(размещается только
на сайте факультета мультимедиа технологий - www.moi-mummi.ru
в разделе «Полный
текст материала»)
1. Тип
урока: Урок общеметодологической направленности;
2. Цели
урока: Деятельностная – формировать у учащихся способность систематизировать
звуки речи по месту и способу образования; Содержательная – определять наличие
звуковых барьеров при произнесении звуков речи, научиться определять место и способ образования звука; Воспитательная – воспитывать
коммуникативные умения – толерантность, дружбу; Коррекционная – развитие
восприятия на основе 4-х видов модальностей: аудиальной, визуальной,
кинестетической, моторной.
3. Задачи
урока: Выявить субъектный опыт учащихся по теме. Организовать
межличностное взаимодействие учащихся,
реализуемое через решение поставленной перед ними проблемы. Организовать
предъявление новой информации для получения коллективного образовательного
продукта. Анализировать и корректировать деятельность учащихся.
4. Краткое
описание хода урока.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ О
ВЕСЁЛЫХ ЗВУКАХ И СЕРОМ ВОЛКЕ
№, этап
|
Деятельность логопеда
|
Деятельность детей
|
1.Мотивация к деятельности
|
Приветствие.
Закличка – ЗДРАВУШКА (хором):
Здравствуй, небо
голубое!
Здравствуй, солнце
золотое!
Здравствуй, милая
Земля!
Здравствуйте, мои
друзья!
|
Поднимают руки вверх;
Скрещивают руки кистями;
Поклон «до земли»;
Выпрямляются, берутся за руки – улыбаются.
|
2. Актуализация учебного
действия
|
Загадка:
На странице букваря
33 богатыря.
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (Буквы)
Задания:
·
Покажите буквы на картинной азбуке, назовите звуки, которые они обозначают.
·
Разделите слова на слоги: дорога,
забор, улыбка, полка, кошка.
Целеполагание:
- Чему вы хотите научиться на сегодняшнем уроке?
Прогнозирование:
- Что это вам даст?
Анализ:
- Что для этого у вас есть (какие качества, умения, знания?)
- Что мешает вам достичь этой цели сейчас?
Планирование:
- Как этого достичь?
Ребята, достичь этих - целей нам поможет путешествие в сказку.
Начинаем!
|
При выполнении 2-го задания – деление слов на слоги дети вспоминают
правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».
- А как узнать, сколько в слове
гласных звуков?
Дети формулируют цели учебной
деятельности:
Необходимо понимать, что такое
«Гласный» и «Согласный» звук. Хотим научиться выделять гласные звуки для
того, чтобы:
·
уметь делить слова на слоги,
это понадобится при переносе слов на другую строку на письме;
·
не «терять» звуки и слоги при письме, а это – грамотное письмо и «5» в дневнике!
·
Очень трудно выделить гласный
звук после согласного!!!
|
3. Подготовка
учащихся к активному межличностному взаимодействию.
|
Слушание.
ГЛАВА 1.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЗАМОК
В одном
прекрасном лесу есть необычный замок. Живут в этом замке весёлые ЗВУКИ. Своим озорным, весёлым настроением они
могут исцелять, дарить людям счастье, радость и красоту. Звуки эти – непростые,
они являются ключом к Великой Тайне Жизни. Тот, кто разгадает секрет этих
звуков – сможет управлять всем миром. А охраняет их Серый Волк. Он не
выпускает звуки гулять, для этого Волк на выходе из замка сделал БЕШЕНУЮ ДОРОГУ,
которая отличалась резким, непримиримым характером и ловила всех без разбору,
кто вставал на неё. Вокруг БЕШЕНОЙ ДОРОГИ Волк поставил высокий заносчивый,
горделивый БЕЛОСНЕЖНЫЙ ЗАБОР, который всё время гордился своей статью и
красотой. Стремясь выслужиться перед Серым Волком, он особенно старательно
ловил звуки, которые не могла поймать БЕШЕНАЯ ДОРОГА. Вернее сказать, он не ловил
звуки, а помогал Бешеной дороге удерживать звуки в плену. А за Забором Волк установил
третью ловушку для Звуков – ОЧАРОВАТЕЛЬНУЮ УЛЫБКУ. Она была очень коварна и
хитра. Обманом она заманивала к себе Звуки, которые смогли пройти Дорогу и
Забор, и оставляла у себя навсегда.
ДОРОГУ, ЗАБОР и УЛЫБКУ Волк наделил волшебной силой: они могут двигаться.
|
Извлечение необходимой
информации из прослушанного текста.
Определение органов артикуляции.
Детям предлагается разгадать сказку, что означают:
БЕШЕНАЯ ДОРОГА (язык), БЕЛОСНЕЖНЫЙ
ЗАБОР (зубы) и ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ УЛЫБКА (губы).
|
4.Межличностное групповое
взаимодействие.
|
Слушание.
ГЛАВА 2. ДОБРЫЕ
ВОЛШЕБНИКИ
Пойманные
Звуки грустили и тосковали. А там, где грусть и тоска,- нет места для
радости. Весёлые Звуки стали Печальными и
навсегда забыли своё имя и дорогу домой. Спасти их могут только люди. Надо
громко и дружно сказать заклинание - тогда чары злого Волка потеряют силу, а
Звуки обретут радость и смогут вернуться обратно в Замок.
1.
Заклинание для 1-й ловушки: «Бешеная ДОРОГА! Отпусти,
пожалуйста, звуки: Г, К, Х – Й, Ч, Щ – Ш,Ж – Р!»
2. Заклинание для 2-й ловушки:
«Белоснежный ЗАБОР! Отпусти, пожалуйста, звуки :Л, Н, Т, Д – С, З, Ц!»
3. Заклинание для 3-й ловушки:
«Очаровательная УЛЫБКА! Отпусти, пожалуйста, звуки М, П, Б, В,Ф!»
|
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Работа в группах.
Дети делятся на 3
группы.
Детям предлагается определить,
какие звуки поймала каждая ловушка.
Выбор средств для реализации
цели:
– Что для этого нужно? – Волшебная карта звуков
(Азбука), волшебные зеркала. Возможно, артикуляционные профили звуков.
1 группа – ищет 9 звуков, которые поймала Бешеная Дорога – 3 заднеязычных
звука (образуются в горле), 3 среднеязычных, 2 звука «провалились» в яму, 1
звук дорога треплет.
2 группа – ищет 7 звуков, которые поймали Белоснежный Забор и Бешеная Дорога
вместе. Из них 4 звука – в верхней половине Забора, 3 звука – в нижней
половине Забора.
3 группа – ищет 5 звуков, которые поймала Очаровательная Улыбка (из них 2
звука она поймала вместе с Забором);
Найденные звуки-буквы дети выкладывают на
волшебные тарелочки.
|
Физминутка
|
Любимая игра Весёлых Звуков» -«Паутинка»
|
Дети встают в круг, берутся за
руки и, пролезая под руками по очереди, запутывают паутинку, не разжимая рук.
Затем распутывают «паутинку».
|
5. Анализ объектов с целью выделения признаков
|
Слушание.
ГЛАВА 3. ВОЛШЕБНАЯ СИЛА
Среди этих звуков есть Особенные Большие Звуки, которые не огути ловушек Волка, потому что у них есть
волшебная сила – ГЛАС. ГЛАС может разрушить любое колдовство. Пользуясь ГЛАСОМ, Особенные Звуки огути вылетают из замка, ДОРОГА огути лежит,
ЗАБОР и УЛЫБКА открыты, Люди назвали
эти звуки ГЛАСНЫЕ. Давайте найдём и позовём их – 5 Особенных Больших Звуков!
Раз есть БОЛЬШИЕ Звуки, значит, должны быть и
... (какие звуки?) В волшебном замке также есть Особенные МАЛЫЕ Звуки. Они тоже обладают волшебной силой - ГЛАСОМ, но у
них этой силы огути будет. Заколдованные огути пытаются их поймать, но ни разу ещё не поймали. Малые
Звуки тоже огут вылетать из
замка и гулять. Найти эти звуки непросто, но мы попробуем! Ищем 5 Особенных Малых Звуков.
|
Работа в парах
либо самостоятельная.
Дети определяют в парах, либо с помощью дзеркал - какие звуки обладают волшебной силой (при произнесении этих звуков во рту -большая щель), называют их, логопед записывает на доске красным
мелом гласные 1-го ряда:
А, О, У, Э, Ы
(гласные 1-го ряда).
Дети с помощью дзеркал, либо в парах определяют гласные звуки 2-го ряда (при произнесении
этих звуков щель маленькая), называют, логопед записывает
на доске красным мелом (под гласными 1-го ряда): Я, Ё, Ю, Е, И.
|
6.Самостоятельная работа с
проверкой по эталону.
|
Слушание
ГЛАВА
4. ЖИВИТЕ В СОГЛАСИИ
Гласным
звукам хорошо живётся, они гуляют, когда хотят. А остальные звуки грустят.
Тогда люди им сказали:
- Живите в СО-ГЛАСИИ!
- А как это? –
спросили грустные звуки.
- «СО» - значит «вместе». Вам надо подружиться с ГЛАСными
звуками, тогда все пути вам будут открыты. Вы СОГЛАСНЫ?
- ДА!!! УРА-А-А!!! МЫ СОГЛАСНЫ! – Звуки подружились, в замке
стало радостно и шумно.
Люди назвали эти звуки – СОГЛАСНЫЕ.
ЭПИЛОГ
Когда
в товарищах
СО-ГЛАСья
нет,
На
лад их дело не пойдёт,
И
выйдет из него не дело, только мука.
И. Крылов
|
Просмотр
презентации «Логопедическая сказка».
По ходу презентации дети называют
согласные и гласные звуки (закрепление материала)
|
7.Включение в систему знаний и
повторения
|
Письмо от Серого Волка. Ему понравилось ваше бесстрашие, трудолюбие и
любознательность. В знак уважения он дарит вам Большой Секрет Гласных Звуков:
Чтобы выделить гласные звуки из слов, нужно определить, какой звук вы
произносите в момент открытия рта. Для этого положите ладонь под
подбородок и внятно, чётко произносите слово. ВЫ СМОЖЕТЕ ВЫДЕЛИТЬ ВСЕ ГЛАСНЫЕ
ЗВУКИ, они больше не будут от вас прятаться!
|
Выделение гласных звуков из
слов: ГУБЫ, ЗУБЫ, ЯЗЫК, ДРУЖБА, ДОРОГА, УЛЫБКА, ЗАБОР, ВОЛК, УМНИЦА...
|
8. Рефлексия
|
-Дети, понравилось
вам путешествие по сказке?
-Что нового вы
узнали?
-Чему научились?
-Чему удивились?
Конец занятия.
Спасибо за внимание!
|
Ответы детей, выбор детьми соответствующего «смайлика»: «Очень понравилось», «Понравилось», «Есть
затруднения».
Дети встают в круг, поют песню «Вместе весело шагать» В. Шаинского.
)
|
5.
Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
Знания -
Принципиальное отличие гласных звуков (голос и щель) от согласных звуков
(звуковой барьер, препятствие, ловушка), место образования согласных звуков.
Умения - дифференциация гласных и
согласных, выделение гласных звуков из слов. Навыки и качества –
любознательность, находчивость, взаимопомощь, умение работать в команде.
|