Название конкурса «Четвертый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 1. Тип урока. Урок изучения новой темы
2. Цели урока. Формирование понятия «вид», закрепление знаний учащихся о критериях и структуре вида, развитие навыков работы с естественными биологическими объектами.
3. Задачи урока. Образовательные: развивать и конкретизировать знания учащихся о биологическом виде, его критериях, закрепить знания учащихся о взглядах К.Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина на эволюцию живой природы.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, классифицировать, продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации, развивать умения и навыки интерактивного способа получения знаний, формировать коммуникативные качества личности, культуру ораторской речи. . Воспитательные: воспитывать материалистическое мировоззрение, формировать научную картину мира как компонент общечеловеческой культуры, развивать умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия, самодисциплины, воспитывать бережное отношение к окружающей природе и чувства любви к родному краю.
4. Краткое описание хода урока. Предлагаемый урок реализован в профильном химико-биологическом классе, рассчитан на 80 мин 2*40 с 10 минутным перерывом. Урок начинается с этапа целеполагания на котором учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, ставят цели и определяют задачи урока. Затем, на этапе актуализации знаний учащихся ребятам предлагается самостоятельная работа с презентацией учителя, целью которой является закрепление знаний об исторических взглядах ученых на изучаемый вопрос, наиболее мотивированным учащимся предложенная индивидуальная самостоятельная работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами по подготовки небольшого сообщения для своих товарищей, цель – расширение и углубление знаний по предмету. Далее на этапе формулирования понятий учитель организует дискуссию с учащимися и самостоятельную работу с литературными источниками, учит их рассуждать, воспитывает чувство уважения к чужому мнению, развивает навыки вести дискуссию, побуждает слушать других, отстаивать свое мнение, в результате ребята самостоятельно формулируют вводимое новое понятие. На этапе изучения классификации биологических видов по различным признакам учитель организует самостоятельную групповую работу с презентацией учителя, в ходе которой ребята имея доступ в Интернет и дополнительные источники информации (словарь биологических терминов и учебник) заполняют рабочий лист. Затем проводится обсуждение работы групп, заслушиваются комментарии учителя, происходит оценивание работы ребят своими товарищами. Целью следующего этапа урока является формирование навыков работы в паре, развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы. В ходе парной работы ребята самостоятельно изучают новый материал с помощью презентации учителя, содержащей ссылки на дополнительную информацию в свободном темпе. Затем учащиеся переходят к первичному закреплению материала и выполняют самостоятельно практическую работу, используя натуральные биологические объекты ( гербарий). В завершении урока учащимся предлагается провести рефлексию своей деятельности и деятельности своих товарищей, самостоятельно подвести итог урока. Таким образом весь урок построен на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации: ЭОР ( презентация учителя), работе с учебником и дополнительной литературой. Мультимедийный компонент выполняет роль консультанта, содержит ссылки на дополнительные источники в Интеренет-сети. 5.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. В ходе урока ребята усваивают необходимые понятия изучаемой темы: вид, критерии вида, реликт, эндемик, эврибионты и стенобионты и т.д. Закрепляют понятие «критерий вида» в ходе самостоятельной практической работы. Во время урока у них формируются навыки работы с дополнительной литературой, различными источниками информации, в том числе, и Интернет, умения интерактивного получения знаний, самостоятельной, парной и групповой работы, повышается ИКТ-компетентность и развиваются коммуникативные навыки, умение мыслить логически, сравнивать, делать выводы. Большое воспитательное воздействие оказывают на ребят сведения о представителях флоры и фауны родного края, в том числе, эндемиков и реликтов, занесенных в Красную книгу, приучая их любить свою малую Родину, и способствует бережному отношению к живой природе. Наличие коммуникативных взаимодействий на уроке учит детей быть терпимыми к мнению других, смело высказывать и отстаивать свое мнение, развивает навыки целеполагания, рефлексии и самоанализа.