, наложения ладони друг на друга). Презентация №4 - С чем мы можем сравнить изображение в натюрмортах (предметы: фрукты, овощи, игра "слова-ассоциации") - Например, апельсины похожи на яркие солнышки, полевые цветы в вазе - на лазорево-голубое облачко. (дети называют свои слова-сравнения). - Что бы вы могли услышать или почувствовать, если бы попали в картину? (фантазии детей о понравившейся им картине: запах цветов, аромат хлеба и т.д.) - Давайте представим, что мы овощи и фрукты: спелые яблоки, пузатые кабачки, душистые перцы, большие дыни, изящные груши, яркие, круглые апельсины, вкусные, душистые булочки, заморский виноград. На столе лежат муляжи овощей и фруктов, блюдо и ваза. - Попробуем ими стать. (дети берут понравившийся им "персонажа") - Ты кто? (ответы детей) - Какой ты? (вкусный, аппетитный, сладкий, ароматный, сочный, круглый и т.д.) "Игра-ассоциация" - Подумайте, как бы вы стали двигаться или танцевать, превратившись в них? Физ. минутка. Под музыку "Берлинская полька (приложение №3)", дети изображают движения разнообразных фруктов и овощей, в которые они превратились. (быстрые, медленные движения) - А теперь положите ваши предметы так, чтобы из них получился натюрморт. ( дети выкладывают из своих муляжей натюрморт в блюде или вазе, соблюдая правило натюрморта). Воспитатель следит за тем, как дети раскладывают предметы.
III часть. - Мы с вами тоже, как настоящие художники, постараемся изобразить натюрморт. Только не красками, а из цветной бумаги. В нашей работе мы будем использовать прием обрывания. (показ приема обрывания) - Давайте разделимся на 2 подгруппы для коллективной работы ( на мольбертах 2 листа А-3, дети по мере обрывания подходят и приклеивают готовые детали на лист к вазе или блюду). - Подумайте, что бы вы хотели изобразить. Идет обсуждение работы. Дети садятся за рабочие места, выбирают цветную бумагу для предметов в натюрморте. Коллективная работа детей.( на мольбертах два листа А-3, с уже наклеенными вазой и блюдом) При составлении натюрмортов, педагог следит, чтобы дети не удаляли компоненты натюрморта, а наоборот, располагали и накладывали частично друг на друга.
IV часть Выставка работ. - Как вы думаете, мы справились с работой? - Получились ли у нас натюрморты? - Молодцы, теперь вы настоящие художники!