- Тип урока: обобщающий.
- Цели урока:
Образовательные:
- Освоить знания особенностей эволюционных изменений головного мозга животных.
- Овладеть умениями устанавливать эволюционные изменения в головном мозге разных классов хордовых животных.
Развивающие:
- Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в работе с информационными источниками.
- Формировать способности и готовность использовать приобретенные знания и умения в наблюдении за поведением животных в окружающей среде.
Воспитательные:
- Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе. Понимание важности знаний о животных.
- Задачи урока:
1. Формировать предметные компетенции: умение устанавливать усложнения в головном мозге, опираясь на анатомическое строение отделов головного мозга, их функциональное значение у разных групп хордовых, связывая усложнения с эволюционным развитием.
2. Формировать общепредметные компетенции: умение делать выводы, обобщения, сравнения, проводить анализ и синтез, осознанно овладевая данными логическими операциями.
3. Формировать ключевые компетенции:
- ценностно-смысловые: понимание важности изучения темы.
- учебно-познавательные: учиться ставить цели, планировать свою деятельность на уроке, в группе, индивидуально; умение находить разные способы решения поставленной проблемы, умение рефлексировать, контролировать и проводить самооценку деятельности.
- информационные: развивать умение использовать разные источники для решения поставленной проблемы, цели, задачи.
- коммуникативные: умение выстраивать свою работу в группе, вести диалог.
- социально-трудовые: умение самостоятельно самоорганизовываться на своём рабочем месте.
- личностное самосовершенствование: умение проводить рефлексию в рамках индивидуальной и групповой работы.
4. Формировать предметные умения:
В познавательной сфере:
-дают определения изучаемых понятий: центральная нервная система, периферическая нервная система, головной и спинной мозг, рефлексы, передний мозг, промежуточный, средний, продолговатый, мозжечок, кора больших полушарий, серое вещество;
-описывают мозг живых объектов, связь с окружающей средой;
-классифицируют отделы головного мозга, функции отделов;
-устанавливают сходства и отличия головного мозга разных групп организмов, обобщают;
-проводят рефлексию.
В ценностно-ориентационной сфере:
-анализируют отделы головного мозга и устанавливают их усложнения в процессе эволюции;
-оценивают особенности строения головного мозга у каждой группы хордовых животных;
-устанавливают взаимосвязи между отделами головного мозга и организмом, приспособлением к окружающей среде.
5. Формировать УУД:
Личностные:
-Знание роли отделов головного мозга в организме, эволюционных усложнений головного мозга.
-Умение управлять своей познавательной деятельностью.
-Формирование уважительного отношения к животным как форме живого.
-Воспитание интереса к науке биологии, животному миру.
Регулятивные:
-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
-Прогнозировать ситуацию будущих событий (находить эволюционные усложнения головного мозга).
-Моделировать жизненную ситуацию (связь особенностей головного мозга и среды обитания организма).
Познавательные:
-Осуществлять поиск информации с использованием учебника и других источников.
-Устанавливать причинно следственные связи, отличия, сходства.
-Давать определения понятиям, составлять сравнительно-обобщающую таблицу.
-Решать интеллектуальные задания.
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами в группе.
-Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, выступать.
- Краткое описание хода урока.
Центральным звеном в уроке является презентация об эволюции головного мозга животных разных классов типа Хордовые. Ресурс содержит теоретический материал для повторения, интеллектуальные задания, дополнительная информация в рубрике «Это интересно». Форма работы: групповая.
- Организационный момент.
- Актуализация и целеполагание (участвуют дети).
- Обобщение темы по нервной системе животных. Работа в группах.
Алгоритм:
- Работа с теоретическим материалом. Повторение об особенностях строения отделов головного мозга животных типа Хордовые (слайды с теоретическим материалом, сопровождены анимацией). Устанавливаются эволюционные усложнения головного мозга животных. К содержанию слайдов учитель и учащиеся задают вопросы.
- Работа с интеллектуальными заданиями разного уровня (практическая работа). Группы выполняют задания. Закрепляется умение решать биологические задачи, устанавливать усложнения в нервной системе животных. Проверка осуществляется с помощью триггеров на слайдах.
- Итог и выводы.
- Рефлексия (самооценка и оценка работы групп).
- Домашнее задание (Слайды с рубрикой «Это интересно»)
- Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
В ходе урока учащиеся классифицируют отделы нервной системы, головного мозга. Понимают роль каждого отдела мозга для организма. Устанавливают эволюционные усложнения головного мозга, связь мозга с внешней средой, формированием условных рефлексов. Знают важность развития головного мозга для жизни животного на Земле. Умеют устанавливать отдел мозга с его функциональным значением. Приобретают навык работы с информационными источниками, проводят саморефлексию, работают в группах, решают поставленные задачи, делают выводы, сравнивают, обобщают, систематизируют. Понимают роль полученных знаний в жизни и возможность их применения.
|