Описание проекта Тема «Звуки [С] - [Ш]» («Предновогодние хлопоты») 1. Тип: Подгрупповое занятие. 2. Цель: закрепление у детей навыка различения и правильного употребления в речи звуков [С] - [Ш]. 3. Задачи: Коррекционно-образовательные: продолжать формировать умение различать звуки [С] - [Ш] по акустическим и артикуляционным признакам; закреплять умение выделять звуки [С] - [Ш] в слогах, словах и соотносить эти звуки с символами; закреплять умение определять позицию звуков в словах; учить говорить об отношениях предметов в пространстве с помощью предлогов (НАД, ПОД, МЕЖДУ) и наречий (СЛЕВА, СПРАВА); формировать грамматические стереотипы словоизменения в экспрессивной речи.
Коррекционно-развивающие: совершенствовать фонематическое восприятие и вырабатывать навык звукового анализа слов; формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память; закреплять точное сочетание речи и движений пальцев рук; продолжать формировать ИКТ-компетенцию дошкольника.
Коррекционно-воспитательные: вырабатывать навык самоконтроля; развивать умение оценивать результаты работы по заданию; воспитывать умение слушать и слышать друг друга; развивать нравственные качества (ответственность и забота о близких).
4. Описание хода урока:
I этап. Мотивация и самоопределение деятельности
Игра «Бывает - не бывает» Логопед перед входом в кабинет для каждого ребенка произносит отдельную фразу, содержащую истину или ложь. (События касаются зимнего времени года). Логопед: «Всё лето медведь спит в берлоге…», «Приходит Дед Мороз и забирает у детей подарки…», «Зимой у медведицы рождаются маленькие бельчата…», «Декабрь, январь, февраль – это названия осенних месяцев…». Ребёнок оценивает содержание высказывания логопеда словами «бывает», «не бывает», «да», «нет» и следует к своему месту. (Включить проектор с открытыми файлами для занятия в программе Smart Notebook!) Логопед: Какого времени года касались события, о которых я спрашивала? Дети: Зимы. Логопед: А какие еще времена года вы знаете? Дети: Весна, лето, осень. Логопед: Как известно, зимой люди встречают Новый год. Дети мечтают о новогодних подарках. Дошколята писать не умеют, поэтому записывают звуковые открытки для дедушки Мороза. К нам на занятие случайно попала подобная открытка. Послушаем её. (Сдвинуть виртуальную шторку с экрана, открыв кнопку запуска аудиофайла!)
Звучит аудиограмма (Слайд №1)
«Дедуска Морош, я хотю полутить на Новый год жаводную масынку, книску о лосадях, клюску с сайбой и коньки. Мама здет субу, папа – масыну Скода, бабуска – шумку, а дедуска - сахматы и коселёк. Шпащибо, Алёса.» (Полностью открыть слайд!)
Логопед: Если не увидеть на открытке подарки, о которых говорит малыш, то понять его сложно! Почему? Дети: Он плохо говорил. Малыш путал звуки С-Ш, слова изменились и стали непонятными. Логопед: Я беспокоюсь о вас. Сможете ли вы при встрече с Дедом Морозом правильно озвучить свои мечты о подарках? (Перейти на следующий слайд, закрытый шторкой!) Поэтому сегодня мы будем тренироваться слышать звуки С-Ш и произносить их в словах. Помогать нам в этом будут звуковые символы: , ,
II этап. Актуализация знаний по теме
1. «Сравним звуки» Логопед: Вспомним, какое положение занимает широкий кончик языка, когда мы произносим звук С? (Звуковой символ «Насос») Дети: Прячется за нижние зубы. Логопед: Воздушная струя? Дети: Холодная. Логопед: А какое положение занимает широкий кончик языка, когда мы произносим звук Ш ? (Звуковой символ «Из шарика выходит воздух») Дети: Прячется за верхние зубы. Логопед: Воздушная струя? Дети: Теплая.
2. «Обозначь звук» (У детей комплект индивидуальных карточек с символами звуков С-Ш) Логопед: Потренируем уши и руки. Играем в игру «Обозначь звук». Логопед: Возьмите в правую руку символ звука С, а в левую – звука Ш. Вытяните руки вперёд. Услышите С – правая рука вниз и в исходное положение. Услышите Ш – левая рука вверх и в исходное положение.
Ас, аш, ши, со, каша, Даша, сапог и пр.
3. «Соберём Снеговика» (Слайд №2) (Работа на ИД) Логопед: На улице сейчас морозно и снег не липкий, но я предлагаю вам слепить снеговика прямо здесь. В этом нам поможет волшебная доска. (Убрать шторку!) Логопед: Каждый из вас выбирает на слайде деталь снеговика, читает её название с помощью звуковых символов и «перетаскивает» её в нужное место. Дети: Читает по символам « Ис» и «перетаскивает» рукой на середину слайда самый большой ком. И т.д. Логопед: Снеговик готов, хорошо потрудились. От снега пальцы мёрзнут, а от доски могут устать. Разомнём их. (Закрыть шторкой!)
Коррекционно-развивающий блок
Пункт 1. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – дедушка, (встречаются подушечки больших пальцев рук) Этот пальчик – бабушка, (подушечки указательных пальцев) Этот пальчик – папочка, (подушечки средних пальцев рук) Этот пальчик – мамочка, (подушечки безымянных пальцев) Ну а этот пальчик – я, (подушечки мизинцев) Вот и вся (одновременно подушечки всех моя семья! противоположных пальцев рук соприкасаются).
III этап. Практическая деятельность (Убрать шторку!) 1. «Для кого подарок» (Слайд №3) (Работа на ИД) Логопед: Мы только что в разминке для пальчиков рук назвали членов наших семей. Наступление Нового года – праздник для всех: и для детей, и для взрослых. Новогодних подарков ждут все. Поиграем в игру «Для кого подарок» (на ИД). Образец: Логопед: Правильно назови предмет под номером… «Перетащи» символ услышанного в названии звука (С или Ш) на звуковую линейку в нужное место (начало, середина, конец). Подумай и скажи, для кого из твоей семьи он подходит. Ребёнок: Говорит: «Кошелёк», выбирает символ звука Ш и перетаскивает его в среднюю клетку звуковой линейки под изображением предмета. «Подходит для дедушки!». И т.д. Логопед: Молодцы! Никого без подарка не оставили!
2. «Наведём порядок на полке» (Слайд №4) (Работа на ИД)
Логопед: Перед встречей Нового года принято наводить порядок в доме. Я буду подсказывать вам, где какой предмет должен находиться. Вы внимательно слушайте мою подсказку, запоминайте и ставьте его в то место, о котором я говорила. А затем сами скажите, где теперь стоит предмет. Образец: Логопед: Поставь сундук под мишку. Ребенок: Передвигает названный предмет на указанное место, говорит: «Готово (всё). Сундук стоит под мишкой». И т.п.
Коррекционно-развивающих блок
Логопед: Как вы точно расставили все игрушки! Глаза вам помогали и, наверное, устали. Дадим им отдых. (Проектор выключается!)
Пункт 2. Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза, (глаза закрыты) И подглядывать нельзя! (глаза закрыты) Наши глазки отдыхают, (глаза закрыты) Отдыхают – не моргают. (глаза закрыты) А теперь мы их откроем, (открыть глаза) Через речку мост построим. ( повести глазами из стороны в сторону) Нарисуем букву О, получается легко. (глазами совершить круговое движение) Вверх посмотрим, глянем вниз, (движение глазами вверх-вниз) Вправо, влево повернем, (движение глаз влево-вправо) Заниматься вновь начнем! (поморгать)
3. «Подскажи слово» (Работа со словами-паронимами с помощью наглядного раздаточного материала)
Логопед: Далее, тренируем сообразительность и внимание. Ушки слушают, языки занимают нужное положение. Играем в «Подскажи словечко». Логопед: называет предметы на картинках и раздаёт их парами детям. Далее говорит: «У каждого из вас пара картинок с изображениями разных предметов. Названия предметов очень похожи. Только в одних словах есть звук С, но нет звука Ш, а, в других, наоборот, звук Ш есть, звука С – нет. Будьте очень внимательны и подсказывайте мне нужное слово!»
Сочинял писатель …басню.(1) Рисовал художник… башню.(1)
С головы снял дядя …каску.(2) Положили в плошку…кашку, (2)
Сладко спит в берлоге… мишка.(3) На столе с салатом… миска.(3)
На лицо надета… маска.(4) Имя нашей кошки… Машка.(4)
Логопед: Спасибо, молодцы! Запутать вас мне не удалось. Надеюсь, вы хорошо поняли, почему нельзя путать в словах звуки С-Ш? Дети: Потому что слова становятся другими; меняется их смысл; люди не понимают, что ты хочешь сказать; слова смешно звучат и пр. Логопед: Наше занятие заканчивается. Как вы думаете, кто сегодня работал лучше всех? Дети:…. Логопед: Мне тоже понравилось, как работал сегодня …, еще я хочу отметить …, было заметно как он(а) старается, … . А, например, … может выполнять задания лучше. Логопед: Напоследок, я хочу вас кое-чем удивить… Наблюдайте за чудесами! Включить аудиоплеер и проектор! На тихом фоне песни «Кабы не было зимы…» (Из мультфильма «Трое из Простоквашино», в исп. В. Толкуновой»
Под музыку логопед на чистом слайде, взятом из «Галереи изображений» в теме «Снеговик», инструментами программы Smart Notebook, рисует и украшает новогоднюю ёлку.
Логопед: Новогодние праздники - действительно чудесные зимние дни. Кутерьма, как поётся в этой песне. Но я уверена, что вы в этой кутерьме не растеряетесь, будете внимательны к своему произношению, и Дед Мороз исполнит ваши мечты. Поэтому украшайте свой дом, свою группу сюрпризами из этой коробочки и ждите новогодних чудес! (в коробочке – самостоятельно изготовленные логопедом ёлочные шары и магнитики с изображениями новогодних мишек Тедди).
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС» и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Сертификат после оплатыего стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.