I.
Оргмомент
Ребята, посмотрите, как много
гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Психогимнастика.
А сейчас давайте все встанем в
кружок и немного поиграем. Представьте, что мы идем по дороге и вдруг увидели
маленького щенка. Он голоден и совсем замерз. Давайте его поднимем, прижмем к
себе и погладим. Он такой хорошенький. У него мягкая, приятная на ощупь
шёрстка. А теперь представьте, что по столу ползёт маленькая черепашка.
Давайте аккуратно возьмём её двумя пальчиками и посадим к себе на ладошку.
Разглядим ее. И осторожно погладим пальчиком. Какая она на ощупь? Ребята, а
давайте щенка и черепашку возьмем с собой на наше занятие. Кто возьмет щенка?
А кто черепашку? Щенка возьмите на руки, а черепашку посадите на ладонь.
Все проходим и садимся за
парты. А щенка и черепашку бережно посадите рядом с собой на парту.
(Дети берут воображаемых
животных, поглаживают их и садятся с ними за парты.)
II. Сообщение темы занятия.
Ребята, какой первый звук в
слове черепашка? (ч). А в слове щенок? (щ). Сегодня мы будем
продолжать учиться различать звуки Ч
и Щ. Сл. № 2
III. Характеристика
звуков.
Давайте расскажем щенку и
черепашке, какие это звуки. Сл. № 2
Звуки Ч и Щ – оба согласные
(есть преграда для воздушной струи). Почему они в зеленом домике (показываю
на звукобуквенной линейке)? Потому что они всегда мягкие (у них нет твёрдой
пары). Глухие (ушки закрыли, послушали голосок).
IV. Тренировочные
упражнения.
- Ребята, щенок и
черепашка приготовили для вас много интересных заданий.
Для начала они предлагают
сыграть в игру «Запомни и повтори»:
ща – ча – ща ча – ща – ча
щу – чу – щу чу – щу –чу
щи – чи – щи чи – щи – чи
- Графический диктант. Сл.
№ 3
А это задание приготовила для
вас черепашка. Откройте тетради.
Запишите только букву Ч или Щ. (картинки появляются по одной,
дети записывают буквы).
Проверьте себя. Сл. № 4
- Зрительная гимнастика. Сл. № 5
Ребятки, чтобы наши глазки
отдохнули, сделаем зрительную гимнастику. Сядьте поудобнее. Слушайте музыку и
следите глазками за щукой. Сл. № 6
(при мигании картинки нужно
моргать глазами).
- Самостоятельная работа по карточкам.
Ребята, у щенка тоже для вас
есть интересное, но непростое задание (раздаю карточки). Нужно дописать слова
до конца, вставив пропущенные слоги ЧА или ЩА,
ЧУ или ЩУ. Только сначала вспомним правило. Сл. № 7
ЧА-ЩА пиши с буквой А,
ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.
(Пока дети работают в
карточках, я подхожу к каждому и проверяю.)
- Речь
с движением. Сл. № 8
Молодцы, вы хорошо справились с
заданием. И щенок с черепашкой предлагают вам немного отдохнуть и устроить физминутку. Давайте все встанем и все
вместе повторим :
Сл. № 9
Лев рычит, рычит, рычит.
Лев какой? … рычащий.
Пёс ворчит, ворчит, ворчит.
Пёс какой? … ворчащий.
Сл. № 10
Бык мычит, мычит, мычит.
Бык какой? … мычащий.
А петух кричит, кричит.
Он какой? … кричащий.
Сл. № 11
Молоток стучит, стучит.
Молоток какой? … стучащий.
Колокол звучит, звучит.
Колокол какой? … звучащий.
- Пополнение словарного запаса.
Ребята, черепашка припасла для
вас ещё одно задание. Сл. № 12
Посмотрите, на партах у каждого
из вас лежит конверт. Откройте его и достаньте то, что там лежит. Из данного
набора слогов сложите целое слово. А картинка будет вам подсказкой.
- Что у тебя получилось?
(почтальон).
- А у тебя? (пчеловод).
- Лётчик.
- Учитель.
- Часовщик.
- Дрессировщик.
Ребята, почтальон, летчик,
учитель, дрессировщик, часовщик и пчеловод – всё это названия чего?
- Профессий.
Хорошо. Запишите полученное
слово в тетрадь. Подчеркните красной ручкой гласные буквы. Звукобуквенная
линейка вам поможет (на столе у каждого). Посчитайте их (гласные буквы).
Какое мы знаем правило? Сл. № 12
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Выделите каждый слог.
- Составление предложений.
Составьте предложение со своим словом с
помощью картинки, отвечая на вопрос
Кто что делает? Например, что делает почтальон?
- Почтальон разносит почту.
- Что делает пчеловод? –
Пчеловод разводит пчел.
- Лётчик – управляет самолетом.
- Учитель – учит детей.
- Дрессировщик - дрессирует
животных.
- Часовщик – чинит часы.
Давайте запишем в тетрадь
графическую схему предложения: Почтальон разносит почту. Сколько здесь слов? Три.
Значит черточек тоже будет три. Каждое слово обозначается черточкой. |___ ___
___
- Развитие связной речи.
Ребята, щенок и черепашка
решили придумать рассказ про почтальона и девочку Валю. Вот, что у них
получилось:
Сл. № 13
Маленькая девочка Валя жила на улице Заречной. Однажды почтальон
ошибочно положил в ящик чужое письмо. Сл. № 14
А что же дальше произошло?
Ребята, давайте поможем нашим друзьям закончить рассказ с помощью опорных
слов:
отнесла, отдала, старушка, очень, благодарила.
Сл. № 15
(Дети придумывают продолжение
рассказа с помощью опорных слов и
картинок).
V. Итог занятия.
Давайте подведем
итог занятия. Сл. № 16.
Итак, какие звуки мы сегодня изучали? - Ч и Щ.
Что мы о них узнали? Что они оба согласные, всегда мягкие,
глухие. Вы выполнили много заданий.
Какое задание вам больше всего понравилось? Почему?
Сегодня вы все заработали новую наклейку на тетрадь.
Сл. № 17
Щенок и черепашка благодарят вас за хорошую работу на
уроке и дарят вам небольшие подарки.
|