Тема урока – «Межвидовые отношения организмов в экосистеме»
Предмет –
биология
Класс – 9
Тип урока –
изучение нового материала
Цель: Создание условий для формирования у учащихся представления о
типах биотических взаимоотношений и применения экологических закономерностей
для решения экологических задач.
Задачи:
1.Способствовать
- формированию понятий: «нейтрализм», «аменсализм»,
«комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм»,
«конкуренция», «хищничество», «паразитизм»;
- развитию
экологического мышления. (Умения решать экологические задачи на применение
экологических закономерностей и приводить примеры положительных и отрицательных
взаимоотношений организмов в популяциях).
2. Способствовать развитию умений и навыков групповой
самостоятельной работы, выделять главное, делать выводы, умений применять схемы
для решения учебных задач.
3. Содействовать воспитанию уважения к противоположному
мнению.
Предметные результаты
обучения
Учащиеся должны:
знать определения
понятий «нейтрализм», «аменсализм»,
«комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм»,
«конкуренция», «хищничество», «паразитизм»;
иметь представление о многообразии различных форм межвидовых
отношений;
уметь приводить
примеры межвидовых взаимоотношений.
Метапредметные
результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
- формулировать выводы;
- применять схемы для решения учебных задач;
-организовывать совместную деятельность с учителем и
сверстниками.
Личностные результаты
обучения
-признание права каждого на собственное мнение.
Оборудование:
компьютер, мультимедиа проектор
1.Мотивация учащихся
Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Верите ли вы что
один организм, одна популяция и даже целый вид способны к изолированному
существованию? (слайд №4). Приведите кратко доказательства.
(варианты ответов: гриб – паразит чага, птицы, уничтожающие насекомых, питающихся
листьями, гнездящиеся в кроне дерева и т.д.).
На слайде № 5 схема «типы биотических связей» (4 прямоугольника) в них вписаны только
значки «++», «+0», «+-», «- -», учитель просит по аналогии с человеческим обществом назвать
типы взаимоотношений (варианты ответов: ++ взаимополезные, +0
полезно-нейтральные, +-полезно-вредные, --взаимовредные). Учащиеся начинают заполнять схему в тетрадях.
С помощью учителя учащиеся приходят к выводу,
что на уроке будем изучать основные типы
межвидовых взаимоотношений, для чего
это необходимо знать, чему они научаться на уроке.
2.Подготовка учащихся
к усвоению, актуализация опорных знаний.
Учитель просит учащихся назвать уже известный им тип
взаимоотношений. Предлагает для ответа на поставленный вопрос игру «Снежный
ком» - один учащийся называет слово, другой предложение, следующий формулирует
вопрос и последний ученик отвечает на
него.
Варианты ответов:
Симбиоз;
Совместное взаимополезное сожительство организмов;
Какие вы знаете примеры
симбиоза?
Бобовые растения и азотофиксирующие бактерии, микориза
(осина и подосиновик).
Так же и другие известные термины, связанные с темой урока.
Учащиеся с помощью учителя делают вывод, что все известные им типы взаимоотношений
приводят к одному главному результату: обеспечение пищей. А с
другими типами взаимодействия организмов им предстоит познакомиться на уроке.
3.Изучение нового
материала.
В процессе объяснения учитель через каждые несколько минут
задает интересные короткие задания на понимание, объяснение и применение,
которые сопровождаются демонстрацией слайдов с фотографиями и примерами,
иллюстрирующими типы взаимоотношений организмов.
1 Тип - взаимополезные.
Мутуализм. Пример: муравьи-листорезы выращивают грибы в своих
гнездах, снабжая их субстратом для развития (пережеванными листьями) и
оберегают эти плантации от вторжения сорных грибов. В свою очередь, грибы служат пищей и взрослым
насекомым и их личинкам (Слайд №7).
Вопросы для обсуждения:
-
Какое
взаимоотношение организмов наблюдаем в этом примере?
-
Является
ли оно непременным условием существования обоих видов?
-
Что является существенным в этой форме взаимоотношений организмов?
Пример: раки - отшельники селятся в пустых
раковинах моллюсков и возят их на себе вместе с коралловым полипом -
актинией. Перемещаясь по дну,
рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи, часть
которой, пораженная стрекательными клетками актинии, падает на дно и поедается
раком. Актиния защищает рака от хищников (слайд №8)
Вопросы для
обсуждения:
-
Является ли взаимодействие организмов, в
рассматриваемом примере необходимым для этих видов?
-
Что является существенным в этой форме взаимоотношений организмов?
В процессе
обсуждения формулируется определение мутуализм – более тесные взаимовыгодные
отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится
обязательным.
2.Полезно-нейтральные.
Комменсализм. Пример: личинки многих жуков усачей могут развиваться
только в древесине, богатой гифами
грибов-разрушителей, эти личинки питаются не столько самими гифами, сколько полуразрушенной
грибом древесиной (слайд №9).
Вопросы для
обсуждения:
-
Что является существенным в этой форме взаимоотношений организмов?
-
Сформулируйте определение этой формы
взаимоотношений.
В процессе обсуждения формулируется определение комменсализм
(нахлебничество) – форма взаимоотношений при которой один вид получает
какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда ни пользы.
Квартиранство. Пример: Под зонтиками крупных медуз часто можно
встретить мальков рыб. Мальки рыб
прячутся под защитой щупалец медуз, снабженных стрекательными нитями (слайд
№10).
Вопросы для
обсуждения:
-
Сформулируйте определение квартиранства.
-
Приведите доказательства того, что квартиранство
является формой комменсализма.
В процессе обсуждения формулируется понятие квартиранство – использование
одними видами других (их тел, их жилищ) в качестве своих убежищ или жилищ
3. Полезно-вредные. Паразитизм. Пример: миноги, присосавшись к телу крупных рыб и
даже китов, могут находиться на них несколько дней и даже недель. Присосавшись
к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, и даже
недель (слайд №11).
Вопросы для обсуждения:
-
Сформулируйте определение паразитизма.
-
Почему этот тип взаимоотношений назвали
полезно-вредным?
В процессе
обсуждения формулируется понятие паразитизм – такие биотические отношения, при
которых организмы одного вида (паразита) живут за счет питательных веществ или
тканей другого вида (хозяина).
Хищничество. Пример: у всех хищников есть предпочитаемые виды
жертв, но иногда массовое размножение непривычных объектов охоты заставляет
переключаться именно на них. Так соколы сапсаны добывают пищу в воздухе. Но при
массовом размножении леммингов соколы начинают охотиться на них, схватывая
добычу с земли (слайд №12).
Вопросы для
обсуждения:
-
Сформулируйте определение хищничества.
-
Какую роль играет эта самая распространенная
форма взаимоотношений в биоценозах?
-
Что позволяет хищникам использовать самую разную
пищу?
В процессе обсуждения
формулируется понятие хищничество – особи
одного вида питаются особями другого, умерщвляя их.
4.Взаимо-вредные.
Конкуренция. Пример: Копытные африканских саванн по-разному
используют пастбищный корм. Зебры обрывают верхушки трав; антилопы кормятся
тем, что оставляют им зебры, выбирая при этом определенные виды растений;
газели выщипывают самые низкие травы, а антилопы топпи едят сухие стебли, оставшиеся
после других травоядных (слайд №13).
Вопросы для
обсуждения:
-
Что является существенным во взаимоотношениях организмов в рассматриваемом
примере?
-
Сформулируйте определение конкуренции.
-
На приведенном примере поясните, что позволяет
совместно уживаться в биогеоценозе копытным африканских саванн?
-
Где проявляется конкуренция сильнее внутри вида
или между разными видами?
В процессе
обсуждения формулируется понятие конкуренция – отношения между совместно обитающими видами
с одинаковыми потребностями. Оба вида угнетаются. В результате часто один вид
вытесняет другой.
Так учащиеся последовательно дополняют ассоциативную схему,(слайд
№6), которую начали заполнять в начале
урока, в процессе обсуждения примеров
формулируют определения различных форм взаимоотношений, сравнивают их с
эталоном, который появляется на слайде после обсуждения и записывают в тетрадь
(слайды с №7 по №13).
4.Первичная проверка
усвоения знаний.
Учащиеся вспоминают все новые термины урока в форме игры
«Слабое звено» - первый ученик называет
одно понятие, второй предварительное и свое, третий предварительных два и свое и т.д. Порядок слов сохраняется.
Если ученик ошибся, то следующий говорит
«слабое звено» и продолжают без него.
5.Контроль и
самопроверка знаний.
Класс разбивается на
2 или несколько групп, в зависимости от количества учащихся. Группам дается задание (слайд №14).
Задание: назовите возможные пары биотических отношений между организмами
в лесу (соедините взаимодействующие организмы и объясните полученную
схему). После выполнения задания группы
защищают свои схемы. Осуществляют самопроверку (слайд №15)
6.Подведение итогов
урока. Рефлексия.
Совместная формулировка вывода: многообразие форм связей и
видов взаимоотношений в биоценозе лежит в основе его устойчивости и
неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную
реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.
Учащиеся высказываются по следующей схеме (слайд №16):
-узнал…
-понял….
- самый большой мой
успех – это…
- наибольшую трудность я почувствовал….
- я не умел, теперь, я умею
- я изменил свое отношение к ….
- на следующем уроке
я хочу….
7.Информация о
домашнем задании.
Учащимся предлагается выбрать задание: (слайд№17):
1.Прочитать параграф учебника и ответить на вопросы к нему;
2.Составить собственные вопросы к параграфу;
3.Составить кроссворд по изученным терминам;
4.Написать
мини-сочинение, сказку о
взаимоотношениях организмов, например: в
лесу, море или пруду (используя новые
понятия);
5.Проиллюстрировать ассоциативную схему «Типы биотических
взаимоотношений», составленную на уроке
рисунками и фотографиями (можно в форме презентации)
Использованные
источники и литература:
1.Садкина В.И., Изучение основных понятий и объяснение новой
темы. Методические приемы. ИГ «Основа», 2009.
2.В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Программа основного общего образования.
Биология. 5-9 классы.
Москва., «Дрофа», 2012.
3.Н.Грин. У. Стаут, Д. Тейлор. Биология, т 2. Москва.,
«Мир», 1990.
4.О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по
общей биологии. 9 класс. Москва., «Вако», 2006.
В помощь учителю
Данную тему оптимально изучать с использованием медиа-,
мультимедиа, таким образом можно
существенно увеличить прочность усвоения
нового материала, так как задействованы одновременно слуховой и визуальный
каналы восприятия. Происходит подача текстовой
информации с экрана и имеется возможность многократного повторения. А это важно,
так как новый материал включает много новых понятий. Это урок изучения нового
материала, который включает в себя большой объем информации и за счет того, что через мультимедийный
проектор можно отобразить схему, задание для групповой работы и осуществить
самопроверку его выполнения происходит экономия времени. Кроме этого
презентацией могут воспользоваться учащиеся, по той или иной причине
пропустившие урок, для самостоятельной работы.
Переход к различным этапам урока происходит по содержанию
(«меню» урока) с изменением цвета отработанных элементов. Благодаря этому учитель может перейти к любому эпизоду урока
и появляется возможность одновременно
заполнять схему «Типы биотических
взаимоотношений», рассматривать иллюстрированный пример одного из типов и,
обсуждая его формулировать определение одной из форм взаимоотношений. На этапе
контроля и самопроверки знаний наглядно представлено задание и после обсуждения
его в группах и представления ими своего продукта выводится верный ответ, благодаря чему
происходит быстрая и объективная проверка, самопроверка и коррекция результатов
работы.
Советы по логическому переходу от данного урока к
последующим. Следующий урок раздела на тему «Потоки вещества и энергии в
экосистеме». Повторяя типы взаимоотношений организмов), подвести учащихся к
выводу, что самые распространенные взаимоотношения в биоценозах осуществляются
через питание. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых
взаимосвязей организмов. Эта схема имеет вид сети. Рассматривая ее в учебнике
обратить внимание на ее небольшую длину. Поставить проблемный вопрос – почему в
природе пищевые цепи редко превышают 6-7 звеньев и обычно состоят из 4-5?
|