1. Тип урока: комбинированный.
2. Цели урока:
Деятельностная цель: создать условия для формирования умений обучающихся оценивать климатические условия местности, устанавливать причинно-следственные зависимости между климатом, образом жизни и хозяйственной деятельностью людей на основе совокупного применения полученных знаний и способов деятельности при организации групповой работы с элементами фронтальной и индивидуальной работы.
Цели урока по содержанию:
Образовательные:
- Выявить взаимосвязь и взаимозависимость между климатом, образом жизни и хозяйственной деятельностью людей на территории РФ.
- Раскрыть понятия «комфортность климата», «агроклиматические ресурсы», «коэффициент увлажнения», «испаряемость».
- Установить, какие неблагоприятные климатические явления наблюдаются в России.
Развивающие:
- Развивать умение работать с различными источниками информации.
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные зависимости, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.
- Развитие информационно-коммуникативной и социальной компетентностей обучающихся.
Воспитывающие:
- Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
- Формировать познавательные интересы и мотивы.
- Формировать положительное отношение к предмету.
3.Задачи урока направлены на формирование следующих УУД обучающихся:
Личностные УУД:
- Мотивационная основа учебной деятельности.
- Осознание необходимости применения географических знаний в практических целях.
- Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- Организация обучающимися своей учебной деятельности при ответах на вопросы, работе с картой, текстом учебника, дополнительными материалами, инструментами ИКТ.
- Соотнесение того, что известно, и что еще не известно.
- Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные УУД:
- Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с темой урока.
- Умение вести диалог с учителем и одноклассниками.
- Понимание возможности существования у людей различных точек зрения по одному и тому же вопросу.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий, ответов на проблемные вопросы с использованием учебной литературы, дополнительных материалов, инструментов ИКТ.
- Определение понятий.
- Структурирование знаний.
Логические:
- Умение устанавливать причинно-следственные зависимости.
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
- Построение логической цепи рассуждений.
- Обоснование собственной и коллективной точек зрения.
- Умение формулировать выводы.
Постановка и решение проблемы:
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4. Краткое описание хода урока:
Урок включает три стадии «вызов – реализация смысла – рефлексия», которые помогают обучающимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали. На каждом этапе в рамках стадий урока создаются условия для усвоения учебного материала, достижения планируемых результатов, формирования определенных УУД, реализуются определенные цели. Цель стадии вызова – сформировать положительную мотивацию обучающихся; пробудить интерес к изучаемой теме; стимулировать деятельность; актуализировать знания по теме «Климат России»; создать условия для самостоятельного определения обучающимися цели учебного занятия. Цель стадии осмысления – способствовать получению и осмыслению новой информации о влиянии климата на жизнь людей и их хозяйственную деятельность людей через активные формы, соотнесению ее с собственными знаниями. Цель стадии рефлексии – помочь осмыслить и обобщить полученную информацию; выявить отношение к изучаемому материалу. Основные методы урока – активные, где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем и интерактивные, которые позволяют учиться взаимодействовать между собой, предусматривают взаимодействие всех обучающихся и учителя, где педагог выступает в роли организатора учебного процесса, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся. Таким образом, технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
Предметные:
Знать:
- Особенности климатических условий территории РФ, которые влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
- Понятия «комфортность климата», «агроклиматические ресурсы», «коэффициент увлажнения», «испаряемость», «неблагоприятные климатические явления».
Уметь:
- Оценивать климатические условия отдельных регионов России с точки зрения комфортности для жизни людей, особенностей их хозяйственной деятельности.
- Определять особенности климата регионов РФ и способы адаптации человека к ним.
Личностные:
- Осознавать ценность комфортности климата, как одной из важных составных частей природных ресурсов.
- Формирование познавательных интересов и мотивов.
- Формирование интеллектуальных умений (доказывать, рассуждать, анализировать, делать выводы).
- Уметь находить необходимые сведения в различных источниках информации.
- Уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях.
- Уметь общаться в процессе группового взаимодействия.
Метапредметные:
- Уметь получать новые знания самостоятельно.
- Анализировать информацию, полученную из разных источников.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные зависимости.
- Активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения познавательных задач.
|