Слайд 1.
1.Организационный момент.
2.Мотивация.
Учитель ОРКСЭ: Здравствуйте, ребята! Когда мы произносим эти слова, то желаем человеку здравия, то есть здоровья, а также добра и счастья. Начать сегодняшний урок я хочу с пожелания добра и счастья всем присутствующим. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на положительный лад.
- Какое у вас сегодня настроение?
- Давайте поработаем на уроке так, чтобы к концу занятия у всех было отличное настроение!
3.Определение темы и целей урока.
Учитель ОРКСЭ: А, чтобы понять, о чем мы сегодня будем вести речь, давайте посмотрим небольшую сценку, которую приготовили для нас ребята.
СЦЕНКА.
Действующие лица: ученики.
Место действия: перемена в школе.
Паша: Ты, Вадим, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я тебе помогу.
Вадим: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
Подходит Леша и Саша.
Саша: Смотри, Паша решил Вадиму помочь. Вот будет потеха, когда мы увидим, что у него получилось.
Леша: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Вадиму, чтобы тот дал ему списать домашнюю работу.
Паша: (замахивается и начинает драться). Молчи, а то вот как дам тебе.
Вадим: Стой! Стой!
Паша: Эх, ты, Леша, противный! Я тебе еще покажу! Какое доброе дело пропало даром.
Ребята стали думать, почему все так вышло.
Даша: А, может ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Паша: Как это - бескорыстно? Ане шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Вадиму буквы вырезал. Какая мне выгода от этих букв?
Даша: А, для чего ты их вырезал?
Паша: Будто бы не знаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу пятерку за поведение, и меня Нина Ивановна похвалит.
Даша: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Паша: А, для чего же я, по - твоему, должен совершать добрые поступки?
Даша: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
Слайд 2.
На слайде высказывания: «Только сойди с пути добра — и не успеешь опомниться, как завязнешь в зле». Л.Толстой.
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Апостол Павел — Послание к римлянам, 12, 21.
Слайд 3.
Учитель ОРКСЭ: О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о добре и зле).
Учитель ОРКСЭ: У русского поэта В.В.Маяковского есть стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?». Давайте посмотрим фрагмент мультфильма, снятый по этому стихотворению. Внимание на экран.
Показывается фрагмент мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо» с 01.03 по 01.39 минуты.
Учитель ОРКСЭ: Сегодня на уроке нам предстоит ответить на следующий вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Слайд 4.
Проблема: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- Беседа по теме урока, ответы на вопросы:
- как вы считаете, что такое добро?
- что такое зло?
- Индивидуальная работа с карточками.
Учитель ОРКСЭ: Теперь попробуем дать определение понятиям добро и зло.
Задание: из данных слов (у каждого на парте карточки со словами и словосочетаниями) составить определения понятий «добро» и «зло»:
Слайд 5.
Добро - нечто, положительное, хорошее, полезное, противоположное злу (добро);
Зло - нечто, дурное, вредное, противоположное добру.
Учитель ОРКСЭ: Верно, ребята. Такие определения добру и злу даны в Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова.
- Этап рефлексии.
Учитель ОРКСЭ: Какого человека считают добрым, а какого – злым?
7.Беседа по теме урока.
Учитель ОРКСЭ: Ребята, мы с вами живем в мире, в котором живут многие народы, люди разных национальностей, разного вероисповедания (разных религий).
- Вспомните, какие мировые религии вам известны? (христианство, ислам, буддизм).
Слайд 6.
Учитель ОРКСЭ: Во все времена люди на нашей земле, независимо от вероисповедания, боролись со злом, сеяли добро. Но в разных религиях по-разному объясняется появление добра и зла на Земле.
8. Групповая работа, работа с текстом (на листочках на партах).
Учитель ОРКСЭ: В исламе считается, что добро и зло существуют в мире не в силу чьих-то ошибок, а по воле Бога. Он ясно указам людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедовал людям следовать путем добра и справедливости. Поэтому для мусульман важно, чтобы человек верил в Бога, пославшего Коран. Вера в Единого Бога и следование его предписаниям дает человеку право надеяться на избавление от ада. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи.
Учитель ОРКСЭ: В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека в течение всей его жизни: болезни, ссоры, разлука с близкими людьми, неудачи, невозможность достичь поставленной цели, старость и смерть. Буддисты верят, что душа бесконечное число раз рождается в этом мире в облике разных существ, и каждое новое перерождение продлевает и увеличивает страдание. Поэтому подлинное спасение для буддиста – это именно освобождение от страдания. Для достижения спасения необходимо уничтожить в себе ненасытную жажду желаний, отказаться от суетного мира.
Учитель ОРКСЭ: В Библии говорится о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно. Деревья, травы, животные и птицы – все были совершенны. Во главе своего творения Бог поставил человека. Человек должен был управлять миром, беречь и возделывать его в соответствии с замыслом Бога. Бог просил первых людей выполнять правила, установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.
- Этап рефлексии.
Учитель ОРКСЭ:
Слайд 7.
- как возникло добро и зло согласно мусульманскому учению?
Слайд 8.
- как возникло добро и зло согласно буддистскому учению?
Слайд 9.
- как возникло добро и зло согласно христианству?
Учитель ОРКСЭ:
Вот видите, ребята, как в разных религиях по-разному объясняется возникновение добра и зла. А сейчас я приглашаю вас исполнить песню «Бог создал мир» и продолжить наш урок учителю музыки
- Исполнение христианской песни «Бог создал мир».
Бог вначале создал небо,
Следом землю сотворил,
Звёзд фонарики развесил –
Свод небесный осветил.
А затем Он создал море,
Дождь, росу и водопад,
Реки, ручейки, озера,
Создал снег и даже град.
И увидел Бог: хорошо весьма
Всё, что Он сотворил для нас.
Всё, что Бог сотворил... для нас.
Всё, что Бог сотворил, сотворил для нас.
А потом украсил землю,
Насадил цветущий сад –
Розы, лилии, маслины,
Ананас и виноград.
Создал мамонтов и тигров,
Динозавров и слонов,
Птиц лягушек и улиток,
Черепашек и ослов.
И венцом всего творенья
Человека Бог назвал
И вдохнул живую душу,
Чтоб Творца он прославлял.
11. Беседа по теме урока.
Учитель музыки: (читает Притчу о добродетели и обыгрывает стихотворение, фоном тихо звучит музыка)
Ребята, я хочу продолжить наш урок с христианской притчи, послушайте ее:
Спросил однажды ученик
у старца:-Милый Отче,
дурные склонности в душе
сидят довольно прочно,
а добрые - дождем пройдут
и страсти остужают,
недолго в той душе живут
и быстро исчезают.
-Что будет, если закопать
больное семя в почву?-
Здоровое - оставить так,
на солнце, без окучки?.
-Больное скоро прорастет,
плоды даст через время.-
Здоровое - в лучах сгорит,
засохнув без полива.
-И поступают люди так,-
старик в конце ответил,-
ведь добродетели творят,
губя хвальбой при этом,
а недостатки прячут в глубь,
в душе те прорастают,
дают обильные плоды
и сердце умерщвляют.
Учитель музыки: «Творить добро, творить благо» — разве не этому учит нас любая религия, разве не это миссия любого человека на земле? Сейчас вы услышите одну музыкальную историю. Послушайте ее внимательно, а затем ответьте мне на такие вопросы:
- о чем эта история вам расскажет;
- какие поступки людей вы увидите в музыке;
- чему эта история вас научила?
- Слушание одноименной песни «Окно». Автор Светлана Копылова.
Учитель музыки: Итак, ребята,
- что вы узнали из этой музыкальной истории?
- какие поступки людей увидели в музыке?
- чему эта история вас научила?
- Правильно, нужно всегда совершать добрые поступки. Вера в Бога является в этом помощником. Великий русский классик Антон Павлович Чехов сказал: «Человек должен быть или верующим, или ищущим веры. Иначе он «пустой» человек».
В христианской религии Бог сотворил нас, людей, по образу и по подобию Своему, - дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу, для того чтобы, познавая Бога и уподобляясь, Ему, мы становились все лучше и добрее, совершенствовались, и наследовали вечную блаженную жизнь с Богом. Для нашего спасения необходимы правильная вера и жизнь по этой вере, то есть, добрые дела. Отдаляясь же от Бога, мы отдаляемся от добрых дел, совершаем зло, грешим. Грех – это злой, нехороший, неправедный поступок.
Для того, чтобы исправить свои грехи, раскаяться в них, верующие люди и в будни, и в праздники посещают храм. Раскаяние – это сожаление, что грех совершен, покаяние – твердая решимость оставить грех, борьба с ним, перемена жизни.
В храме - особая атмосфера. Это дом Божий и предназначен для молитвы. В нём всё способствует созерцанию, особому молитвенному настрою.
Ученик читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва».
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Учитель музыки: Через участие в святых Таинствах Церкви человек приобщается Божьей благодати - освящаются его мысли, чувства. Он меняется не только внутренне, но зачастую - и внешне. Благоговение перед Богом и храмом мы чувствуем и в песне «Вербочки». Ребята, давайте исполним ее.
- Исполнение песни «Вербочки». Стихи А.Блока, муз. А.Гречанинова.
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
- Работа в парах «Добрые слова».
Слайд 10.
Учитель ОРКСЭ: Ребята, добро начинается с мыслей, затем мысли перетекают в слова и затем в поступки. Мы начнем с малого – постараемся вспомнить как можно больше добрых слов. Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Постарайтесь сказать как можно больше добрых слов друг другу.
- Групповая работа. Работа с пословицами.
Учитель ОРКСЭ: Мудрость народа заключена в пословицах и поговорках. Существует немало пословиц о труде и лени, о дружбе, чести, справедливости, уме, учении и, конечно же, о добре и зле. Сейчас мы с вами познакомимся с этими пословицами. Послушайте следующее задание: выбрать из данных пословиц только пословицы о добре и зле.
1 группа:
- Злой плачет от зависти, добрый - от радости.
- Доброе дело питает и душу, и тело.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Книги не говорят, а правду сказывают.
- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Слайд 11.
2 группа:
1.Кто любит Бога – добра получит много.
2. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
3. Век живи – век учись.
4.Языком не спеши, а делом е ленись.
5. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Слайд 12.
3 группа:
1. Добро наживай, а худое забывай.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3.Вся семья вместе, так и душа на месте.
4.Красна птица пером, а человек умом.
5.Слово – серебро, молчание – золото.
Слайд 13.
4 группа:
1. Худо тому, кто добра не делает никому.
2. Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Терпенье и труд все перетрут.
4.Жизнь измеряется не годами, а трудами.
5.Встречают по одежке, провожают по уму.
Слайд 14.
5 группа:
1. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло.
2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
3. Что написано пером, того не вырубишь и топором.
4. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
5. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Слайд 15.
6 группа:
1.Доброе дело и вводе тонет.
2.Учись доброму, а худое на ум не пойдет.
3.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
4.Ученье – свет, а неученье – тьма.
5.Меньше говори, а больше делай.
Слайд 16.
- Составление правил доброты.
Учитель ОРКСЭ: Давайте попробуем теперь составить общие правила доброты. Что должен делать каждый, чтобы преумножить добро в мире?
Слайд 17 (пять щелчков).
- Этап рефлексии.
Учитель ОРКСЭ:
- Ребята, а как можно одним словом назвать плохие поступки, зло, которое совершает человек? Если человек нарушает нравственные законы? (грех).
Если человек нарушает законы божьи, то нарушается связь человека с Богом.
- Как эту связь восстановить? (делать добрые дела, попросить прощения, раскаяться).
- Что такое раскаяние?
Слайд 18 (пять щелчков).
Учитель ОРКСЭ: Что может помочь человеку в восстановлении связи с Богом? (молитва), а если затрудняются ответить, то наводящий вопрос: - При помощи чего, как человек общается с Богом? (молитва).
Теперь скажите, ответили ли мы на наш проблемный вопрос – что такое хорошо, что такое плохо?
А домашнее задание вам будет задано такое: вспомните фрагмент мультфильма, который мы смотрели вначале урока. В конце фрагмента прозвучали такие слова: «У меня секретов нет, - слушайте, детишки, - папы этого ответ помещаю в книжке». Так вот, вам нужно узнать, каков же был ответ папы, и на следующем уроке об этом рассказать.
Слайды 19-20.
Учитель ОРКСЭ: - Ребята, а сейчас выполним с вами последнее задание. У вас на партах цветные лепестки и листья цветов. Напишите на них добрые слова и добрые дела, которые мы должны совершать, а на листах белой бумаги напишите плохие поступки, которые вы совершили за последнюю неделю или месяц.
А теперь разорвите белый лист на мелкие кусочки и больше не совершайте таких поступков, ведь даже на любое зло нужно отвечать добром.
А лепестки, листья с добрыми словами соединим все в единую картину «Поляну добра» (звучит «Песня о доброте», ребята наклеивают цветы на одну из стен класса). Посмотрите, какая прекрасная цветочная поляна получилась у нас!
Наш урок закончен, спасибо вам за творческую работу на уроке, и совершайте всегда только добрые поступки!
|