1. Тип урока: урок открытия новых знаний 2. Цель урока: сформировать у учащихся понятие «вид», «критерии вида» 3. Задачи урока: Образовательные: А) расширить уже имеющиеся знания учащихся о виде; Б) показать механизмы репродуктивной изоляции в природе; В) продолжить формирование умений давать морфологическое описание растений и животных; Развивающие: А) побуждать учащихся к сравнению, анализу полученной информации, использованию знаний на практике; Б) развивать умение работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы; Воспитательные: А) мотивировать необходимость знаний для сохранения видового разнообразия живых организмов планеты; Б) прививать коммуникативные качества (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия); 4. Краткое описание хода урока. I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся. Работа с интерактивным плакатом, раздел «Что мы знаем о виде?» Беседа с опорой на знания учащихся. Устное выполнение заданий №1, №2 № 3. Подведение промежуточного итога «Что же мы знаем о виде?» Работа со слайдом «Что же мы знаем о виде?» Перед учащимися представлен список предложений, которые нужно закончить. После ответа ученика, проверяющий нажимает кнопку «Ответ» и в объекте текстовое поле появляется правильный ответ. Выводы записывают в тетрадь. III. Открытие новых знаний. Работа с интерактивным плакатом, раздел «Вид, его критерии и структура» Рассказ учителя в ходе, которого формируем у учащихся представление о виде не только как основной таксономической единице в биологической систематике, но и как целостной структуре живой природы. Учащиеся слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, вносят запись «целостность вида» в тетрадь. Формирование понятий: Вид, ареал, популяция, генофонд. Учащиеся, работая с плакатом, записывают основные понятия в тетрадь. Формирование понятий «критерии вида» учитель выступает в роли консультанта. Учащиеся распределяются на 6 групп, далее самостоятельная работа в группах с раздаточным материалом «критерии вида»: морфологический, физиологический и т.д Работа со слайдом «критерии вида» Проекция незаполненной таблицы на отдельном слайде. Учащиеся каждой группы защищают критерии путём аргументированных ответов на задания в карточках. Все учащиеся по мере защиты критериев, заполняют таблицу в тетрадях. Учитель и учащиеся корректируют ответы товарищей и вносят их в таблицу. IV. Закрепление. Работа с интерактивным плакатом, раздел «Что нового мы узнали о виде?» Беседа по вопросам, проецируемых на экран Учитель объясняет при необходимости ответы, мотивирует к активному участию, напоминает о культуре общения и о необходимости внимания к ответу своих товарищей. Вопросы к ГИА по теме «Вид, его критерии». Индивидуальные ответы. Класс слушает и анализирует ответ товарища. V. Итог урока. Учитель объявляет домашнее задание и оценки за работу на уроке. Домашнее задание: параграф 39 (стр. 143), выучить понятия По желанию – сообщение «Правда ли, что ворон – это муж вороны?» 5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Предметные: - Знать: определение понятий (вид, ареал, популяция, генофонд), давать характеристику понятиям;
- Уметь: используя критерии вида, описывать тот или иной вид растений и животных;
Личностные: Уметь находить необходимые сведения в различных источниках информации. Умение общаться в процессе парного и группового взаимодействия. Метапредметные: Уметь получать новые знания самостоятельно в интерактивном режиме, уметь формулировать цели своей деятельности, уметь контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности |