Четверг, 25.04.2024, 20:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Лучшие мультимедиа уроки и материалы » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ

Электронная обучающая игра "Крестики-нолики" для первоклассников "Слова-предметы"(имена существительные)
[ · Скачать удаленно () ]
13.10.2013, 22:40

Описание мультимедийных компонентов проекта «Электронная обучающая игра «крестики-нолики» для первоклассников. Слова-предметы (имена-существительные)»

 

(размещается только в папке с конкурсным материалом)

 

Автор/ы проекта (ФИО)

Николаева Ольга Валериевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

учитель-логопед

Образовательное учреждение

МОБУ СОШ № 31

Название проекта

«Электронная обучающая игра «крестики-нолики» для первоклассников. Слова-предметы (имена существительные)».

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент (WindowsLinux)

Windows ХР

Форма (презентация, тест и т.п.)

презентация

Размер ресурса (мегабайт)

4,84 МБ

Технические данные

(компьютер, интерактивная доска и другие.)

компьютер

Учебный предмет

Русский язык, развитие речи

Класс

1-2 класс

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

УМК «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеев, О.В. Пронина, а также любой УМК по русскому языку для 1-2 классов

Название темы или раздела учебного курса

Тема: «Слова-предметы», «Имена существительные»

Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)

Формат презентации – ppt.

Вид ресурса

(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

Презентация.

Образовательный тип

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Электронная игра.

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

 Программа для создания презентаций Power Point2007.

Цели, задачи дидактического материала

1.      Обобщить и проверить знания по теме «Слова-предметы», «Имена существительные».

2.   Обогащать словарный запас младших школьников: актуализация антонимов, синонимов, обобщающих слов, расширение предметного словаря младших школьников; актуализация слов общего рода, слов, имеющих форму только мн.ч., ед.ч.

3.    Совершенствование грамматических представлений: категории рода, числа имен существительных, категории одушевленности/неодушевленности, различение частей речи.

4.  Диагностика сформированности лексической стороны речи младших школьников.

5.  Диагностика сформированности зрительного восприятия младших школьников.

6.    Развитие зрительного восприятия младших школьников.

7.    Развитие фонематических представлений, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Электронная игра «Крестики-нолики по теме «Слова-предметы» (имена существительные)»  выполнена в шаблоне презентации Power Point  со встроенным макросом  DragAndDrop (тащить и опустить)

и содержит:

1.  Титульный слайд (Слайд  № 1.) содержит информацию о пособии и об авторе.   Также Слайд снабжен гиперссылками для перехода на слайд № 2 с правилами игры и для перехода на слайд № 3 с игровым полем. Имеется управляющая кнопка.

2.  Описание  правил игры. (Слайд № 2.) В игре  «Крестики-нолики» принимают участие два игрока или две команды. Участникам игры необходимо заполнить своими знаками ячейки. Ходить можно по вертикали, горизонтали и диагонали. Первый игрок, выбирая вопрос, ставит «крестик» в той ячейке, которую выбрал,  а второй игрок ставит «нолик». В случае неправильного ответа, право выбора ячейки и ответа переходит к сопернику. Выигрывает тот участник, который выстроил подряд свои знаки и ответил правильно на все вопросы. При подведении итогов игры учитывается как правильное заполнение игрового поля, так и количество правильных ответов.

3.  Игровое поле, состоящее из  9 квадратов. (Слайд № 3.) Каждая ячейка представляет собой гиперссылку на определенный слайд презентации. Игра состоит из 9 заданий: 1. Первая ячейка: «живые или неживые предметы»; 2. Вторая ячейка: «род имени существительного»; 3. Третья ячейка: «он или она?»; 4. Четвертая ячейка: «один или много»; 5. Пятая ячейка: «одушевленные или неодушевленные имена существительные»; 6. Шестая ячейка: «слова-неприятели» (подбор антонима); 7. Седьмая ячейка: «обобщающие понятия»; 8.  Восьмая ячейка: «контуры»; 9. Девятая ячейка: «предмет, действие, признак».

4.  Слайд № 4 (ячейка № 1: живые или неживые предметы). Выбор одушевленных имен существительных, отвечающих на вопрос кто?. Одушевленные имена существительные необходимо перетащить в красную рамку (использование возможностей шаблона с макросом DragAndDrop). Если ученик испытывает затруднения при выполнении этого задания, следует уточнить вопросы, на которые отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные.

5.  Слайд № 5 (ячейка № 5 «одушевленные или неодушевленные имена существительные»).  Одушевленные, неодушевленные имена существительные  (использование триггеров). Игра «Четвертый лишний».  Ученику необходимо выбрать лишнюю картинку (бинокль). Картинка исчезает при нажатии на изображение бинокля. При нажатии других картинок (изображений одушевленных предметов) происходит их вращение.

6.   Слайд № 6 (ячейка № 2). Определение рода имен существительных. Нужно разложить картинки  по мешочкам. Картинку можно перетащить только в свой мешочек (использование возможностей шаблона с макросом DragAndDrop).

7.  Слайд № 7. (Ячейка № 4). Определение числа имени существительного.  Актуализация словаря существительных мн.ч., ед. ч. (Настроен тест с использованием триггеров.) Необходимо найти имена существительные, которые имеют форму только множественного  числа. Слайд имеет вид теста с триггерами. Если ответ верный – улыбается желтый смайлик, если нет – появляется и исчезает синий смайлик.

8.   Слайд № 8 (ячейка № 8). Настроен тест с триггерами. Развитие зрительного восприятия. Работа с пересеченными контурами картинок. Актуализация словаря по теме «Транспорт». Необходимо посчитать количество  транспортных средств и выбрать верный ответ (желтый смайлик). Если ответ неверный – появится и исчезнет синий смайлик.

9.  Слайд № 9 (ячейка № 3). Отгадывание интерактивного кроссворда. Развитие словарного запаса по теме «Существительные общего рода». Необходимо последовательно нажимать на стрелки 1 – 6.  При первом нажатии на стрелку  появляется задание. Далее ребенок обдумывает ответ. Второе нажатие – проверка выполнения задания.

10.              Слайд № 10 (ячейка № 6). Отгадывание ребуса (использование возможностей шаблона с макросом DragAndDrop). Совершенствование фонематических представлений. Обогащение словарного запаса антонимами, а также синонимами. Ученик, отгадав ребус, вписывает ответ в красный прямоугольник с прижатой клавишей Alt. Слово-антоним ученик должен вписать в зеленый прямоугольник. Свой ответ он может проверить, если щелкнет по синему прямоугольнику. (Далее можно подобрать к этой паре антонимов синонимичные пары: исполин – карлик, гигант – карлик, великан – лилипут и даже Гулливер – лилипут).

11.              Слайд № 11 (ячейка № 7): Классификация имен существительных (использование возможностей шаблона с макросом  DragAndDrop).  Развитие словаря обобщающих понятий. На слайде изображены три группы существительных. Ученик должен дать общее название каждой группе (определить обобщающее понятие). Ответы: дикие животные, обувь, транспорт. Ответ учащийся вписывает самостоятельно в соответствующие прямоугольники с прижатой клавишей Alt.

12.              Слайд № 12 (ячейка № 9) (слайд с использованием триггеров). Ученику необходимо выбрать из набора предложенных слов имена существительные. При выборе существительного слово исчезает. Слова-действия приобретают прозрачность, а слова-признаки вращаются. Слова написаны разными шрифтами,  буквами разного размера, расположены под разными углами. Таким образом можно  провести диагностику не только сформированности фонематический представлений, но и лексико-грамматического строя речи. Работая с этим слайдом, можно задать детям дополнительный вопрос: на какие две группы можно разделить оставшиеся слова?

13.    Слайд-картинка предназначен для проверки задания «Слова-неприятели», размещенного на слайде 10.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки,  анимационные и другие эффекты и т.п.)

При создании данной презентации были использованы следующие ресурсы:

1.      Шаблон с макросом DragAndDrop (слайды 4, 6, 10, 11), использование его возможностей свободного и фиксированного перемещения картинок, вставки текста в автофигуре).

2.      Использование гиперссылок (слайды 1, 3, 10) и управляющих кнопок (на каждом слайде).

3.      Графические изображения (из интернета) и изготовленные самостоятельно (слайд № 8.)

4.      Использование анимационных эффектов: слайд № 5 ( выход-выцветание, выделение-вращение), слайд № 9 (вход – выцветание, выход-выцветание); слайд № 12 (выход-исчезновение, выделение – вращение, прозрачность).

5.      Использование триггеров: слайды № 5, 7, 8, 9, 12.

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

Источники информации: Интернет (графические изображения). Источники указаны в заметках к каждому слайду.

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

Данный дидактический материал можно использовать учителем начальных классов на уроках русского языка в 1-2 классах на этапах закрепления изученного материала по теме «Слова-предметы», «Имена существительные», а также логопедом на занятиях по развитию речи для детей с заключением ОНР или НВОНР. Также данная презентация может использоваться  учеником самостоятельно и под контролем взрослого. Представленный дидактический материал может использоваться учителем целиком, так и частично (отдельные слайды) в зависимости от целей урока (занятия).

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

1.       Следует учитывать временные ограничения работы учащихся с компьютером (с учетом требований Санпинов (1 класс – не более 10 минут, 2 класс – не более 15 минут). (Использовать динамические паузы, физкультминутки, гимнастику для глаз).

 

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

 

Данная презентация будет полезна как дополнительного средства при диагностике речевых нарушений, так и для обобщения  и закрепления знаний по теме «Имена существительные». Важно отметить следующие моменты при использовании данной презентации:

1.    Необходимо внимательно прочитать правила игры, если презентация используется как интерактивная игра.

2.       Слайд № 4. Если цель использования данной презентации – обобщение и закрепления знаний, то следует задать учащимся вопрос: на какие вопросы отвечают имена существительные? Что обозначают имена существительные?

Используя данный слайд, можно попросить детей образовать от данных существительных форму мн.ч. (игра «Один – много»,  учить согласовывать существительные с числительными, т.е. попросить составить словосочетания по образцу:  7 ведер, 5 крокодилов и т.д. («Игра «Веселый счет»), образовать форму Р.п. (игра «Жадина». Начинаем игру словами: «У меня нет…».

3.       Слайд № 5. При работе со слайдом № 5 важно добиться от учащихся объяснения, почему слово «бинокль» является лишним.

Далее можно предложить детям составить связный рассказ, используя все слова, изображенные на слайде.

Можно организовать игру «Скажи ласково» (Утка – уточка, жук – жучок, лошадь – лошадка.)

4.       Слайд № 6. Приступая к заданию слайда № 6, необходимо вспомнить с детьми, что имена существительные относятся к трем родам: мужскому, женскому и среднему.

На данном этапе целесообразно с детьми составить словосочетания с существительными, изображенными на слайде, согласовывая данные слова с именами прилагательными: зеленое полотенце, зеленое яблоко, зеленая лягушка и т.д.

5.      Слайд № 7. Работая со слайдом № 7 можно попросить учащихся привести примеры имен существительных, употребляемых только в единственном числе или только во множественном числе.

6.      Слайд № 8. Работа с пересеченными контурами развивает способность к зрительному восприятию. На рисунке изображено 5 объектов (паровоз, грузовик, легковой автомобиль, лодка, автобус). Ученикам необходимо посчитать все транспортные средства.

Здесь можно задать дополнительный вопрос: «Какая картинка лишняя? Почему? (Лишняя лодка. Это водный транспорт. Все остальные картинки – наземный транспорт.)

7.      Слайд № 9. Тема слайда – имена существительные общего рода. Необходимо объяснить детям, что в русском языке есть слова, которые обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола. (Достаточно привести примеры таких слов как сирота, неряха и т.д.).

На данном этапе можно загадать детям загадки, в которых отгадками будут слова общего рода.

Можно задать детям вопросы: «Почему словам дали такое название?».

8.      Слайд № 10. Перед тем, как приступить к этому заданию, необходимо объяснить учащимся правила составления ребусов.

Чтобы ученики поняли смысл данной работы, необходимо поиграть с ними в игру «Скажи наоборот» для того, чтобы актуализировать в их речи слова-антонимы.

Помимо этого можно подобрать синонимы к словам. Например, великан – исполин – гигант, карлик – лилипут.

После демонстрации слайда № 13 попросите детей составить предложение со словами «карлик» и «великан».

9.      Слайд № 11. Работа с данным слайдом учит навыкам  классификации понятий, способствует расширению словарного запаса.

На материале данного слайда можно придумать множество игр, развивающих речь. Например, игра «Закончи предложение»: « Лось большой, а хомяк… (маленький)». Кабан ниже, чем лось» и т.д.

 Игра «Что из чего сделано?»: Сапоги из резины – резиновые сапоги, туфли из кожи – кожаные туфли и т.д.

Игра «Составь предложение»: например, «По морю плывет… корабль».

Игра «Исправь ошибку» развивает логическое мышление:

«Бензин кончился и трамвай остановился». (Трамваю для передвижения требуется электричество.)

Корабль прибыл в порт и поднял якорь. (Корабль прибыл в порт и опустил якорь.) и т.д.

10.              Слайд № 12. Перед тем, как работать со слайдом № 12, учащимся необходимо вспомнить изученные части речи, их значение, вопросы, на которые они отвечают.

Целесообразно выяснить, слова каких частей речи остались на слайде? На какие группы можно разделить эти слова? Почему?

Далее можно предложить детям поиграть в игру «Аукцион». Победителем игры будет тот ученик, который последним назовет, например, слова-признаки (прилагательные), или слова-действия (глаголы).

Можно попросить детей подобрать к словам, изображенным на слайде как можно больше слов, т.е. составить словосочетания, например, деревянная табуретка, пишет письмо и т.д.

 

Категория: Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ | Добавил: Ирина555
Просмотров: 1857 | Загрузок: 779 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]