Пятница, 26.04.2024, 05:16
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия

Дифференциация гласных и согласных звуков.
[ · Скачать удаленно () ]
11.02.2014, 18:47

Описание проекта

(размещается только на сайте факультета мультимедиа технологий - www.moi-mummi.ru  

в разделе «Полный текст материала»)

 

1.      Тип урока: Урок общеметодологической направленности;

2.      Цели урока: Деятельностная – формировать у учащихся способность систематизировать звуки речи по месту и способу образования; Содержательная – определять наличие звуковых барьеров при произнесении звуков речи, научиться определять место  и способ образования звука; Воспитательная – воспитывать коммуникативные умения – толерантность, дружбу; Коррекционная – развитие восприятия на основе 4-х видов модальностей: аудиальной, визуальной, кинестетической, моторной.

3.      Задачи урока: Выявить субъектный опыт учащихся по теме. Организовать межличностное  взаимодействие учащихся, реализуемое через решение поставленной перед ними проблемы. Организовать предъявление новой информации для получения коллективного образовательного продукта. Анализировать и корректировать деятельность учащихся.

4.      Краткое описание хода урока.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ О ВЕСЁЛЫХ ЗВУКАХ И СЕРОМ ВОЛКЕ

 

 

 

№, этап

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Мотивация к деятельности

Приветствие. Закличка – ЗДРАВУШКА (хором):

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, милая Земля!

Здравствуйте, мои друзья!

 

 

Поднимают руки вверх;

Скрещивают руки кистями;

Поклон «до земли»;

Выпрямляются, берутся за руки – улыбаются.

2. Актуализация учебного действия

Загадка:

На странице букваря 33 богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.                                            (Буквы)

Задания:

·         Покажите буквы на картинной азбуке, назовите звуки, которые они  обозначают.

·         Разделите слова на слоги: дорога, забор, улыбка, полка, кошка.

Целеполагание:

- Чему вы хотите научиться на сегодняшнем уроке?

Прогнозирование:

- Что это вам даст?

Анализ:

- Что для этого у вас есть (какие качества, умения, знания?)

- Что мешает вам достичь этой цели сейчас?

Планирование:

- Как этого достичь?

 

     

Ребята, достичь этих - целей нам поможет путешествие в сказку.

Начинаем!

При выполнении 2-го задания – деление слов на слоги дети вспоминают правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».

- А как узнать, сколько в слове гласных звуков?

 Дети формулируют цели учебной деятельности:

Необходимо понимать, что такое «Гласный» и «Согласный» звук. Хотим научиться выделять гласные звуки для того, чтобы:

·         уметь делить слова на слоги, это понадобится при переносе слов на другую строку на письме;

·          не «терять» звуки  и слоги при письме,  а это – грамотное письмо и  «5» в дневнике!

·         Очень трудно выделить гласный звук после согласного!!!

3. Подготовка учащихся к активному межличностному взаимодействию.

Слушание.

ГЛАВА 1. ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЗАМОК

            В одном прекрасном лесу есть необычный замок. Живут в этом замке весёлые ЗВУКИ.  Своим озорным, весёлым настроением они могут исцелять, дарить людям счастье, радость и красоту. Звуки эти – непростые, они являются ключом к Великой Тайне Жизни. Тот, кто разгадает секрет этих звуков – сможет управлять всем миром. А охраняет их Серый Волк. Он не выпускает звуки гулять, для этого Волк на выходе из замка сделал БЕШЕНУЮ ДОРОГУ, которая отличалась резким, непримиримым характером и ловила всех без разбору, кто вставал на неё. Вокруг БЕШЕНОЙ ДОРОГИ Волк поставил высокий заносчивый, горделивый БЕЛОСНЕЖНЫЙ ЗАБОР, который всё время гордился своей статью и красотой. Стремясь выслужиться перед Серым Волком, он особенно старательно ловил звуки, которые не могла поймать БЕШЕНАЯ ДОРОГА. Вернее сказать, он не ловил звуки, а помогал Бешеной дороге удерживать звуки в плену. А за Забором Волк установил третью ловушку для Звуков – ОЧАРОВАТЕЛЬНУЮ УЛЫБКУ. Она была очень коварна и хитра. Обманом она заманивала к себе Звуки, которые смогли пройти Дорогу и Забор,  и оставляла у себя навсегда. ДОРОГУ, ЗАБОР и УЛЫБКУ Волк наделил волшебной силой: они могут двигаться.

 

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Определение органов артикуляции.

Детям предлагается разгадать сказку, что означают:

 БЕШЕНАЯ ДОРОГА (язык), БЕЛОСНЕЖНЫЙ ЗАБОР (зубы) и ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ УЛЫБКА (губы).

 

4.Межличностное групповое взаимодействие.

Слушание.

ГЛАВА 2. ДОБРЫЕ ВОЛШЕБНИКИ

            Пойманные Звуки грустили и тосковали. А там, где грусть и тоска,- нет места для радости. Весёлые Звуки стали Печальными и  навсегда забыли своё имя и дорогу домой. Спасти их могут только люди. Надо громко и дружно сказать заклинание - тогда чары злого Волка потеряют силу, а Звуки обретут радость и смогут вернуться обратно в Замок. 

1.      Заклинание для 1-й ловушки: «Бешеная ДОРОГА! Отпусти, пожалуйста, звуки:  Г, К, Х – Й, Ч, Щ – Ш,Ж – Р

2.      Заклинание для 2-й ловушки: «Белоснежный ЗАБОР! Отпусти, пожалуйста, звуки :Л, Н, Т, Д – С, З, Ц

3.      Заклинание для 3-й ловушки: «Очаровательная УЛЫБКА! Отпусти, пожалуйста, звуки М, П, Б, В,Ф

 

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Работа в группах.

Дети делятся на 3 группы.

     Детям предлагается определить, какие звуки поймала каждая ловушка.

Выбор средств для реализации цели:

– Что для этого нужно? – Волшебная карта звуков (Азбука), волшебные зеркала. Возможно, артикуляционные профили звуков.

1 группа – ищет 9 звуков, которые поймала Бешеная Дорога – 3 заднеязычных звука (образуются в горле), 3 среднеязычных, 2 звука «провалились» в яму, 1 звук дорога треплет.

2 группа – ищет 7 звуков, которые поймали Белоснежный Забор и Бешеная Дорога вместе. Из них 4 звука – в верхней половине Забора, 3 звука – в нижней половине Забора.

3 группа – ищет 5 звуков, которые поймала Очаровательная Улыбка (из них 2 звука она поймала вместе с Забором);

Найденные звуки-буквы дети выкладывают на  волшебные тарелочки.

Физминутка

Любимая игра Весёлых Звуков»  -«Паутинка»

Дети встают в круг, берутся за руки и, пролезая под руками по очереди, запутывают паутинку, не разжимая рук. Затем распутывают «паутинку».

5. Анализ объектов с целью выделения признаков

 

Слушание.

 ГЛАВА 3. ВОЛШЕБНАЯ СИЛА

 

Среди этих звуков есть Особенные Большие Звуки,  которые не огути  ловушек Волка, потому что у них есть волшебная сила – ГЛАС. ГЛАС может разрушить любое колдовство. Пользуясь ГЛАСОМ, Особенные Звуки огути вылетают из замка, ДОРОГА огути лежит, ЗАБОР  и УЛЫБКА открыты, Люди назвали эти звуки ГЛАСНЫЕ. Давайте найдём и позовём их – 5 Особенных Больших Звуков!

            Раз есть БОЛЬШИЕ Звуки, значит, должны быть и ... (какие звуки?) В волшебном замке также есть Особенные МАЛЫЕ Звуки. Они тоже обладают волшебной силой -  ГЛАСОМ, но у них этой силы огути будет. Заколдованные огути пытаются их поймать, но ни разу ещё не поймали. Малые Звуки тоже огут вылетать из замка и гулять. Найти эти звуки непросто, но мы попробуем! Ищем 5 Особенных Малых Звуков.

 

Работа в парах либо самостоятельная.

Дети определяют в парах, либо с помощью дзеркал - какие звуки обладают волшебной силой (при произнесении этих звуков во рту -большая щель), называют их, логопед записывает на доске красным мелом гласные 1-го ряда:

А, О, У, Э, Ы (гласные 1-го ряда).

 

 

Дети с помощью дзеркал, либо в парах определяют гласные звуки 2-го ряда (при произнесении этих звуков щель маленькая), называют, логопед записывает на доске красным мелом (под гласными 1-го ряда): Я, Ё, Ю, Е, И.

 

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 

Слушание

ГЛАВА 4. ЖИВИТЕ В СОГЛАСИИ

 

            Гласным звукам хорошо живётся, они гуляют, когда хотят. А остальные звуки грустят. Тогда люди им сказали:

- Живите в СО-ГЛАСИИ!

- А  как это? – спросили грустные звуки.

- «СО» - значит «вместе». Вам надо подружиться с ГЛАСными звуками, тогда все пути вам будут открыты. Вы СОГЛАСНЫ?

- ДА!!!  УРА-А-А!!!  МЫ СОГЛАСНЫ! – Звуки подружились, в замке стало радостно и шумно.

 

Люди назвали эти звуки – СОГЛАСНЫЕ.

 

ЭПИЛОГ

Когда в товарищах

СО-ГЛАСья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

И. Крылов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр презентации «Логопедическая сказка».

По ходу презентации дети называют согласные и гласные звуки (закрепление материала)

7.Включение в систему знаний и повторения

Письмо от Серого Волка. Ему понравилось ваше бесстрашие, трудолюбие и любознательность. В знак уважения он дарит вам Большой Секрет Гласных Звуков: Чтобы выделить гласные звуки из слов, нужно определить, какой звук вы произносите в момент открытия рта. Для этого положите ладонь под подбородок и внятно, чётко произносите слово. ВЫ СМОЖЕТЕ ВЫДЕЛИТЬ ВСЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, они больше не будут от вас прятаться!

Выделение гласных звуков из слов: ГУБЫ, ЗУБЫ, ЯЗЫК, ДРУЖБА, ДОРОГА, УЛЫБКА, ЗАБОР, ВОЛК, УМНИЦА...

8. Рефлексия

-Дети, понравилось вам путешествие по сказке?

-Что нового вы узнали?

-Чему научились?

-Чему удивились?

 

 

Конец занятия. Спасибо за внимание!

Ответы детей, выбор детьми соответствующего «смайлика»:   «Очень понравилось», «Понравилось», «Есть затруднения».

Дети встают в круг, поют песню «Вместе весело шагать» В. Шаинского.

)

 

 

5.      Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.

Знания - Принципиальное отличие гласных звуков (голос и щель) от согласных звуков (звуковой барьер, препятствие, ловушка), место образования согласных звуков. Умения -  дифференциация гласных и согласных, выделение гласных звуков из слов. Навыки и качества – любознательность, находчивость, взаимопомощь, умение работать в команде.

 

Категория: Логопедические занятия | Добавил: Виктория-логопед
Просмотров: 3795 | Загрузок: 665 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
1 ChertkovaMarina  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]