Мультимедийный фильм
Тема: «Презентация
интерактивных форм взаимодействия с родителями»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за
руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от
этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Семья – уникальный первичный социум,
дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла»,
поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение
семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные
специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П.
Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный
институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и
во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца,
бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее
поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто
есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник
общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит
его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад,
семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы
начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и
дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей
несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны
поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Особой популярностью, как у наших педагогов,
так и у родителей пользуются нетрадиционные
формы общения. Они направлены
на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к
детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в
другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Практикой уже
накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и
обобщены. Однако сегодня изменились принципы,
на основе которых строится общение
педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости,
искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.
Новые технологии должны
способствовать
«созданию лучшего мира,
в котором каждый человек
будет получать пользу от
достижений
образования, науки,
культуры и связи»
(слова Генерального директора ЮНЕСКО Федерико
Майора в предисловии ко Всемирному доклад по коммуникации и информации 1999 –
2000 годы)
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без
информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ). Информационно –
коммуникативные технологии – это технологии доступа к различным
информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и
инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного
результата.
Использование ИКТ в
воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в
дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий
помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса,
повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать
деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.
Преимущества их
использования во взаимодействии с семьями дошкольников заключается в следующем:
• минимизация времени
доступа родителей к информации;
• возможность
воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение
индивидуального подхода к родителям воспитанников;
• оптимальное сочетание
индивидуальной работы с родителями и групповой;
• рост объема
информации;
• оперативное получение
информации родителями;
• обеспечение диалога
воспитателя и родителей группы;
• оптимизация взаимодействия
педагога с семьей.
Формы работы с
родителями дошкольной группы с использованием ИКТ - это:
1. сотовая связь,
2. газета дошкольной
группы,
3. общение с родителями
по электронной почте,
4. использование личной
веб-страницы.
Они используются с целью
решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих
взрослых.
У каждого родителя есть
номер сотового телефона воспитателя, в нашей группе имеется список всех
телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в любое
время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой
волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный
процесс комплексно-тематического принципа его организации, я имею возможность
проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка,
дать короткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т.д.
Преимущество в использовании сотового телефона - это осуществление живого
диалога с родителями, оперативность информации.
Газета группы «Красная
шапочка» выходит каждый месяц. Содержание газеты
определяется образовательной темой месяца.
Газета группы содержит
следующие разделы:
1. «Колонка редактора» –
помещаются вступительное слово редактора, посвященное теме номера, обращение к
родителям, актуальная официальная информация, объявления для родителей.
2. «Обучение и
воспитание» – размещаются статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и
обучения, подготовленные воспитателями и специалистами, информация об
особенностях работы детского сада (программы и технологии, направления
развития, инновационная деятельность педагога).
3. «Новости группы» –
содержится информация о событиях, праздниках, экскурсиях группы.
4. «Внимание! Конкурс!»
– помещается информация для родителей о конкурсах фотографий, поделок,
творческих работ, подведение итогов.
5. «Смешарики» –
публикуются детские анекдоты, шутки, высказывания детей.
6. «Почтовый ящик» -
размещается информация от родителей.
7. «Стихи и фото» –
стихотворения воспитателей, родителей и детей с фотографиями.
Преимущества газеты
очевидны – это возможность родителей узнать конкретную информацию о
деятельности дошкольной группы, опубликовать свои личные материалы из опыта
воспитания детей, газета технологична и информативна – ее можно унести с собой,
почитать в любое удобное время, получить достаточно много информации.
Электронная почта предоставляет более широкие возможности для
общения с семьями воспитанников. В группе имеется список адресов электронной
почты родителей. Нами разработан блог группы «Красная шапочка», со следующей
структурой:
·
О нас (отображается
информация об учреждении);
·
Информация о воспитателе
(воспитатель Султанова А.И.);
·
Обучение и воспитание
(информация для родителей «Обувь для детского сада», «Осторожно, грипп» );
·
Новости группы
(объявления для родителей, срочная информация, жизнь группы);
·
От редактора
(электронная ссылка газеты «Лесная сказка», совместный выпуск родителей и
педагогов, слово редактора – старшего воспитателя ДОУ Костенковой Р.М.);
·
Фотогаллерея (жизнь
группы в фото, праздники, развлечения, мероприятия в ДОУ).
По электронной почте рассылается рассылается текущая информация
индивидуально родителям. Преимущества использования электронной почты в том,
что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить
личное взаимодействие с семьей.
На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются
преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии
детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя,
электронная газета группы и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители,
которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного
материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома.
Целенаправленное системное информационное воздействие,
направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет
значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада -
это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и
родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия
с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие
интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям
значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру
родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
|