1. Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 2. Тип урока. Урок изучения нового материала. 3. Цели урока. Создать условия необходимые для успешного усвоения знаний о сезонных явлениях в жизни птиц 4. Задачи урока. Способствовать развитию умений устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свои выводы; способствовать воспитанию уважительного отношения к чужому мнению; создать условия для осознания необходимости бережного отношения к природе. 5. Краткое описание хода урока. Орг. момент Тема урока. (Слайд 1) Почему жизнь птиц меняется по сезонам года? Обсуждение этапов жизненного цикла птиц с последующей поэтапной демонстрацией Слайда 2. Теперь подробнее поговорим о каждом этапе жизненного цикла птиц. Слайд 3. Обсуждение брачной окраски. Вводится понятие «половой диморфизм». Задание: приведите примеры птиц живущих в нашей местности, у которых половой диморфизм отсутствует и наоборот, ярко выражен (учащиеся работают в парах, затем озвучиваются результаты работы групп). Рассказ учителя о брачных церемониях у птиц. Слайд 4.(звуки, издаваемые токующим глухарем, пение соловья). Позы ухаживания. Слайд 5. Разнообразие птичьих гнезд. Демонстрация фильма. Зачем птицам нужны гнезда? Учащиеся ищут ответ на вопрос, работая в группах (используя макеты птичьих гнезд и фотографии птиц насиживающих яйца, фотографии птенцов в гнезде). Озвучиваются результаты работы групп Слайд 6. Слайд 7 Насиживание. ??? Яйца не валяются в гнезде, как попало, а четко уложены острыми концами внутрь, чтобы наружу или вверх выходили тупые концы. Объясните, в чем смысл такого положения яиц. Что бы вам было легче ответить на этот вопрос, вспомним строение яйца. Выполняется задание №1 «Строение яйца» (приложение 1 выполняется одно из заданий на выбор). Учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос. Слайд 8 Выкармливание Почему у одних птиц много птенцов, а другие мало? Почему некоторые птицы откладывают яйца не каждый год? (например крупные хищные птицы). Учащиеся обсуждают в группах, высказывают свои предположения, которые записываются на доске. Обсуждение. Результат обсуждения записывается в тетрадь. Сообщение как правильно сделать и где лучше разместить скворечники (дети заранее получили задание сделать скворечники, к уроку оформляется выставка скворечников)
Физкультура для глаз
Слайд 9 – 10. Линька. Что такое линька? Задание №2. Типы перьев. Строение пера и их функции» (приложение 1 выполняется одно из заданий на выбор). Зачем птицы линяют? Учащиеся отвечают на вопрос. Результат обсуждения записывается в тетрадь. Слайд 11-12. Миграции. Приведите примеры оседлых, кочующих и перелетных птиц обитающих в нашем районе. Слайд 13. Проверка знаний. Зимовка птиц. Сообщение учащихся о жизни птиц зимой. Как устроить кормушку. Слайд 14. Проверка знаний. Слайд 15. Домашнее задание.
6. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Называть причины появления у птиц инстинкта перелета. Описывать сезонные явления в жизни птиц. Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, гнездование, насиживание, послегнездовой период, сезонные миграции. 7. Характеризовать значение гнезд в жизни птиц