Конспект открытого урока по природоведению 5класс</b><br> Учитель физики и естествознания Солдатова Елена Васильевна<br> Тема: «Увеличительные приборы»<br> Урок объяснения нового материала с элементами практической работы.<br> Цели урока:<br>
знакомство с устройством увеличительных приборов, правилами работы с
ними. Отработка последовательности действий при работе с
микроскопом.<br> Оборудование: микроскопы, лупы, памятки
«Правила работы с микроскопом», задания практической части, памятки для
выполнения домашней работы, готовый препарат «конечность
пчелы».<br> Организационный момент.<br> Учитель начинает урок <br> Используя текст презентации, знакомит учащихся с целями урока. Слайд №1,2. Объяснение нового материала. Рассказ учителя с использованием презентации.<br> 1. История создания микроскопов. Слайд №3 – 5. Изобретение лупы, микроскопа.
Микроскоп (от греческого mikros- малый и skopeo-смотрю) оптический
прибор для получения увеличенного изображения мелких объектов и их
деталей, не видимых невооруженным глазом. Изобретение микроскопа
обусловлено скачком в развитием оптики в XVI-XVII вв. Некоторые
оптические свойства изогнутых поверхностей были известны еще Евклиду
(300 лет до н.э.) и Птоломею (127-151 гг.), однако их увеличительная
способность не нашла практического применения. В связи с чем, первые
очки были изобретены Сальвинио дели Арлеати в Италии только в 1285 г.
<br> В XVI веке Леонардо да Винчи и Мауролико показали, что
малые объекты лучше изучать с помощью лупы. Тогда же в Нидерландах
потомственные оптики Захарий и Ханс Янсены (1590 г.) смонтировали две
выпуклые линзы внутри одной трубки, т. е. фактически создав первый
микроскоп и заложив основы для создания сложных микроскопов. <br> 2. Виды микроскопов. Рассказ учителя с использованием презентации слайд № 6-8.
В зависимости от требуемой величины разрешения рассматриваемых частиц
материи микроскопы делятся на оптические, электронные, рентгеновские,
лазерные рентгеновские микроскопы.<br> 3. Мы будем работать с
оптическим микроскопом. Рассмотрим его устройство и основные узлы на
рисунке в учебнике параграф № 36, рис. 84»<br> Работа с текстом и рисунком учебника.<br> Задание: прочтите названия частей микроскопа. Каково их назначение?<br> <i>Предполагаемый ответ учащихся.</i><br> Окуляр - в переводе с латинского означает глаз. (Лупа около глаза)<br> Объектив – в переводе с латинского означает предмет. (Лупа около предмета)<br> Тубус – трубка в которую вставлены увеличительные стёкла.<br> Винты необходимы для подъёма тубуса.<br> Штатив – на нем крепится тубус.<br> Подставка<br> Предметный столик - на него кладут исследуемый предмет.<br> Зажимы- ими закрепляют предметное стекло на предметном столе.<br> Зеркало нужно для освещения рассматриваемого предмета.<br> Задание: найдите, покажите и назовите эти части у микроскопов на ваших партах.<br> Вернемся к нашей презентации. Слайд № 9.Устройство оптического микроскопа. Внешний вид.<br> Задание: назовите основные детали микроскопа и их назначение.<br> 4. У Вас на столах находятся памятки с правилами работы с микроскопом.<br> Задание: прочтите правила.<br> <i>Правила работы с микроскопом.</i><br> Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2мм от препарата.<br> В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой.<br> Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.<br> После работы микроскоп уберите в футляр.<br> Задание: повторите эти правила, используя текст презентации. Слайд №10.Правила работы с микроскопом.<br> 5. Пауза, физкультминутка. На доске слайд №11. Зелёный фон.<br> 6. Вернёмся к презентации слайд №12 – 14. Взгляд в микромир. <br>
Задание. Рассмотрите на слайдах изображения живых объектов, даваемые
оптическим и электронным микроскопом. Изображения Эвглены зеленой,
Амёбы, Инфузории-туфельки.<br> 7. Выполнение практической работы.<br> <i>Практическая часть.</i><br>
1. Рассмотрите готовый препарат «конечность пчелы» невооруженным
глазом, затем рассмотрите его с помощью лупы. Какие вы можете сделать
выводы? Во сколько раз увеличивает готовый препарат Ваша лупа?<br>
2. Пользуясь правилами работы с микроскопом, приготовьте микроскоп к работе.<br> 3. Получите четкое изображение готового препарата (80-кратное увеличение).<br> 4. Получите четкое изображение готового препарата (200-кратное увеличение).<br> 5. Получите четкое изображение готового препарата (800-кратное увеличение).*<br> 6. Сравните увеличение, даваемое лупой, микроскопом, сделайте выводы.<br> 7. Выполнив предыдущие задания, аккуратно сложите оборудование в центре стола.<br>
<i>Вывод: </i>увеличительные приборы позволяют подробно
рассмотреть наиболее мелкие части исследуемых объектов.<br> 8. Закрепление изученного материала (рефлексия)<br> Вернёмся к презентации. Слайд №15.<br>
Задание: на слайде Вы видите оптический микроскоп. Основные части
которого пронумерованы. Дайте названия этим частям. Каково их
назначение?<br> Задание: На карточках, находящихся у Вас на столах рядом с цифрами подпишите основные части увеличительных приборов.<br> 9. Домашнее задание: Слайд №16.<br> Прочтите параграф №36. Устно ответьте на вопросы после параграфа. <br> Творческое задание: составьте кроссворды, ребусы, загадки со словами:<br> оптика, окуляр, объектив, тубус, зеркало, микроскоп, лупа, винт. |