Вторник, 21.11.2017, 18:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия

«Дифференциация звуков [в], [в’] - [ф], [ф’]»
[ · Скачать удаленно () ]
11.01.2014, 17:21

Описание проекта

1.      Тип урока – Обобщение и систематизация  знаний.

2.      Цели урока

3.      Обобщить и систематизировать  знания учащихся о парных согласных в – ф.

Развивать умение сравнивать парные согласные звуки и давать им характеристику. Развивать фонематическое восприятие,  умение выполнять звуковой анализ слов. Развивать  орфографическую зоркость, формировать навык грамотного письма. Развивать высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление. Воспитывать культуру речи, внимательное отношение к устной и письменной речи.

.

  1. Задачи урока

Научить сравнивать звуки [в, в' – ф, ф'] и давать их точную характеристику.  Закрепить  знание и различение понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение.

Закрепить умение формулировать тему и цели занятия; умение выполнять звуковой анализ слов: определение наличия звуков [в, в' – ф, ф'] в словах; определение места звука в слове и их последовательности. Формировать умение вставлять пропущенные парные согласные, используя орфографическое правило о написании парных согласных в корне слова.  Закрепить умение образовывать словосочетания из данных слов, составлять грамматически правильные предложения из слов, данных в начальной форме.

Способствовать расширению поля зрения и развитию межполушарного взаимодействия,   снятию непроизвольных, непреднамеренных движений и мышечных зажимов.

 

  1. Краткое описание хода урока

Организационный момент.

Логопед: Ребята, здравствуйте, садитесь. Сегодня на занятии мы продолжаем путешествие в мир звуков и букв.

 Введение в тему занятия.

Слайд 2. Логопед: Чтобы узнать тему занятия вам нужно расшифровать  код. Каждой цифре соответствует буква, замените цифру  буквой, запишите в тетрадь тему занятия.

(На экране появляется шифр и код)

                                                  шифр

1        2   3   4  5  6  7  8   9  10  11  12 13 14 15 16

а    о   п  ы   р  с  е  н   г  д    т     л   в   к   ж   м

                              код

3, 1, 5, 8, 4, 7        6, 2, 9, 12, 1, 6, 8, 4, 7  

 

Логопед: Прочитайте тему нашего занятия.

Дети: «Парные согласные»

  1. Актуализация знаний (повторение изученного)

Логопед: вспомните, по каким двум признакам согласные могут быть парные? (зрительная опора на схему – таблицу)

Логопед: Какие согласные имеют пару по признаку твёрдый – мягкий?

Логопед: Какие согласные имеют пару по признаку звонкий – глухой?

Логопед: над различением каких парных согласных мы сегодня будем работать вы узнаете, выполнив следующее задание.

2.      Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Слайд 3. Логопед: назовите изображённые картинки. Запомните их.

(при наведении курсора на вишню и нажатии картинки исчезают)

Логопед: вспомните и назовите, какие картинки были на экране.

 (при наведении курсора на солнце и нажатии появляются картинки, но не все)

Логопед: посмотрите внимательно, какие картинки пропали?

 (при повторном наведении курсора на солнце и нажатии мышки появляются недостающие картинки)

Слайд 4. Логопед: назовите, какие картинки изображены на верхней строке, подумайте, какое слово в данной строке лишнее? Почему?

Учащиеся называют свои варианты ответа, логопед наводит курсор на выбранные детьми варианты, проверяя их правильность.

Логопед: назовите, какие картинки изображены на нижней строке,  подумайте, какое слово в данной строке лишнее? Почему?

Учащиеся называют свои варианты ответа, логопед наводит курсор на выбранные детьми варианты, проверяя их правильность.

Логопед: над различением, каких парных согласных звуков мы сегодня будем работать?

Дети: мы будем работать над различением парных согласных звуков [в-в', ф-ф']

Логопед: предположите, какие знания и умения мы сегодня будем закреплять, над чем мы сегодня будем работать?

Слайд 5. Логопед знакомит с направлениями работы на занятии:

Слайд 6. Уточнение характеристики  звуков [в, в' – ф, ф'].

Логопед: Выберите правильную характеристику звуков   [в], [в’]  - [ф], [ф’]

(логопед наводит курсор на предлагаемые детьми ответы, проверяя их правильность, просит детей обосновать свой выбор)

Кинезиологическое упражнение «Горизонтальная восьмёрка».

Развитие фонематического слуха и  навыков звукового анализа.

Выделение звуков [в], [в’]  - [ф], [ф’] из слов.

1.      Слайд 7.  Логопед: посмотрите на картинки.

Определите в какой группе картинок слова содержат звуки  [в - ф’] ?

Предложены картинки: вишня, свёкла; картофель, киви;  кровать, графин.

Дети называют картинки, объясняя свой выбор. Логопед наводит курсором на картинки, проверяя правильность их выбора.

2.      Слайд 8. Логопед: посмотрите на картинки.  

Определите в какой группе картинок слова содержат звуки  [в’ - ф] ?

Предложены картинки: конфета, пуговица; звезда, фонари; дельфины, вертолёт.

3.      Слайд 9. Логопед: посмотрите на картинки.

Определите в какой группе картинок слова содержат звуки  [в - в’] ?

 Предложены картинки: шкаф, телефон; варежки, валенки; волк, пингвины.

4.      Слайд 10. Логопед: назовите, что изображено на картинках. Какие схемы слов соответствуют данным картинкам?

Картинки: туфли, свеча, флаги.

Дети называют картинки и соответствующие им схемы, объясняя свой выбор. Логопед наводит курсором на выбранные схемы слов, проверяя правильность их выбора.

5.      Слайд 11. Логопед: назовите картинки, определите, какой звук [ф] или [ф’] в слове, какой по счёту он стоит?

Предложены картинки: графин, шкаф, туфли.

Дети называют картинки, определяют, какой звук [ф] или [ф’] в слове, опираясь на цифровую шкалу, определяют каким по счёту он стоит.  Логопед наводит курсором на выбранные буквы и цифры, проверяя правильность их выбора.

6.       Слайд 12. Логопед: посмотрите на картинки.  В каком слове звук [в’] стоит на том же месте, что и в слове звезда?

Предложены картинки: фонарик, ведро, киви, пуговица, свёкла, конфета,

Дети определяют, на каком месте стоит звук [в’] в слове звезда, называют картинки, подбирая подходящее слово, определяя каким по счёту стоит звук [в’].  Логопед наводит курсором на выбранные слова, проверяя правильность их выбора.

7.      Слайд 13. Логопед: посмотрите на картинки. Подбери к слову соответствующую схему.

Предложены картинки и слова: волк, корова, верблюд.

К каждому слову предложены 4 схемы, но только одна из них является верной.

Логопед наводит курсором на выбранную схему, проверяя правильность их выбора.

Слова и схемы записываются в тетрадь.

 

Кинезиологическое упражнение «Перекрёстное марширование»

 

Задание № 3  Восстановление деформированных слов, словосочетаний и предложений.

1.      Слайд 14. Логопед: вставьте в слова пропущенные буквы в  или ф.

__лакон, __агон,  __еник, __оробей, про__од, ке__ир, ко__ёр, сара__ан.

 (флакон, вагон, веник, воробей, провод, кефир, ковёр, сарафан)

Дети называют слова, определяют пропущенную букву.  Логопед наводит курсором на выбранные буквы, проверяя правильность их выбора.

2.      Слайд 15. Логопед: нам даны два столбика слов. К словам из первого столбика необходимо подобрать нужное слово из второго столбика, чтобы получилось словосочетание.

Родниковая               торт

Вафельный                ворота

Фарфоровая              вода

Деревянные               ваза

Разноцветные          кофта

Фруктовые               флаги

Вязаная                      конфеты

Дети называют получившиеся словосочетания.  При правильном словосочетании логопед наводит курсор на выбранные слова 2 столбика, подтверждая правильность их выбора.

(родниковая вода, вафельный торт, фарфоровая ваза, деревянные ворота, разноцветные флаги, фруктовые конфеты, вязаная кофта)

3.      Слайд 16. Логопед: на экране вам даны слова. Составьте из данных слов грамматически правильные  предложения.

Форточка, Вера, закрывать. Ворота, у, вратарь, стоять. Видеть, филин, ночью, хорошо.

Фуражка, Феди, новая, у. Фонтаны, площади, на, включили. Поспевают, в, овощи, августе, и, фрукты.

Дети называют получившиеся предложения. Учащиеся и логопед определяют правильность предложенных предложений.

Логопед: я продиктую вам предложения, запишите их в тетрадь.

Вера закрыла форточку.  У Феди новая фуражка.

Слайд 17. Логопед: сверьте написанные вами предложения с образцом. Исправьте допущенные ошибки, если они есть.

Итог занятия. Рефлексия.

Логопед: Вот и подошло к концу ещё одно путешествие в мир звуков и букв.

1.        Над различением, каких звуков мы работали на занятии?

2.        Чему вы научились сегодня на занятии?

3.        Какие задания вам выполнять было легко?

4.        Какие задания были для вас сложными?

5.        Какие умения вам нужно совершенствовать?

 

6.      Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.

Предметные

  • Знать  точную характеристику звуков [в, в' – ф, ф']. Знать и различать понятия: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение.
  • Актуализируется умение формулировать тему и цели занятия, выполнять звуковой анализ слов: умение вставлять пропущенные буквы подбирая проверочные слова. Закрепляется умение образовывать словосочетания из данных слов, составлять грамматически правильные предложения из слов, данных в начальной форме.

Личностные: развитие высших психических функций: внимания, восприятия,  памяти, мышления. Развитие орфографической зоркости, формирование навыков грамотного письма.  Расширение поля зрения и развитие межполушарного взаимодействия, снятие непроизвольных, непреднамеренных движений и мышечных зажимов.

Метапредметные: через метапредметные задания учащиеся овладевают системой знаний и операций, обеспечивающих усвоение правил и норм русского языка.

Категория: Логопедические занятия | Добавил: svetaskubrieva
Просмотров: 2036 | Загрузок: 322 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
2  
Отличная работа, Светлана Владимировна.

1  
Уважаемая  коллега!

Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС» и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.

Технический эксперт  М.С. Крюкова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]