Вторник, 12.12.2017, 11:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Биология

«Внешнее и внутренне строение Земноводных»
[ · Скачать удаленно () ]
11.02.2014, 19:38

«Внешнее и внутренне строение  Земноводных»
Цели и задачи урока
1.     Познакомиться с общей характеристикой класса земноводные.
2.     Изучить внешнее строение представителей класса земноводные.
3.     Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни.
4.     Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.
Оборудование: компьютер, проектор, влажные препараты
Ход урока:
IОрганизационный момент.   Близ-опрос.
1. Вспомните эволюцию животного мира.
2. Чем одноклеточные отличаются от многоклеточных?
3. В чем отличие водных животных  от наземных?
4. Кто такие хордовые животные? Дать им характеристику.
5. Охарактеризовать класс Рыбы и назвать их отличительные черты.
IIНа сегодняшнем уроке мы с Вами познакомимся с представителями животного мира, которым ставятся памятники по всему миру. А Вы мне ответьте почему?
IIIИтак, мы начинаем с Вами урок - исследование  на тему «Внешнее и внутренне строение  Земноводных»
Цели и задачи урока
1.     Познакомиться с общей характеристикой класса земноводные.
2.     Изучить внешнее строение представителей класса земноводные.
3.     Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни.
4.     Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.
Напомним систематическое положение класса земноводные                        
IV. Рассказ учителя по плану.
1. Общая характеристика Земноводных, их внешнее строение в сравнении с рыбами.
Земноводные или амфибии (Amphibia) – первые примитивные позвоночные животные, перешедшие от водного к наземному образу жизни, но сохранивших тесную связь с водной средой. Температура тела непостоянная и зависит от температура окружающей среды – амфибии холоднокровные животные.
2. Скелет и отделы конечностей земноводных в сравнении с рыбами.
В отличие от рыб у лягушки имеется шейный позвонок. Он подвижно сочленен с
черепом. За ним следуют туловищные позвонки с боковыми отростками (ребра у
лягушки не развиты). Шейный и туловищный позвонки имеют верхние дуги,
защищающие спинной мозг. На конце позвоночника у лягушки и у всех других
бесхвостых земноводных помещается длинная хвостовая кость. У тритонов и других
хвостатых земноводных этот отдел позвоночника состоит из большого числа
подвижно сочлененных между собой позвонков.
В черепе лягушки меньше костей, чем в черепе рыб. В связи с легочным дыханием у лягушки нет жабр. Скелет конечностей соответствует их расчленению на три отдела и
связан с позвоночником посредством костей поясов конечностей. Пояс передних
конечностей - грудина, две вороньи кости, две ключицы и две лопатки - имеет вид
дуги и расположен в толще мускулатуры. Пояс задних конечностей образован
сросшимися тазовыми костями и прикрепляется плотно к позвоночнику. Он служит
опорой задним конечностям.
3. Мускулатура земноводных в сравнении с рыбами.
Строение мышечной системы лягушки намного сложнее, чем у рыб. Ведь лягушка не только плавает, но и передвигается по суше. Благодаря сокращениям мышц или групп мышц лягушка может совершать сложные движения. Особенно хорошо у нее развиты мышцы конечностей.
4. Пищеварительная система земноводных в сравнении с рыбами.
Пищеварительная система земноводных имеет почти такое же строение, как у рыб. В отличие от рыб задняя кишка открывается не прямо наружу, а в особое ее расширение, называемое клоакой. В клоаку открываются также мочеточники и выводные протоки органов размножения.
5. Дыхательная система земноводных в сравнении с рыбами.
Лягушка дышит атмосферным воздухом. Для дыхания служат легкие и кожа. Легкие имеют вид
мешков. Их стенки содержат большое количество кровеносных сосудов, в которых
совершается газообмен. Горло лягушки несколько раз в секунду оттягивается вниз,
благодаря чему в ротовой полости создается разреженное пространство. Тогда
воздух проникает через ноздри в ротовую полость, а оттуда в легкие. Обратно он
выталкивается под действием мускулатуры стенок тела. Легкие лягушки развиты
слабо, и кожное дыхание для неё так же важно, как и легочное. Газообмен
возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то
вскоре ее кожа высохнет, и животное может погибнуть. Погружённая в воду,
лягушка целиком переходит на кожное дыхание.
6. Кровеносная система земноводных в сравнении с рыбами.
Сердце лягушки помещается в передней части тела, под грудиной. Оно состоит из трех
камер: желудочка и двух предсердий. Сокращаются поочередно то оба предсердия,
то желудочек. В сердце лягушки правое предсердие содержит только венозную
кровь, левое - артериальную, а в желудочке кровь до известной степени смешанная.
Особое расположение сосудов, берущих начало от желудочка, приводит к тому, что только головной мозг лягушки снабжается чистой артериальной кровью, а все тело получает смешанную кровь.
У лягушки кровь из желудочка сердца протекает по артериям во все органы и ткани, а из них по венам оттекает в правое предсердие - это большой круг кровообращения. Кроме того, из желудочка кровь поступает в легкие и в кожу, а из легких обратно в левое предсердие сердца - это малый круг кровообращения. У всех позвоночных животных, кроме рыб, два круга кровообращения: малый - от сердца к органам дыхания и обратно в сердце; большой - от сердца по артериям ко всем органам и от них обратно в сердце.
7. Выделительная система земноводных в сравнении с рыбами.
Продолговатые, красно-бурые почки, которые располагаются в полости тела по бокам позвоночника. Вредные  продукты обмена веществ фильтруются почками и в виде мочи поступают через мочеточники в клоаку.
8. Половая система земноводных в сравнении с рыбами.
Органы размножения земноводных очень сходны по строению с органами размножения рыб. Все земноводные раздельнополые.
9. Нервная система земноводных в сравнении с рыбами.
 Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия - большие полушария. Тело земноводных близко к земле, и им не приходится поддерживать
равновесие. В связи с этим мозжечок, управляющий координацией движений, развит
у них слабее, чем у рыб. Строение органов чувств соответствует наземной среде. Например, мигая веками, лягушка удаляет приставшие к глазу пылинки и смачивает
поверхность глаза. Как и у рыб, у лягушки имеется внутреннее ухо. Однако в воздухе звуковые волны распространяются значительно хуже, чем в воде. Поэтому для лучшего слушания у лягушки развито ещё среднее ухо. Начинается оно воспринимающей звуки барабанной перепонкой - тонкой круглой плёночкой позади глаза. От нее звуковые колебания через слуховую косточку передаются во внутреннее ухо.
Выводы:
1.  Какой Вы можете сделать вывод на основании сравнительной характеристики внешнего и внутреннего строения рыб и земноводных.
2.     В чем проявляются признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.
V. Тестовая работа
Соотнесите номера систем органов (I–VIII) с номерами органов, образующих эти системы (1–20).

Системы органов

I – нервная система;
II – кровеносная система;
III – пищеварительная система;
IV – дыхательная система;
V – выделительная система;
VI – система опоры и движения;
VII – половая система;
VIII – покровная система.

Органы

1 – бедро;
2 – мышцы;
3 – клоака;
4 – кожа;
5 – стона;
6 – сердце;
7 – легкие;
8 – плечо, предплечье;
9 – семенники;
10 – кисть пальцы;
11 – артерии и вены;
12 – яичники;
13 – нервы;
14 – конечности;
15 – спинной мозг;
16 – пояс передних конечностей;
17 – головной мозг;
18 – кишечник;
19 – желудок;
20 – почки, мочевой пузырь.

VI. Лабораторная   работа
Задание:   рассмотрите влажные   препараты  и скелет земноводных
VII. Домашнее задание
1.     Изучить параграф № 36, № 37.
2.     Подготовить сравнительную таблицу для класса земноводных и класс пресмыкающихся.

Категория: Биология | Добавил: egorovaen
Просмотров: 1636 | Загрузок: 196 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
1  
Уважаемая коллега!
Сообщаю Вам,что данный материал не скачивается по причине допущенной Вами техническойошибки. В соответствии с п. 3.4 Требований к конкурсным материалам Открытого профессионального конкурса педагогов «ИКТ на службе ФГОС» Вы имеете право до 00.00 часа «14»февраля 2014 г. (по московскому времени), повторно разместить свой материал на официальном сайте Конкурса. Перед размещением материала советую внимательно ознакомиться с Инструкцией по размещению конкурсных материалов. При возникновении затруднений Вы можете изучить рекомендации по решению наиболее
часто встречающихся проблем, размещенные на Форуме технической поддержки
Конкурса - http://moi-mummi.ru/forum/8  и в разделе «Часто задаваемые вопросы» -  http://moi-mummi.ru/index/0-44. В случае отсутствия ответа на имеющийся вопрос, Вы можете обратиться за консультацией через Форум технической поддержки - http://moi-mummi.ru/forum/10 .Напоминаю, что в случае не устранения данных нарушений,  по истечении указанного выше срока материал
может быть не допущен к участию в Конкурсе в соответствии с п.п. 3.2–3.4
Требований к конкурсным материалам Открытого профессионального конкурса
педагогов «ИКТ на службе ФГОС».
Техническийэксперт: Бардачева Татьяна Николаевна

2  
Уважаемая Татьяна Николаевна, благодарю за возможность разместить работу повторно, не теряю надежды, что у меня получиться в очередной раз принять участие в конкурсе.

3  
если новое размещение удалось- удалите два предыдущих размещения. С уважением Егорова Е.Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]