IV. Изучение нового материала.
Учитель: Составить план
местности (или произвести съёмку местности) – значить изобразить эту
местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков.
Шаг 1. Выбор масштаба плана. Так как
необходимо изобразить участок местности протяжённостью примерно 500 м, а
ширина листа для плана 10 см, то выбираем масштаб в 1 см 50 м. Подпишите
масштаб в нижнем правом углу плана (слайд
2, щелчок «мыши»).
Шаг 2. Ориентирование плана. В начале
урока мы вспомнили, что на местности можно ориентироваться с помощью компаса.
Но у героев уже известного нам романа его не было. Как же Сайрес Смит
определил стороны горизонта без компаса? (Чтение
отрывка из романа «Таинственный остров» на с. 47 учебника).
Мы с вами
находимся в лучших условиях, чем герои романа, у нас есть компасы. Вспомним,
что верхний край плана всегда северный. Нарисуйте в верхнем левом углу
планшета стрелку, указывающую на север (слайд
2, щелчок «мыши»).
Шаг 3. Выбор точки – «полюса», откуда будет
производиться съёмка. На рис. 29 учебника изображён вид
плато Дальнего Вида с крыши мельницы. Вот она и послужит «полюсом» для
составления нашего плана. Отметьте её на плане в виде «звёздочки», обозначьте
цифрой 1(слайд 2, щелчок «мыши»).
Шаг 4. Определение направлений на обозначаемые
на плане объекты. На план, кроме мельницы, нужно нанести четыре
главных ориентира: южную оконечность озера Гранта, исток Глицеринового ручья,
мостик через него и ближний угол распаханного поля. Чтобы наш план стал ещё
более точным, можно добавить ещё несколько точек: юго-западный угол огорода,
пересечение тропинок, границу между полем и огородом. Вы уже знаете, что
такое азимут и умеете его определять. В таблице на с 25 рабочей тетради уже
приведены азимуты объектов от мельницы. Мы будет пользоваться этими
значениями при нанесении точек на карту.
Шаг 5. Измерение расстояний, перенос на план
расстояний, измеренных на местности.
Вопрос учащимся: какими
способами можно измерить расстояния на местности при отсутствии необходимых
приборов)? (Шагами).
Здесь
необходимо использовать правило: измеренное на местности расстояние,
поделенное на именованный масштаб
плана (в 1 см – 50 м), даёт длину отрезка на плане (в см). Например: 150 м :
50 м = 3 см. В таблице на с 25 рабочей тетради имеются значения расстояний на
местности от мельницы до объекта. Сейчас вашей задачей будет высчитать
расстояние до объектов на плане и записать их в таблицу. (Учащиеся делают расчёты самостоятельно, затем производят
самоконтроль при помощи таблицы на слайде
3. При помощи управляющей кнопки происходит возврат к слайду 2).
Шаг 6. Перенесение точек местности на план. Чтобы
перенести на план любую точку местности, необходимо отметить направление на
неё и расстояние до неё точки, с которой производится съёмка. Например,
нанесём на план точку 2 – исток ручья Глицериновый.
Наши действия:
- с помощью
компаса, зная азимут – 200о, определяем направление на объект (слайд 2, щелчок «мыши»);
- проводим
тонкую линию простым карандашом (слайд
2, щелчок «мыши»);
- откладываем
на ней расстояние, высчитанное нами – 2 см (слайд 2, щелчок «мыши»);
- ставим точку,
обозначаем её цифрой 2 (слайд 2,
щелчок «мыши»);
- аккуратно
ластиком стираем лишние штрихи (слайд
2, щелчок «мыши»).
Эту же
процедуру проделываем с остальными шестью точками (слайд 2, все действия по щелчку «мыши»).
Шаг 7. Оформление плана.
7.1. Соединяем плавной линией точки 1, 2 и
3 и продлеваем эту линию в северном направлении. У вас получится схематичное
очертание озера Гранта (слайд 2,
щелчок «мыши»).
7.2. Рисуем Глицериновый ручей, вытекающий
из озера Гранта, проведя линию от его истока (точка 2) к мостику (точка 4) и
далее на юго-восток (слайд 2, щелчок
«мыши»).
7.3. Дорогу к загону для скота и к
мельнице обозначаем знаком просёлочной дороги (слайд 2, щелчок «мыши»).
7.4. Чтобы обозначить поле и огород, где
островитяне выращивали зерно и овощи, достаточно нарисовать прямоугольник,
переведя его размеры в сантиметры согласно масштабу (длина стороны поля и
огорода на местности – 200 м) (слайд
2, щелчок «мыши»).
7.5. Убираем все вспомогательные линии с
помощью ластика (слайд 2, щелчок
«мыши»).
7.6. Подписываем географические названия и
заголовок плана (слайд 2, щелчок
«мыши»).
7.7. Закрашиваем озеро Гранта в голубой
цвет, при помощи условных знаков обозначаем, чем занята поверхность (луг,
пашня, огород) (слайд 2, щелчок
«мыши»).
|