Урок по теме: «Строение и функции мочевыделительной системы». Урок разработан используя модульную технологию. УЭ-0. Интегрирующая цель: сформировать у обучающихся знания анатомо-физиологических особенностей и функций мочевыделительной системы. 1. Запишите в тетрадь дату и тему урока. Внимательно прочитайте цель урока. Обущающиеся делают записи в тетрадь. УЭ - 1. Цель: рассмотреть эволюцию выделительной системы от плоских червей до млекопитающих из раздела «Животные». 1. Прочитайте статью «Выделительная система» и перечислите органы выделительной системы 1 вариант - у плоских червей - стр.117, у круглых червей - стр. 123. 2 вариант - у кольчатых червей - стр. 128, у моллюсков - стр. 135. 3 вариант - у ракообразных - стр. 147, у паукообразных - стр. 153. 4 вариант - у насекомых - стр. - 163, у рыб - стр. - 179. 5 вариант - у земноводных - стр. 190, у пресмыкающихся - стр. 200. 6 вариант - у птиц - стр. 210, у млекопитающих - стр. 228. См. учебник В.Б.Захарова, 7 класс «Многооб-разие живых ор-ганизмов». Работайте индивидуально.
2. Обсуждение результатов работы. УЭ- 2. Цель: познакомиться с мочевыделительной системой человека. 1. Прочитайте текст на стр. 170. 2. Изучите рисунок на стр. 170. 3. Заполните схему Мочевыделительная система / \ / \ мочеобразующие органы мочевыводящие органы | | ? ?
См. учебник Н.И. Сонина, 8 класс.
Работайте само-стоятельно и письменно в тет-ради. Если возникнут затруднения - об-ратитесь к учите-лю.
Результаты рабобы оценить взаимоконтролем
4. Обсудите результаты работы. УЭ-3. Цель: изучить строение органов мочевыделительной системы. 1. Анатомическое строение почек, мочеточников, мочевого пузыря. Изучить строение почек, мочеточников, мочевого пузыря по страницам учебника.
2. Заслушать ответы учащихся. 3. Микроскопическое строение почки. Выполнить в рабочей тетради № 141 на стр.54
4. Обсуждение результатов работы. См. учебник Н.И. Сонина, 8 класс, стр. 170. Раздаточный материал. Работайте индивидуально, делайте записи в тетрадь Работайте вместе с классом Работайте самостоятельно Взаимоконтроль.
Физминутка УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ И.П.- стоя или сидя. 1-2 – руки за спину, голову наклонить назад. 3-4 – руки вниз с небольшим наклоном туловища вперед, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в об-ратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. УЭ-4. Цель: самостоятельно изучить образование мочи. 1.Заполнить таблицу: Этапы Процессы Где образуется Состав 1.Образование первичной мочи. 2.Образование вторичной мочи. См. учебник Н.И.Сонина, 8 класс, стр. 171. Работайте инди-видуально
2.Взаимоконтроль, оцените работу. 3. Обсудите результаты работы. УЭ -5. Цель: сформулировать функции мочевыводительной системы. 1.Прочитать стихотворение и сформулировать функции. Они как два больших боба На связках закрепились. У позвоночного столба Уютно разместились. Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. Проходит кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернуться в организм, А что он удаляет. Мы смолоду должны учесть, Что нам они дороже всех. 2. Обсудите результаты работы. УЭ-6. Цель: проверить усвоение знаний о строении и функциях мочевыделительной системы. 1. Выполните тестовые задания: работайте индивидуально. 1.Структурная единица почки называется: A) долька; Б) лоханка; B) нефрон; Г) малая чаша. 2.Образование вторичной мочи происходит: A)в мочевом пузыре; Б) в почечном канальце; B)в капиллярах почки; Г) в почечной вене. 3.В почке человека нефронов содержится: A) 5000; Б)1000; B) 500 000; Г) 1 млн. 4.В состав нефронов не входит: A) капиллярный клубочек; Б) капсула; B) почечная лоханка; Г) почечный каналец. 5.Наличие, какого вещества в моче свидетельствует о заболевании: A)белка; Б) мочевины; B)мочевой кислоты; Г) соли аммония. 6.Какой орган не относится к мочевыделительной системе: A) почки; Б) печень; B) мочеточники; Г) мочевой пузырь. 7.Мочевыделительная система выделяет: A)углекислый газ; Б) непереваренные остатки пищи; B)жидкие продукты клеточного распада; Г) водяные пары. 2. Проверьте и оцените свою работу. Проанализируйте ошибки. Самоконтроль. Ответы возьми у учителя. Работайте инди-видуально.
4. Обсудите результаты работы. УЭ-7. I. Подведение итогов урока. 1. Прочитайте цель урока. 2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени. 3. Оцените свою работу на уроке.
II. Домашнее задание.Записать в дневник домашнее задание 1. Стр.170 – 173 – прочитать. 2. Какие утверждения верны? 3. *Сообщение о заболеваниях мочевыделительной системы и их профилактика. 4. ** Составить схему взаимосвязи мочевыделительной системы с другими органами человека.