1. Видеоролик к проекту «Малые реки -живая история края» 2. Цели: воспитывать чувство сопереживания, расширять знания по экологии малых рек на примере водоёма своей местности, используя новые технологии обучения 3. Задача: эмоциональная подготовка учащихся к изучению проблемы 4. Вступительное слово. Лишь в одном краю известный, Вот он, рядом наконец, Друг из пензенского детства- Обмелевший Студенец. Берега его кривые, Разливает по весне… Он, как Волга всей России, Очень дорог лично мне¹ ¹Из стихотворения члена Союза писателей СССР Н.Г.Криванчикова 1973г.
Люди издавна селятся по берегам рек и, используя водоёмы в своих целях, оказывают прямое и косвенное влияние на микроклимат, структуру, изменяют даже качество воды в водоёмах. Река Студенец и другие малые реки края - это живая книга нашей истории. Изменение климата (сокращение осадков и частые засухи) за последние годы привело к уменьшению питания и снижению уровня реки. Сильный уклон реки также способствует её высыханию. Хозяйственная деятельность человека на водоразделах изменила микроклимат реки. Истощен, почти уничтожен биобаланс реки. Ситуацию с малыми реками можно назвать КАТАСТРОФОЙ. Проблемный вопрос: как вы думаете, какие воздействия человека на реку привели к таким плачевным последствиям?
5. Воспитывать умение находить ответ на проблемный вопрос, используя свои наблюдения. Уметь вести диалог, выдвигая предположения и версии для решения проблемы. Воспитывать экологическую «чуткость», умение «видеть перспективу», находить способы ликвидации проблем.