Ход урока:
3.Изучениенового
материала.
Сегодня мы
познакомимся с представителями отряда Чешуекрылые - бабочками. Но прежде, чем
приступить к работе в ваших рабочих листах, скажите, почему этих животных
относят к классу Насекомые?
1.Характерные
особенности чешуекрылых:
а)
особенности строения крыльев (формирование межпредметных компетенций:
преломление световых лучей)
Познакомимся с
особенностями строения Чешуекрылых.
Красота бабочки в ее крыльях, в разнообразии окраски. Думаю, каждый из вас
хотя бы однажды ловил бабочку, и на пальчиках оставалась своеобразная пыльца.
А что же это на самом деле? (отвечают, записывают) Совершенно
верно. Это важный систематический признак отряда – чешуйчатые крылья, отсюда
и название.
б)
тип ротового аппарата
Посмотрите на
слайд и определите: какой, тип ротового аппарата здесь изображен? Для чего
бабочкам нужен именно такой ротовой аппарат?
Сбор нектара
бабочками осуществляется днем, в сумерки и в ночное время. Перелетая с цветка
на цветок, бабочки производят
перекрестное опыление растений.
в)
развитие с метаморфозом (создание проблемной ситуации на основе стихотворного
фрагмента)
Какие типы
развития характерны для насекомых? (схема)
Найдите
биологическую ошибку в стихотворении Э.Успенского:
Этот странный дом
без окон
У людей зовется
кокон.
Свив на ветке
этот дом,
Дремлет гусеница
в нем,
Спит без просыпа
всю зиму,
А зима промчалась
мимо.
Март, апрель,
капель, весна….
Просыпайся,
сонюшка,
Под весенним
ярким солнышком!
Гусенице не до
сна -
Стала бабочкой
она!
г)
По характеру активности бабочки делятся на две большие группы:
А теперь, для
того, чтобы выполнить следующее задание, я попрошу вас разделиться на группы
и сесть за компьютеры. На рабочих столах в папке «Чешуекрылые» содержится
информация по трём группам бабочек, отличающимся по характеру активности –
дневным и ночным, а также значению Чешуекрылых. Я попрошу вас в течение 15
минут, пока звучит музыка, подготовить собственную презентацию, используя
информацию в папках. Одни группы работают с дневными бабочками, другие – с
ночными, третьи – со значением бабочек в природе и жизни человека.
1. Дневные бабочки, или булавоусые.
ü имеют очень широкие крылья,
которые они в покое складывают вертикально вверх и прижимают друг к другу,
внутренней яркоокрашенной стороной;
ü тело стройное, грудь и брюшко
тонкие;
ü усики булавовидные;
ü полет медленный, порхающий.
2. Ночные бабочки,
или перистоусые.
ü крылья узкие, складывают их
кровлеобразно над брюшком, или же держат распластанными в стороны;
ü грудь и брюшко обычно толстые;
ü усики разнообразного строения,
но никогда не бывают булавовидными;
ü полет стремительный, с частыми
взмахами крыльев.
|