Пятница, 26.04.2024, 21:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » География

Урок-практикум в 6 классе "Составление плана местности по её описанию"
[ · Скачать удаленно () ]
19.09.2012, 00:27

Тип урока

Урок-практикум

Цели урока

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

- актуализация знаний, полученных в ходе изучения темы;

- расширение кругозора, пополнение интеллектуального багажа.

Развивающие:

- развитие умения работать с компасом;

- обучение навыку составления простейшего плана местности;

- умение объективно оценивать свою работу.

Воспитательные:

- воспитание ответственности за результаты своей деятельности.

Задачи урока

1.  Научиться составлять простейший план местности по её описанию методом полярной съёмки.

2.  Научиться оформлению своей работы в тетради.

Знания, умения, навыки и качества,  которые  актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Приобретут практические навыки работы с картой и компасом.

Актуализируют умения определения  расстояний с учетом масштаба, изображение условных знаков.

Приобретут знания об определении сторон горизонта без компаса, измерения расстояний без измерительных приборов.

Необходимое оборудование и материалы

-       мультимедийный проектор, компьютер, экран;

-    рабочая тетрадь на печатной основе;

-    компасы, линейки, простой и цветные карандаши, ластик.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

I.     Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Составление плана местности по её описанию» (слайд 1).

II.     Целеполагание. Учитель: Как вы считаете, ребята, для чего нужно составлять план местности? (Учащиеся отвечают, что иногда возникает необходимость запечатлеть местность для того, чтобы в следующий раз без труда найти её). Вот такая необходимость возникла и у героев романа Жюля Верна «Таинственный остров». Волею случая они оказались на необитаемом острове, который назвали островом Линкольна, обжили его, изменив местность. Изменения необходимо было запечатлеть на плане. Инженер Сайрес Смит со своими товарищами взялся за дело: они произвели полярную съёмку местности и составили план Плато Дальнего вида. Мы последуем за героями романа и составим план местности в своих рабочих тетрадях.

III.  Актуализация знаний, полученных учащимися на предыдущем уроке. Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы вспомним основные понятия, изученные на прошлом уроке. Для этого необходимо ответить на несколько вопросов.

1.  Что означает выражение «ориентироваться на местности»?

2.  Что необходимо знать, чтобы прочитать план местности и суметь на ней сориентироваться?

3.  Какой прибор помогает сориентироваться по сторонам горизонта?

4.  Что такое азимут? Как его определить?

5.  Как определить расстояние на местности с помощью масштаба?

 

Ход и содержание урока

IV.  Изучение нового материала.

 Учитель: Составить план местности (или произвести съёмку местности) – значить изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков. 

Шаг 1. Выбор масштаба плана. Так как необходимо изобразить участок местности протяжённостью примерно 500 м, а ширина листа для плана 10 см, то выбираем масштаб в 1 см 50 м. Подпишите масштаб в нижнем правом углу плана (слайд 2, щелчок «мыши»).

Шаг 2. Ориентирование плана. В начале урока мы вспомнили, что на местности можно ориентироваться с помощью компаса. Но у героев уже известного нам романа его не было. Как же Сайрес Смит определил стороны горизонта без компаса? (Чтение отрывка из романа «Таинственный остров» на с. 47 учебника).

Мы с вами находимся в лучших условиях, чем герои романа, у нас есть компасы. Вспомним, что верхний край плана всегда северный. Нарисуйте в верхнем левом углу планшета стрелку, указывающую на север (слайд 2, щелчок «мыши»).

Шаг 3. Выбор точки – «полюса», откуда будет производиться съёмка. На рис. 29 учебника изображён вид плато Дальнего Вида с крыши мельницы. Вот она и послужит «полюсом» для составления нашего плана. Отметьте её на плане в виде «звёздочки», обозначьте цифрой 1(слайд 2, щелчок «мыши»).

Шаг 4. Определение направлений на обозначаемые на плане объекты. На план, кроме мельницы, нужно нанести четыре главных ориентира: южную оконечность озера Гранта, исток Глицеринового ручья, мостик через него и ближний угол распаханного поля. Чтобы наш план стал ещё более точным, можно добавить ещё несколько точек: юго-западный угол огорода, пересечение тропинок, границу между полем и огородом. Вы уже знаете, что такое азимут и умеете его определять. В таблице на с 25 рабочей тетради уже приведены азимуты объектов от мельницы. Мы будет пользоваться этими значениями при нанесении точек на карту.

Шаг 5. Измерение расстояний, перенос на план расстояний, измеренных на местности.

Вопрос учащимся: какими способами можно измерить расстояния на местности при отсутствии необходимых приборов)? (Шагами).

Здесь необходимо использовать правило: измеренное на местности расстояние, поделенное на именованный  масштаб плана (в 1 см – 50 м), даёт длину отрезка на плане (в см). Например: 150 м : 50 м = 3 см. В таблице на с 25 рабочей тетради имеются значения расстояний на местности от мельницы до объекта. Сейчас вашей задачей будет высчитать расстояние до объектов на плане и записать их в таблицу. (Учащиеся делают расчёты самостоятельно, затем производят самоконтроль при помощи таблицы на слайде 3. При помощи управляющей кнопки происходит возврат к слайду 2).

Шаг 6. Перенесение точек местности на план. Чтобы перенести на план любую точку местности, необходимо отметить направление на неё и расстояние до неё точки, с которой производится съёмка. Например, нанесём на план точку 2 – исток ручья Глицериновый.

Наши действия:

- с помощью компаса, зная азимут – 200о, определяем направление на объект (слайд 2, щелчок «мыши»);

- проводим тонкую линию простым карандашом (слайд 2, щелчок «мыши»);

- откладываем на ней расстояние, высчитанное нами – 2 см (слайд 2, щелчок «мыши»);

- ставим точку, обозначаем её цифрой 2 (слайд 2, щелчок «мыши»);

- аккуратно ластиком стираем лишние штрихи (слайд 2, щелчок «мыши»).

Эту же процедуру проделываем с остальными шестью точками (слайд 2, все действия по щелчку «мыши»).

Шаг 7. Оформление плана.

7.1. Соединяем плавной линией точки 1, 2 и 3 и продлеваем эту линию в северном направлении. У вас получится схематичное очертание озера Гранта (слайд 2, щелчок «мыши»). 

7.2. Рисуем Глицериновый ручей, вытекающий из озера Гранта, проведя линию от его истока (точка 2) к мостику (точка 4) и далее на юго-восток (слайд 2, щелчок «мыши»).

7.3. Дорогу к загону для скота и к мельнице обозначаем знаком просёлочной дороги (слайд 2, щелчок «мыши»).

7.4. Чтобы обозначить поле и огород, где островитяне выращивали зерно и овощи, достаточно нарисовать прямоугольник, переведя его размеры в сантиметры согласно масштабу (длина стороны поля и огорода на местности – 200 м) (слайд 2, щелчок «мыши»).

7.5. Убираем все вспомогательные линии с помощью ластика (слайд 2, щелчок «мыши»).

7.6. Подписываем географические названия и заголовок плана (слайд 2, щелчок «мыши»).

7.7. Закрашиваем озеро Гранта в голубой цвет, при помощи условных знаков обозначаем, чем занята поверхность (луг, пашня, огород) (слайд 2, щелчок «мыши»).

 

Рефлексия деятельности на уроке

Учащиеся оценивают свои работы, сравнивая их с планом на доске, выявляют недостатки, исправляют их. Свои оценки они выражают в виде наклеивания разноцветных стикеров-«солнышек» на специальное полотно: синий цвет – работа имеет много недостатков, не пришло полное понимание содержания работы; зелёный цвет – работа сделана с ошибками, но её содержание и ход вполне понятен; жёлтый цвет – работа выполнена хорошо, её содержание и ход  ясны. Учитель подводит итоги, оглашает их.

Учитель: Итак, ребята, мы проделали новую для вас работу. Возможно, она удалась не всем, но все очень старались, поэтому, несомненно, заслуживают благодарности и аплодисментов. Спасибо за творческую и плодотворную работу!

Домашнее задание  (если это необходимо на уроке)

В тетради составьте план вашего личного двора или его участка методом полярной съёмки, предварительно выбрав масштаб и «полюс» – точку, откуда будет производиться съёмка (слайд 3).

Дополнительная необходимая информация

 

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

- География. Землеведение. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ под ред. О.А. Климановой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

-       География. Землеведение. 6 класс:  рабочая тетрадь к учебнику под ред. О.А. Климановой «География. Землеведение» /  А.В. Румянцев, Э.В. Ким, О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 2011;

География. 6 класс: Атлас. – М.: Дрофа; издательство ДИК, 2011.

- Ж. Верн. Таинственный остров. – М.: Детская литература, 1985.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить.

Данная презентация  - это форма подачи материала в виде слайдов, на которых представлен материал для актуализации и контроля знаний. Это наглядное пособие помогает излагать учебный материал, формировать практические навыки работы по составлению плана местности, повышает интерес к предмету, способствует развитию ключевых компетенций (познавательных, социальных, и информационных).

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим.

Урок имеет связь с предыдущим уроком (контроль знаний по пройденному материалу) и с последующими уроками, так как продолжает пополнять практические навыки учащихся по ориентированию на местности. Мультимедийный элемент, использован для усиления эффекта наглядности, освещает основные шаги при составлении плана местности.

Категория: География | Добавил: niklena42
Просмотров: 19537 | Загрузок: 2756 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Нечаева Ирина  
Прекрасный урок. Спасибо за оказанную помощь при изучении данной темы.

2 niklena42  
Большое спасибо! Очень было обидно, когда увидела недопустимую опечатку в названии урока: в слове "местность" пропустила букву "т". Нельзя ли исправить досадную оплошность?

1 niklena42  
Большое спасибо! Очень было обидно, когда увидела недопустимую опечатку в названии урока: в слове "местность" пропустила букву "т". Нельзя ли исправить досадную оплошность?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]