Понедельник, 06.05.2024, 02:09
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Биология

Урок
[ · Скачать удаленно (1.19 Mb) ]
03.01.2011, 19:52
Мой университет –www.edu-reforma.ru

Подробный конспект урока

Организационная информация
Тема урока Мозг и управление человеческим организмом
Предмет Биология
Класс 9 класс
Автор урока (ФИО, должность) Кокина Оксана Владимировна
учитель биологии высшей категории
Образовательное учреждение МОУ «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа №2»
Республика / край / город Тверская область город Кувшиново
Методическая информация
Тип урока Изучение нового материала
Цель урока Сформировать у учащихся представление о системе управления функционированием организма
Задачи урока 1. спроецировать систему управления организмом;
2. познакомить со строением и функциями основных отделов головного мозга;
3. показать ведущую роль больших полушарий в поведении человека;
4. раскрыть асимметрию левого и правого полушарий;
5. продолжить развитие аналитико-синтетической компетенции учащихся в установлении причинно-следственных связей;
6. продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом;
7. развивать ИКТ-компетентность через использование интернета и интерактивного оборудования (мультимедийный проектор и интерактивная доска)
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобре-
тут / закрепят / др. ученики в ходе
урока • освоение физиологических основ мыслительной деятельности;
• изучение пропедевтических основ изучаемого материала в целях формирования культуры здоровья;
• расширение знаний ученика об особенностях функционирования головного мозга, что является фундаментом для создания новых умозаключений;
• развивать умения работать с научной и научно-популярной литературой;
• развивать умения анализа, систематизации и сравнения полученных ранее знаний в теме «головной мозг человека»;
• развитие познавательного интереса и творческого мышления;
• освоение навыков эффективных коммуникаций;
• приобретение навыков исследовательской деятельности через работу с литературой, проведение
учебного эксперимента;
• формирование профессиональных ориентиров;
• формирование модели правильного здорового поведения;
• создание условий для индивидуальной самореализации и успешности.
Необходимое оборудование и материалы Муляжи головного мозга, презентация, видеофильм «головной мозг человека», медиапроектор, интерактивная доска, компьютеры.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся Стимулирование познавательного интереса учащихся (вступительное слово учителя, фронтальная беседа. просмотр фрагмента видеофильма).
Ход и содержание урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы попробуем прикоснуться к одной из величайших загадок нашего собственного «я» - нашему мозгу и его функциям. Человеческий мозг – это, быть может, самая сложная структура в мире. Мозг состоит из миллиарда нервных клеток, каждая из которых является передающим устройством, соединенным нейронами и их аксонами с множеством центров коры головного мозга. Изучая работу мозга, все ученые, так или иначе, решают одни и те же вопросы: почему и как человек совершает то, что он совершает?
С.Н. Брайнесом, В.Б. Свечинским (1974) была предпринята продуктивная попытка объяснения сущности адаптационно-приспособительной деятельности индивида с позиций трехуровневой модели управления в организме. Эти авторы в системах управления выделяют три звена: управляющее, согласующее и управляемое. К управляющему звену относятся центральная нервная и вегетативная нервная системы, а также гуморально-гормональные подсистемы. Управляемыми звеньями считаются системы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие организма с внешней средой (перемещение в пространстве, локомоторные акты, речевые акты межличностного общения и др.) Все висцеральные системы составляют согласующее звено. В целом, трехуровневая модель управления в организме позволяет понять особенности тесной взаимосвязи и взаимозависимости в деятельности различных функциональных систем.
В классификации живых существ человеку присвоено почётное наименование – человек разумный. Наш разум обусловлен особым устройством и особыми функциями головного мозга.

Схема 1.

Проблемный вопрос: каковы особенности головного мозга человека?
Мозг человека имеет значительно более сложное строение и функции, чем мозг животных при большем размере и весе у основных классов животного мира. Нас же делает «человеком разумным» прекрасно развитая в нашем мозге лобная доля коры головного мозга, называемая «ассоциативной».

Слайд 1 Разделы мозга: передний, средний и задний
Рассказ учителя. Сообщения учащихся.
Сегодня можно указать на одну уникальную особенность головного мозга животных и человека. Он асимметричен. Его правая и левая половины построены однотипно по количеству нейронов, но различны по своим функциям и связям.

Слайд. 2. Кора больших полушарий мозга (ее разделы)
Питается мозг только чистой энергией глюкозы и кислорода (поэтому, когда мы занимаемся умственной работой, тянет к шоколадке); обладая массой всего примерно 2% от веса тела, мозг потребляет 20% кислорода от общего количества, необходимого организму. Его основная задача – потребление и переработка информации. Если лишить его общения и информации, он начнёт деградировать, а его масса уменьшится. Вот почему, когда информация неинтересная, люди засыпают. Мозг отключается и когда информация не является основной.
Способность мозга отвечать на требования окружающей среды зависит от его способности координировать активность нескольких функциональных систем. Меняющиеся уровни их активности – не просто случайные отклонения, а ритмические колебания, которые в свою очередь зависят от систем, регулирующих связь организма с окружающим миром.
Те участки мозга, где осуществляется эта регуляция, действуют в составе более крупных систем, в которых восприятие определенных внешних сигналов приобретает эмоциональную окраску. Эта окраска – положительная или отрицательная – помогает выбрать из множества возможных ответов на такие сигналы наиболее подходящий.
Современные успехи во многих науках позволили сделать значительный шаг вперед в вопросах изучения механизмов мышления. Так ученые вплотную подобрались, хотя полностью до сих пор не решили вопрос о механизмах памяти, мышления и разума. В науке в настоящее время происходит воссоединение таких понятий, как мышление и сознание, до сих пор, остававшегося вне поля физиологической науки.
Если составить перечень функций мозга в отношении взаимодействия с окружающей средой, регуляции функций организма и умственной деятельности, то получиться весьма внушительная картина:


Таблица 1.
Некоторые действия контролируемые мозгом
Взаимодействие с окружающей средой Регулирование функций организма Умственная деятельность
Зрение
Слух
Тактильные ощущения (осязание)
Обоняние
Вкус
Речь
Чувство
равновесия Дыхание
Регулирование кровяного давления и температуры
Регулирование положения тела
Регулирование движений
Регуляция рефлексов (например, моргание)
Еда
Питье
Регуляция гормонального статуса Обучение
Письмо
Рисование
Чтение
Созидание
Анализирование
Решение
Вычисление
Воображение
Сосредоточение
Игнорирование
Чувствование
Сон
Сновидения

Обратимся еще раз к перечню видов деятельности, контролируемых и регулируемых мозгом: все эти виды деятельности можно разделить на пять категорий. К ним относятся ощущение, управление движением, внутренняя регуляция, активность, направленная на продолжение рода и адаптация к изменениям окружающей среды.
Ощущение определяется шестью основными чувствами, с помощью которых мы воспринимаем внешний мир, - зрение, слух, вкус, обоняние и осязание (тактильные ощущения) и чувством равновесия (за счет вестибулярного аппарата внутреннего уха). Тело имеет в своем арсенале два основных вида движения: произвольные и непроизвольные. Релевантное регулирование работы внутренних органов зависит от активного контроля за их деятельностью определенных отделов нервной системы (симпатический и парасимпатический). Мозг осуществляет нужную гормональную регуляцию для подготовки половых желез к работе и для имплантирования оплодотворенного яйца в слизистую оболочку матки. Мозг выполняет эти функции автоматически. Тем не менее, до настоящего времени четко не определены зоны коры головного мозга, отвечающие за продолжение рода.
Мир вокруг нас постоянно меняется и для того, чтобы выжить, мы должны уметь приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям. Наш мозг берет на себя функции посредника в таких приспособительных реакциях. Мы адаптируемся к новым проблемам разным путем: вспоминаем, как решали подобные проблемы раньше, боремся с трудностями или пасуем. Иногда адаптация протекает легко, и мы не задумываемся о ней – едим, когда голодны, пьем, когда испытываем жажду, спим, если устали. В тех случаях, когда адаптивная реакция приводит к стойкому изменению поведения, мы называем это «научением». Со временем многие реакции, необходимые в каждом конкретном случае, становятся почти бессознательными (так, мы автоматически закрепляем привязные ремни, прежде чем автомобиль трогается с места).

Слайд. 3. Схема генерализованного адаптационного синдрома
Мозг состоит из ряда хорошо различимых отделов. Bнутри этих отделов имеется много произвольных границ меж¬ду подотделами. Границы на мозге были установлены специалистами, которые не всегда пользовались отчетливыми ориентирами. Исследователи мозга называют такие зоны областями, комплексами или формациями. Эти структурные единицы делятся в свою очередь на более мелкие, но также произвольно определяемые участки, называемые поля¬ми или ядрами, в зависимости от того, насколько тесно в них располагаются oотдельные нейроны.
При первом же взгляде на мозг вы сразу заметите два крупных парных образования – правое и левое полушария (рис. 2.). Поверхностный слой полушарий – их кора – вместе с несколькими небольшими структурами, лежащими в глубине, составляет передний мозг. Две других части – это средний мозг и задний мозг.
Передний мозг. Помимо коры больших полушарий передний мозг включает четыре других, меньших образования (специализированных комплекса): миндалина (названную так за свою ореховидную форму), гиппокамп (напоминает по форме морского конька), базальные ганглии и перегородку (она образует стенку между двумя желудочками). Структурам переднего мозга обычно приписывают «высшие» интеллектуальные функции (рис. 4).
Эти образования в свою очередь делятся на внутренние единицы. Главные единицы коры головного мозга – это ее доли, получившие названия по их местоположению: затылочная доля (зрение); височная доля (слух, а у людей и речь); теменная доля (реакции на сенсорные стимулы и управление движениями); лобная доля (координация функций других областей коры).
Средний мозг. Образования, составляющие средний мозг – таламус и гипоталамус. В особых таламических полях и ядрах происходит переключение почти всей информации, входящей в передний мозг и выходящий из него. Гипоталамические поля и ядра служат передаточными центрами – они контролируют информацию, поступающую от вегетативной нервной системы, и управляют организмом с помощью вегетативных нервов и гипофиза.

Слайд. 4. Части головного мозга. Справа – доли коры, в том числе области, связанные с телесными ощущениями и контролем произвольной мускулатуры. Слева – вид срединной поверхности правого полушария

Задний мозг. Основные части заднего мозга – это (варолиев) мост, продолговатый мозг, ствол мозга и мозжечок (малый мозг). Через мост и ствол идут главные пути, связывающие передний мозг со спинным мозгом и перифери¬ческой нервной системой. Поля и ядра моста и ствола мозга контролируют дыхание и сердечный ритм и имеют важнейшее значение для поддержа¬ния жизни. Из того факта, что мозжечок прикреп¬лен к крыше заднего мозга, был сделан вывод, что он получает и модифицирует информацию о поло¬жении тела и конечностей, прежде чем эта инфор¬мация поступит в таламус или кору. В мозжечке хранятся основные программы усвоенных двигатель¬ных реакций, которые могут потребоваться двигательной коре.
Слайд. 5. Основные компоненты двигательной системы.
Участки пирамидного тракта соединены
иерархическим способом: двигательная
кора → спинной мозг → мышечный эффектор.
Показаны также области параллельной активности,
лежащие за пределами пирамидного тракта,
и мозжечковые компоненты двигательной системы.

Почти все мышцы нашего тела идут от одной кости к другой через соединяющий их сустав. Когда под действием двигательного нерва мышца сокращается, ее укорочение заставляет одну из этих двух костей двигаться. Есть два исключения из этого «правила двух костей»: глазные мышцы, вызывающие движения глазного яблока, и мышцы языка (физические). Но даже и в этих случаях справедливо другое общее правило: каждой мышце, вызывающей определенное движение (например, сгибание в суставе, поворот глазного яблока, сужение зрачка), противостоит другая, при сокращении которой происходит противоположное движение. Работа таких пар мышц – антагонистов имеет решающее значение для поддержания выпрямленного положения тела или иной позы вопреки действию силы тяжести (тонические мышцы).
При активации двигательных нервов в нервно-мышечном синапсе происходит выброс химического медиатора ацетилхолина, который передает мышце команду сокращаться. На мембране мышечного волокна ацетилхолин связывают специализированные крупные молекулы, называемые рецепторами (это не то, что мы называем рецепторами в сенсорных системах).
В частности, отдельные области, по-видимому, могут кодировать угловое положение суставов, приводимых в движение соответствующими мышцами.
Двигательный нейрон (мотонейрон) и его аксон вместе с мышечными волокнами, которые они контролируют, называют двигательной единицей.
Относительно простые виды интеграции, возможные на уровне спинного мозга, являются, однако, лишь прелюдией по отношению к более мощным и детализированным двигательным актам, которые могут выполняться под управлением спинного мозга при получении им соответствующих команд из двигательных центров коры больших полушарий.
Части коры, ведающие движением, расположены в виде полоски, в каждом из полушарий. Обе эти моторные зоны примыкают к участкам коры с пер¬вичными сенсорными проекциями поверхности тела, имеющимися в каждом из полушарий (рис. 6). Прежде счи¬тали, что корковая моторная область организована по аналогии с соседней сенсорной областью, т.е. в соответствии с проекцией, отражающей поверхность тела. Эта точка зрения казалась вполне правдоподобной, так как при стимуляции участков мо¬торной коры, в определенных частях тела регистрировались незначительные мышечные сокращения. Поверхность тела представлена на рис. 6. в отображенном виде: губы, кисти и пальцы занимают гораздо большую площадь, чем ноги и туловище.
Сравнительно недавние работы с регистрацией активности отдельных клеток двигательной зоны с помощью микроэлектродов подсказывают иное объяснение пространственному расположению точек, возбуждающих определенные мышцы. Нейроны в двигательной коре, так же как и в сенсорной зоне, по-видимому, организованы в вертикальные колон¬ки. Как показывают микроэлектродные записи, клетки двигательной коры, связанные по вертикали и образующие функциональную моторную колонку, действительно контролируют группу связанных между собой мышц.

Слайд 6. Двигательная область коры головного мозга человека. На этой карте показаны участки двигательной коры, стимуляция которых приводит к сокращению определенных групп мышц.

Как сейчас полагают, важнейшая функция корко¬вой двигательной колонки состоит в том, чтобы обеспечивать определенное положение cyстава, а не просто активировать тe или другие мышцы. В зависимости от исходной позиции сустава данная колон¬ка должна воздействовать либо на мышцы - сгибатели, либо на paзгибатели, чтобы придать cycтaву желаемый угол. С этой точки зрения корковая моторная колонка - это небольшой ансамбль двигательных нейронов, влияющих на все мышцы данного сустава. В несколько более общей форме можно сказать, что кора кодирует наши движения не путем приказов о сокращении отдельных мышц, a путем команд, обеспечивающих определенное положение суставов (рис. 6).
Нейроны коры, непосредственно связанные с мотонейронами спинного мозга, называются клетками Беца по имени впервые описавшего их русского анатома XIX иска. Они лежат в глубине двигательной коры и относятся к самым крупным нейронам головного мозга. Их аксоны сходятся в толстый пучок нервных волокон, называемый пирамидным трактом. Дойдя до спинного мозга, аксоны клеток Беца перекрещиваются - пучок, идущий oт правого полуша¬рия, переходит на левую сторону, и наоборот. Вот почему инсульт или иное повреждение правой моторной зоны вызывает паралич левой половины тела.
Где источник возбуждения, активирующего нейроны двигательной коры? На этот вопрос в настоящее время, по-видимому, можно ответить так: это возбуждение возникает в нейронах сенсорной коры на самом позднем этапе переработки всех форм сенсорной информации.
Прежде чем закончить наш обзор двигательной системы, мы должны кратко рассмотреть еще несколько важных структур, которые тоже регулируют вы¬полнение специфических, направленных произвольных движений.

Проверка и оценивание ЗУНКов

ТЕСТ на уровень остаточных знаний по программе.
Из предложенных ответов 1-3 выберите верный, и подчеркните.
1.В состав ствола мозга не входит: 1) продолговатый; 2) средний; 3) Зрительный бугор.
Гипоталамус это отдел: 1) продолговатого; 2)промежуточного; 3) среднего мозга.
Гипоталамус влияет на железы внутренней секреции через: 1) эпифиз; 2) щитовидную железу, 3) гипофиз.
От головного мозга человека отходят черепно-мозговые нервы в количестве: 1) 31 пара; 2) 12 пар; 3) 43 пары.
Центры защитных рефлексов расположены в : 1) среднем; 2)продолговатом; 3) спинном мозге.
Центры слюноотделительного рефлекса расположены в: 1) переднем; 2) промежуточном, 3) среднем мозге.

Операционно-исполнительный этап.
1) Учебный эксперимент № 1. Ученикам предлагается вооружиться бумагой и ручкой и выполнить четыре задания теста «Ведущее полушарие». Ответы записать буквой П (правый тип реакции) или Л (левый тип реакции).
Задание 1.
Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своём листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.
Задание 1. Ответ: Л. – вы эмоциональный человек, П. – у вас аналитический склад ума.
Задание 2.
Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляли (не закрывайте глаза). Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции левый.
Задание 2. Ответ: Л – мягкий и уступчивый характер, П – твёрдый и настойчивый.
Задание 3.
Учащимся предстоит немного поаплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. Обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху – правая или левая. Зафиксируйте этот результат на своём листке.
Задание 3. Ответ: Л – кокетство, П – простота и добродушие.
Задание 4.
Примите так называемую позу Наполеона: скрестите руки на груди. Посмотрите, какая рука оказалась сверху – правая или левая. Результат запишите.
Задание 4. Ответ: Л – решительный характер, П – колебание перед принятием решения.
Рефлексия деятельности на уроке.
Анализ теста «Ведущее полушарие».
Результаты, полученные в этих четырёх тестах, сложи и найди особенности своего характера в следующих вариантах ответов.
ПППП: для тебя характерно постоянство, ориентация на общепринятое мнение; ты не любишь конфликтовать, спорить, ссорится.
ПЛПЛ: определяющая черта твоего характера – нерешительность.
ППЛП: для тебя характерны решительность, чувство юмора, артистизм; это очень контактный тип характера.
ППЛЛ: редкий тип характера, близкий предыдущему, но мягче; наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью и твёрдостью.
ПЛПП: вариант, сочетающий аналитический склад ума с мягкостью характера; медленное привыкание к новому, осторожность.
ПЛПЛ: слабый и самый редкий тип характера; обладатели его подвержены различному влиянию, часто беззащитны.
ЛППП: такое сочетание встречается очень часто; основная черта – эмоциональность, сочетающая с недостаточной настойчивостью; ты поддаёшься чужому влиянию, в тоже время ты приспосабливаешься к различным условиям жизни, легко сходишься с людьми.
ЛППЛ: для тебя характерны мягкость и наивность; ты требуешь особого, внимательного отношения к себе.
ЛЛПП: тебе присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, а также склонность к самоанализу.
ЛЛПЛ: В твоём характере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость; очень редкое сочетание.
ЛЛЛП: ты эмоционален, энергичен, решителен, но часто наспех принимаешь решения, которые приносят значительные осложнения; тебе необходимо выработать у себя надёжный «тормозной механизм».
ЛЛЛЛ: неконсервативный тип характера; ты способен взглянуть на старые вещи по-новому, тебе характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.
ЛПЛП: самый сильный тип характера; тебе трудно в чём-либо убедить, ты с трудом меняешь свою точку зрения, но в то же время энергичен, упорно добиваешься своих целей.
ЛПЛЛ: очень похоже на предыдущий тип: та же настойчивость в достижении поставленных целей, склонность к самоанализу, но друзей находишь с трудом.
ПЛЛП: у тебя лёгкий характер, ты умеешь избегать конфликтов, любишь путешествовать, легко находишь друзей, но часто меняешь свои увлечения.
ПЛЛЛ: непостоянство и независимость; ты кажешься мягким, но когда доходит до дела, ты требователен и настойчив.
Учебный эксперимент №2.
Учитель показывает на интерактивной доске желтый квадрат, на котором написаны слова: красный (синим цветом), синий (красным цветом), жёлтый (зелёным цветом) и задаёт вопросы:
- Каким цветом написано слово – красный, синий, жёлтый?
- Кто увидел цвета – синий, красный, зелёный?
- Какие доли работали, в каких полушариях?
Подведение итогов эксперимента по анализу теста «Ведущее полушарие».

Таблица 2.
Основные функции правого и левого полушарий головного мозга.
Левое полушарие Правое полушарие
Понимание речи (устной и письменной) Ориентация тела в пространстве
Произнесение речи Представления о собственном теле
Аналитический подход Восприятие музыки, интонации речи
Идентификация лиц
Эстетическое восприятие произведений искусств
Различия в способах манипулирования материалом (вербальным или образным)
Способность к последовательному. Ступенчатому познанию, которое носит аналитический характер Способность к целостному, одномоментному «схватыванию», восприятию многих предметов и явлений сразу, со всеми составляющими элементами
Постепенно, кропотливо собирает модель мира из отдельных, тщательно изученных деталей Складывается целостный образ мира
Материал организуется так, что создаётся однозначный контекст, всеми одинаково понимаемый Формируется многозначный контекст, при котором многие связи, с точки зрения формальной логики. Могут быть взаимоисключающими (например, в сновидениях). Такая многозначность важна в творчестве.
Лучше узнаются стимулы
Вербальные Невербальные
Легко различимые Трудно различимые
Знакомые Незнакомые
Лучше воспринимаются задачи
Оценка временных отношений Оценка пространственных отношений
Установление сходства Установление различий
Установление идентичности стимулов по названиям Установление физической идентичности стимулов
Переход к вербальному координированию Зрительно-пространственный анализ
Особенности процессов восприятия
Аналитичность Целостность (гештальт)
Последовательность (сукцессивность) Одновременность (симультанность)
Абстрактность, обобщённость, инвариатное узнавание Конкретное узнавание


- Рефлексия по итогам всего урока: где находится основной центр речи? (левое полушарие). Какое полушарие воспринимает изображение предмета целиком и с массой подробностей? (Правое полушарие). Какое полушарие работает больше при чтении условия математической задачи, стихотворения? (левое полушарие).
- оценка работы школьников учителем.

Тест «Строение и функции головного мозга».
А. Задания для проверки знаний на базовом уровне.

А1. Средняя масса головного мозга взрослого человека:
А) меньше 950г;
Б) 950-1100г;
В) 1100-2000г.
А2. Головной мозг человека состоит из:
А) ствола и полушарий большого мозга;
Б) мозжечка и полушарий большого мозга;
В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.
А3. Продолговатый мозг является продолжением:
А) среднего мозга;
Б) спинного мозга;
В) промежуточного мозга.
А4. В головном мозге полушария и кору имеют:
А) средний мозг и полушария большого мозга;
Б) мозжечок и промежуточный мозг;
В) полушария большого мозга и мозжечок.
А5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга:
А) средний мозг;
Б) продолговатый мозг;
В) мозжечок;
Г) промежуточный мозг;
Д) мост.
А6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа:
А) средний мозг;
Б) продолговатый мозг;
В) промежуточный мозг.
А7.Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок:
А) мост;
Б) средний мозг;
В) промежуточный мозг.
А8. Место расположения центров, регулирующих процессы дыхания и сердечнососудистой деятельности
А) средний мозг;
Б) мозжечок;
В) продолговатый мозг;
Г) мост.

В. Задания для проверки знаний на профильном уровне (В).
В1. Установите соответствие между особенностью строения и функцией головного мозга и его отделом.
Особенности строения и функции: Отделы головного мозга:
1) содержит дыхательный центр; А) продолговатый мозг.
2) поверхность разделена на доли; Б) передний мозг.
3) воспринимает и обрабатывает
информацию от органов чувств;
4) регулирует деятельность
сердечнососудистой системы;
5) содержит центры защитных
реакций организма -
кашель и чихание.
1 2 3 4 5
А Б Б А А

В2. Установите соответствие между особенностью строения и функции головного мозга человека и отделом, для которого они характерны.

Особенности строения и функции: Отделы мозга:
1) мозжечок.
А) является продолжением спинного мозга; 2) продолговатый
Б) состоит из парных полушарий мозг.
и соединяющих их непарные части;
В) обеспечивает координацию движений;
Г) регулирует дыхание, пищеварение;
Д) обеспечивает защитные рефлексы:
чихание, кашель, рвоту.
А Б В Г Д
2 1 1 2 2

В3. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом.
2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4. Зрительная зона находится в лобной доле.
5. Слуховая зона находится в теменной доле.
В задании сделано три ошибки: во 2,4,5 предложениях
№ предложения Правильное содержание ответа
2 Серое вещество коры головного мозга образовано телами нейронов
4 Зрительная зона находится в затылочной доле мозга
5 Слуховая зона находится в височной доле мозга


С. Задания для проверки знаний на продвинутом уровне.

1. Ядрами мозжечка являются:
А) двойное ядро;
Б) ядро блуждающего нерва;
В) пробковидное;
Г) ядро Якубовича.
2. Полостью ромбовидного мозга является:
А) третий желудочек;
Б) четвёртый желудочек;
В) боковые желудочки;
Г) Сильвиев водопровод.
3. Полостью среднего мозга является:
А) четвёртый желудочек;
Б) третий желудочек;
В) боковые желудочки;
Г) Сильвиев водопровод.
4. Серое вещество среднего мозга представлено:
А) красным ядром;
Б) ядром тройничного нерва;
В) медиальной петлёй;
Г) латеральной петлёй.
5. Ассоциативные пути полушарий соединяют:
А) участки коры в пределах одного полушария;
Б) участки коры правого и левого полушарий;
В) кору полушарий с другими отделами мозга;
Г) кору полушарий с мозжечком.
6. Пирамидный путь относится к:
А) восходящим путям;
Б) нисходящим;
В) ассоциативным;
Г) каллозальным.
7. Центральная (Ролландова) борозда разделяет:
А) лобную и теменную доли;
Б) лобную и затылочную доли;
В) теменную и затылочную доли;
Г) затылочную и височную доли.
8. В новой коре больших полушарий выделяют:
А) 3 слоя клеток;
Б) 6 слоёв клеток;
В) 8 слоёв клеток;
Г) 10 слоёв клеток.

Домашнее задание Мы знаем, что Альберт Эйнштейн был великим физиком и всем известна его увлечённость скрипкой. А великий русский учёный (физик, химик, математик) Михайло Ломоносов был и поэтом.
Определите, кто был правополушарным, кто – левополушарным: Эйнштейн, который великолепно играл на скрипке, или Ломоносов, который сочинял стихи.
Ответ: Эйнштейн правополушарный, Ломоносов левополушарный.

Дополнительная необходимая информация У человека известны случаи рождения детей, лишённых коры больших полушарий головного мозга. Это анэнцефаны. Они обычно живут несколько дней. Но известен случай жизни анэнцефана в течение 3 лет 9 месяцев. После смерти при вскрытии оказалось, что большие полушария отсутствовали полностью, на их месте были обнаружены два пузыря. В течение первого года жизни этот ребёнок почти всё время спал. На звук и свет не реагировал. Прожив 4 года, он не научился говорить, ходить, узнавать мать, хотя врождённые реакции (некоторые) у него появлялись. Он сосал, когда ему вкладывали в рот сосок материнской груди или соску. Это показывает большое значение высших отделов центральной нервной системы в жизни организма.
В помощь учителю
Использованные источники и литература 1. Брайнес С.Н., Свечинский В.П., Суслов А.И., Кучина Е.В. Кибернетические болезни систем управления и памяти в организме. – В кн.:
Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М., «Медицина», 1974, с. 206-254.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., Мозг, разум, поведение. – М., «Мир», 1988. – с.246.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – Лабиринт, 1996. – 416с.
4. Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии / Биология в школе, 2003. №2.
5. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. – 3-е изд, стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
6. Рязанов А.А. Биология человека. 800 тестов. – М. «Издат – школа 2000», 1999.
7. Фросин В.Н. готовимся к единому государственному экзамену: биология. Человек / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
8. Электронный атлас для школьника. Анатомия 8-9 классы.
9. Биология человека (учебный фильм).
10. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 8 класс.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Использование на уроке медиа-, мультимедиа позволяет повысить эффективность данного урока, сделать его более наглядным и интересным. Кроме того, большая помощь в проведении контроля знаний учащихся, организации самостоятельной работы, объяснении и закреплении нового материала, выявление слабых мест в понимании данного материала урока и стимулирование к более глубокому его изучению. Осуществлять необходимо на всех этапах урока.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Следующие занятия по программе по темам: анализаторы. Аналитические цепи, нейрогуморальная регуляция гомеостаза, эмоции, их возникновение и развитие. Эмпатия.
Логические переходы способствуют формированию у учащихся стойкого интереса к познанию самих себя и своего места в окружающем мире.
Категория: Биология | Добавил: ssn1957
Просмотров: 1685 | Загрузок: 549 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]