Понедельник, 29.04.2024, 15:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Биология

Анализаторы слуха и равновесия
[ · Скачать удаленно (626.67 Kb) ]
20.01.2011, 19:20
Анализаторы слуха и равновесия
Объяснительно-иллюстративный с использованием ИКТ
Цель: 1.Закрепить понятие «анализатор», строение органа зрения.
2. Изучить строение и физиологические особенности анализаторов слуха и равновесия.
3. Оценить значимость органа слуха.
Задачи:
1. Сформировать понятия, связанные с топологией органов слуха и равновесия.
2. Рассмотреть механизм действия анализаторов слуха и равновесия.
3. Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации.
4. Обсудить вопросы гигиены органов слуха.

Формирование понятия об анализаторах, топографии органов слуха и равновесия. Умение работать на компьютере, с текстом учебника, публичное выступление перед одноклассниками.
Оборудование: компьютер, м/м проектор, презентация, м/п – Образовательный комплекс «Биология 8 кл. Человек», созданный на основе УМК под ред. И.Н.Пономарёвой, таблица «Слуховой анализатор», учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек, рабочие тетради к учебнику, д/к., кружочки красного, синего и зелёного цвета на магнитной основе.
Подробный конспект урока
Создание образного представления передачи звуковых колебаний в ухе и распространение нервного возбуждения в слуховом анализаторе.
Ход урока
Проверка знаний.
а) работа по дидактическим карточкам – 2 чел.
б) выполнение заданий на компьютере – 2 чел. (Образовательный комплекс – интерактивный рисунок по теме «Зрительный анализатор»)
в) фронтальный опрос:
 Что такое анализатор?
 Как устроен анализатор?
 Охарактеризуйте вспомогательный аппарат глаза.
 Как устроено глазное яблоко?
 Где располагаются колбочки и палочки? Какие функции они выполняют?
 Что такое слепое пятно?
 Как работает зрительный анализатор?

Изучение нового материала.
 Какой орган нашего тела помогает нам принимать звуки?

Сегодня мы с вами познакомимся с анализаторами слуха и равновесия.
Презентация – слайд 1 и 2-й (план урока)
 Какое значение для человека имеет слух? (Общение, чувство опасности, оценивание расстояния…)
 По ходу изучения нового материала выполните задание 72, 73 на с.50 - 51 в рабочей тетради.
 Познакомимся со строением органа слуха (слайд 3)
Орган слуха подразделяется на наружное, среднее и внутреннее ухо.
Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход.
 Как вы думаете, для чего предназначена ушная раковина?
Слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом. Наружное ухо отделено от среднего барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передаёт их в среднее ухо.
Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой узкую полость, в которой находятся три слуховые косточки. Полость среднего уха (барабанная полость) продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку (уравнивание давления в полости среднего уха с атмосферным).
Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко – их масса около 0,5г. Они образуют систему рычагов, которая в 20 – 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передаёт их во внутреннее ухо.
Внутреннее ухо – это сложная система тонких изогнутых каналов и полостей. Внутри этого костного лабиринта заключён перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного. Внутри перепончатого лабиринта расположены рецепторы слуха и равновесия.
Во внутреннем ухе выделяют орган слуха – улитку и орган равновесия – преддверие и три полукружных канала.
Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – эндолимфа. А между костным и перепончатым лабиринтом – перилимфа. ( Запишите эти термины в тетрадь)
Итак, повторим строение органа слуха.
(Слайд 4)
Слайд 5. Одна из стенок перепончатой части улитки (базальная мембрана) состоит из 24 тыс. упруго натянутых волоконец разной длины. Каждое волоконце отвечает за звук определённой высоты. На базальной мембране располагаются клетки с волосками на верхушке – это слуховые рецепторы. Над рецепторами находится покровная мембрана. К каждому рецептору подходят окончания слухового нерва.
 Давайте посмотрим и послушаем, как же работает слуховой анализатор. ( Слайд из моих материалов. Образовательный комплекс «Биология. Человек.» - слуховое восприятие)
 Каково строение слухового анализатора? (Слайд 6 или из моих материалов – «Строение слухового анализатора» - интерактивный рисунок)
 Запишите в тетрадь схему (Слайд 7)
Орган равновесия (вестибулярный аппарат) состоит из преддверия и трёх полукружных каналов, лежащих в трёх взаимно перпендикулярных областях. Он заполнен жидкостью.
В стенках полостей полукружных каналов – рецепторы, а в стенках преддверия – мелкие кристаллики углекислого кальция.
 Как работает орган равновесия? Ответ найдите в учебнике на с.89 (чтение вслух)
 Где находятся рецепторы?
 А что находится в стенках преддверия?
 Каков механизм работы вестибулярного аппарата?
Гигиена органа слуха.
 Как вы думаете, почему нельзя чистить уши острыми предметами?
Громкая музыка вредит слуху (уровень звуковых колебаний измеряется в децибелах). Шум выше 100 децибел практически невыносим для человека. Шёпот человека оценивается приблизительно в 15 дБ, разговор двух людей – 60 дБ, шум дорожного движения – 90 дБ. А вот шум, издаваемый рок-группой – около 100 дБ и может вызвать у многих людей болевые ощущения.

Закрепление.
 Какое строение имеет орган слуха? (Слайд из моих материалов – Образовательный комплекс – интерактивный рисунок)
 Как передаются звуковые колебания? (по таблице)
 Какую роль играют слуховые косточки?
 Как устроен слуховой анализатор? (по таблице)

Оценки, их анализ.

А теперь, ребята, те, кому всё понятно и урок понравился, прикрепите на доску красные кружочки. Те, кто что-то недопонял – синие. Ну а те, кому почти ничего не понятно – зелёные.

Домашнее задание: (Слайд 8)
• Прочитать параграф учебника с.84 – 90
• В рабочей тетради выполнить задания 74 -77.
Категория: Биология | Добавил: ssn1957
Просмотров: 4457 | Загрузок: 888 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]