Пятница, 26.04.2024, 14:32
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Биология

Урок биологии 9 класс "Межвидовые отношения организмов в экосистеме"
[ · Скачать удаленно () ]
07.08.2013, 14:03

Тема урока «Межвидовые отношения организмов в экосистеме»

Предмет – биология

Класс – 9

Тип урока – изучение нового материала

Цель: Создание условий для формирования у учащихся представления о типах биотических взаимоотношений и применения экологических закономерностей для решения экологических задач.

Задачи:

1.Способствовать

-  формированию  понятий: «нейтрализм», «аменсализм»,

«комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм»;

 - развитию экологического мышления. (Умения решать экологические задачи на применение экологических закономерностей и приводить примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях).

2. Способствовать развитию умений и навыков групповой самостоятельной работы, выделять главное, делать выводы, умений применять схемы для решения учебных задач.

3. Содействовать воспитанию уважения к противоположному мнению.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны:

знать  определения понятий «нейтрализм», «аменсализм»,

«комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм»;

иметь представление о многообразии различных форм межвидовых отношений;

уметь  приводить примеры межвидовых взаимоотношений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

- формулировать выводы;

- применять схемы для решения учебных задач;

-организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

 

Личностные результаты обучения

-признание права каждого на собственное мнение.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор

 

1.Мотивация учащихся

Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Верите ли вы что один организм, одна популяция и даже целый вид способны к изолированному существованию? (слайд №4). Приведите кратко доказательства.

(варианты ответов: гриб – паразит чага,  птицы, уничтожающие насекомых, питающихся листьями, гнездящиеся в кроне дерева и т.д.).

На слайде № 5 схема «типы биотических связей»  (4 прямоугольника) в них вписаны только значки «++», «+0»,   «+-», «- -»,   учитель  просит по аналогии с человеческим обществом  назвать  типы взаимоотношений (варианты ответов: ++ взаимополезные, +0 полезно-нейтральные, +-полезно-вредные, --взаимовредные).  Учащиеся начинают заполнять  схему в тетрадях.

 С  помощью учителя учащиеся приходят к выводу, что на уроке будем изучать  основные типы межвидовых  взаимоотношений,  для чего  это необходимо знать, чему они научаться на уроке.

2.Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний.

Учитель просит учащихся назвать уже известный им тип взаимоотношений. Предлагает для ответа на поставленный вопрос игру «Снежный ком» - один учащийся называет слово, другой предложение, следующий формулирует вопрос и последний ученик отвечает  на него.

Варианты ответов:

Симбиоз;

Совместное взаимополезное сожительство организмов;

Какие вы знаете примеры  симбиоза?

Бобовые растения и азотофиксирующие бактерии, микориза (осина и подосиновик).

Так же и другие известные термины, связанные с темой урока.

Учащиеся с помощью учителя делают вывод,  что все известные им типы взаимоотношений приводят к одному главному результату: обеспечение пищей.  А  с другими типами взаимодействия организмов им предстоит познакомиться на уроке.

3.Изучение нового материала.

В процессе объяснения учитель через каждые несколько минут задает интересные короткие задания на понимание, объяснение и применение, которые сопровождаются демонстрацией слайдов с фотографиями и примерами, иллюстрирующими типы взаимоотношений организмов.

1 Тип -  взаимополезные. Мутуализм. Пример:  муравьи-листорезы выращивают грибы в своих гнездах, снабжая их субстратом для развития (пережеванными листьями) и оберегают эти плантации от вторжения сорных грибов.  В свою очередь, грибы служат пищей и взрослым насекомым и их личинкам (Слайд №7).

Вопросы для обсуждения:

-         Какое взаимоотношение организмов наблюдаем в этом примере?

-         Является ли оно непременным условием существования обоих видов?

-        Что является существенным в  этой форме взаимоотношений организмов?

Пример:  раки - отшельники селятся в пустых раковинах  моллюсков и возят их  на себе вместе с коралловым полипом  -  актинией.   Перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи, часть которой, пораженная стрекательными клетками актинии, падает на дно и поедается раком. Актиния защищает рака от хищников (слайд №8)

Вопросы для обсуждения:

-        Является ли взаимодействие организмов, в рассматриваемом примере необходимым для этих видов?

-        Что является существенным в  этой форме взаимоотношений организмов?

В процессе обсуждения формулируется определение мутуализм – более тесные взаимовыгодные отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным.

2.Полезно-нейтральные. Комменсализм. Пример: личинки многих жуков усачей могут развиваться только в древесине, богатой  гифами грибов-разрушителей, эти личинки питаются не столько самими гифами, сколько полуразрушенной грибом древесиной (слайд №9).

Вопросы для обсуждения:

-        Что является существенным в этой  форме взаимоотношений организмов?

-        Сформулируйте определение этой формы взаимоотношений.

В процессе обсуждения формулируется определение комменсализм (нахлебничество) – форма взаимоотношений при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда ни пользы.

Квартиранство. Пример: Под зонтиками крупных медуз часто можно встретить мальков рыб.  Мальки рыб прячутся под защитой щупалец медуз, снабженных стрекательными нитями (слайд №10).

Вопросы для обсуждения:

-        Сформулируйте определение квартиранства.

-        Приведите доказательства того, что квартиранство является формой комменсализма.

В процессе обсуждения формулируется понятие квартиранство – использование одними видами других (их тел, их жилищ) в качестве своих  убежищ или жилищ

3. Полезно-вредные. Паразитизм. Пример: миноги, присосавшись к телу крупных рыб и даже китов, могут находиться на них несколько дней и даже недель. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, и даже недель (слайд №11).

Вопросы для обсуждения:

-        Сформулируйте определение паразитизма.

-        Почему этот тип взаимоотношений назвали полезно-вредным?

В процессе обсуждения формулируется понятие паразитизм – такие биотические отношения, при которых организмы одного вида (паразита) живут за счет питательных веществ или тканей другого вида (хозяина).

Хищничество. Пример:  у всех хищников есть предпочитаемые виды жертв, но иногда массовое размножение непривычных объектов охоты заставляет переключаться именно на них. Так соколы сапсаны добывают пищу в воздухе. Но при массовом размножении леммингов соколы начинают охотиться на них, схватывая добычу с земли (слайд №12).

Вопросы для обсуждения:

-        Сформулируйте определение хищничества.

-        Какую роль играет эта самая распространенная форма взаимоотношений в биоценозах?

-        Что позволяет хищникам использовать самую разную пищу?

В процессе обсуждения формулируется понятие хищничество – особи одного вида питаются особями другого, умерщвляя их.

4.Взаимо-вредные. Конкуренция. Пример: Копытные африканских саванн по-разному используют пастбищный корм. Зебры обрывают верхушки трав; антилопы кормятся тем, что оставляют им зебры, выбирая при этом определенные виды растений; газели выщипывают самые низкие травы, а антилопы топпи едят сухие стебли, оставшиеся после других травоядных (слайд №13).

Вопросы для обсуждения:

-        Что является существенным во  взаимоотношениях организмов в рассматриваемом примере?

-        Сформулируйте определение конкуренции.

-        На приведенном примере поясните, что позволяет совместно уживаться в биогеоценозе копытным африканских саванн?

-        Где проявляется конкуренция сильнее внутри вида или между разными видами?

В процессе обсуждения формулируется понятие конкуренция  – отношения между совместно обитающими видами с одинаковыми потребностями. Оба вида угнетаются. В результате часто один вид вытесняет другой.

Так учащиеся последовательно дополняют ассоциативную схему,(слайд №6),  которую начали заполнять в начале урока,  в процессе обсуждения примеров формулируют определения различных форм взаимоотношений, сравнивают их с эталоном, который появляется на слайде после обсуждения и записывают в тетрадь (слайды с №7 по №13).

4.Первичная проверка усвоения знаний.

Учащиеся вспоминают все новые термины урока в форме игры «Слабое звено» -  первый ученик называет одно понятие, второй предварительное и свое, третий  предварительных  два и свое и т.д. Порядок слов сохраняется. Если ученик ошибся,  то следующий говорит «слабое звено» и продолжают без него.

5.Контроль и самопроверка знаний.

Класс  разбивается на 2 или несколько групп, в зависимости от количества учащихся. Группам дается задание  (слайд №14).  Задание: назовите возможные пары биотических отношений между организмами в лесу (соедините взаимодействующие организмы и объясните полученную схему).  После выполнения задания группы защищают свои схемы. Осуществляют самопроверку (слайд №15)

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Совместная формулировка вывода: многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе лежит в основе его устойчивости и неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

 

Учащиеся высказываются по следующей схеме (слайд №16):

-узнал…

-понял….

 - самый большой мой успех – это…

- наибольшую трудность я почувствовал….

- я не умел, теперь, я умею

- я изменил свое отношение к ….

- на следующем уроке  я хочу….

7.Информация о домашнем задании.

Учащимся предлагается выбрать задание: (слайд№17):

1.Прочитать параграф учебника и ответить на вопросы к нему;

2.Составить собственные вопросы к параграфу;

3.Составить кроссворд по изученным терминам;

4.Написать  мини-сочинение, сказку  о взаимоотношениях организмов, например:  в лесу,  море или пруду (используя новые понятия);

5.Проиллюстрировать ассоциативную схему «Типы биотических взаимоотношений», составленную  на уроке рисунками и фотографиями (можно в форме презентации)

Использованные источники и литература:

1.Садкина В.И., Изучение основных понятий и объяснение новой темы. Методические приемы. ИГ «Основа», 2009.

2.В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов.  Программа основного общего образования.

 Биология. 5-9 классы. Москва., «Дрофа», 2012.

3.Н.Грин. У. Стаут, Д. Тейлор. Биология, т 2. Москва., «Мир», 1990.

4.О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. Москва., «Вако», 2006.

В помощь учителю

Данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа,  таким образом можно существенно  увеличить прочность усвоения нового материала, так как задействованы одновременно слуховой и визуальный каналы восприятия.  Происходит подача текстовой информации с экрана и имеется возможность многократного повторения. А это важно, так как новый материал включает много новых понятий. Это урок изучения нового материала, который включает в себя большой объем информации  и за счет того, что через мультимедийный проектор можно отобразить схему, задание для групповой работы и осуществить самопроверку его выполнения происходит экономия времени. Кроме этого презентацией могут воспользоваться учащиеся, по той или иной причине пропустившие урок, для самостоятельной работы.

Переход к различным этапам урока происходит по содержанию («меню» урока) с изменением цвета отработанных элементов. Благодаря этому  учитель может перейти к любому эпизоду урока и  появляется возможность одновременно заполнять  схему «Типы биотических взаимоотношений», рассматривать иллюстрированный пример одного из типов и, обсуждая его формулировать определение одной из форм взаимоотношений. На этапе контроля и самопроверки знаний наглядно представлено задание и после обсуждения его в группах и представления ими своего продукта  выводится верный ответ, благодаря чему происходит быстрая и объективная проверка, самопроверка и коррекция результатов работы.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим. Следующий урок раздела на тему «Потоки вещества и энергии в экосистеме». Повторяя типы взаимоотношений организмов), подвести учащихся к выводу, что самые распространенные взаимоотношения в биоценозах осуществляются через питание. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов. Эта схема имеет вид сети. Рассматривая ее в учебнике обратить внимание на ее небольшую длину. Поставить проблемный вопрос – почему в природе пищевые цепи редко превышают 6-7 звеньев и обычно состоят из 4-5?

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Биология | Добавил: Lyudmila_
Просмотров: 5657 | Загрузок: 787 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 IrinaApatit  
Уважаемая Людмила Вячеславовна, сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Четвертом открытом фестивале «Мультимедиа в образовании»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.   

Технический эксперт по направлениям «Естественные науки» Мухина Ирина Анатольевна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]