1. Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 2. Тип урока. Урок с применением элемента ролевой деятельности 3. Цели урока. Воспитать и обучить учащихся быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития 4. Задачи урока. Изучить с учащимися терминологию толерантность. Актуализация взаимопонимания и уважения, взаимовыручки между народами разных национальностей. Воспитание гражданственности, достоинства, патриотизма. Формирование активной познавательной деятельности учащихся.
5. описание хода урока. Ход мероприятия: I. Вступительное слово учителя. (Демонстрация слайдов 1-8) 1. Что такое толерантность. 2. В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости. 3.Диаграмма проявлений толерантных отношений. 4.Декларация принципов толерантности. 5.Статистика.
II. Основная часть. (Демонстрация слайдов 9-15). Выступает группа детей - 6 человек Чтец 1: Медленно история листается, Летописный тяжелеет слог. Все стареет. Родина не старится, Не пускает старость на порог. Мы прошли столетия с Россиею От сохи до звездного крыла. А взгляни - все то же небо синее, И над Волгой та же тень орла. И еще немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути. Но светлей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести. Чтец 2: С этим чувством человек рождается, С ним живет и умирает с ним. Все пройдет, А Родина останется, Если мы то чувство сохраним. Родина! Земля отцов и дедов! Мы влюбились в эти клевера, Родниковой свежести отведав С краешка звенящего ведра. Это позабудется едва ли – И навек останется святым… Землю ту, что Родиной назвали, Коль придется, сердцем защитим.
Чтец 3: Россия - многонациональная страна. Здесь проживает более 180 народов и народностей. Большинство составляют русские – 120 млн. чел. (82 %), далее идут татары – 5,5 млн. чел. (3,8 %), украинцы – более 4 млн. чел., чуваши – около 2 млн., башкиры, белорусы, мордва, чеченцы, немцы, удмурты, марийцы, евреи. В Астраханской области проживает 140 наций. В нашей школе учатся дети разных национальностей: русские, армяне, татары, чеченцы, азербайджанцы, лезгины, казахи, ногайцы, дагестанцы, украинцы. И только тогда, когда мы вместе, когда мы дружим, любим и понимаем друг друга, Родина каждого из нас будет процветать, а люди будут счастливы.
Чтец 4: Таджики мы и русские, Грузины и карелы. Мы черные и русые, Мы смуглые и белые. Пусть мы такие разные – У нас одна семья! Дружба народов не просто слова. Дружба народов – счастливы дети! Колос на ниве и сила в расцвете. Дружба народов на все времена.
Чтец 5: Народный поэт Башкортостана Мустай Карим воспевал тему дружбы, взаимопонимания и терпимом отношении друг к другу всех национальностей. «Терпимость аксакала» Если вдруг белый свет почернеет – поверь, Станет белым он снова однажды. Если боль рассечет твою душу – поверь. Исцелит ее слово однажды. Не старайся, пойми - черноту никогда Нипочем ты не сделаешь белой… Растопить не сумеешь ты сердце изо льда, Как ни старайся и чего ты не делай… Но запомни дитя: белизну не черни, - Ты запомни: в твоей это власти! Сердце нежное, робкое ты сохрани, За него заступись, не пеняй, не вини, Защити – и в унынье и в страсти!
Чтец 6: Эй, человек, оглянись-ка вокруг, Сколько в мире прекрасного! Разве может все это вокруг Стать жертвой взрыва страшного?! Или нам мало войн и раздоров, Ссор, аварий и катастроф? Или мы до конца не поняли, До чего ж стал мир жесток.
III. Конфликт между Южной Осетией и Грузией. • Ситуация в Южной Осетии 1. Что известно вам об истории развития конфликта в Южной Осетии? 2. Проявлялась ли толерантность в этих событиях? 3. С чем в истории схожа данная ситуация? • Просмотр презентации с фотографиями конфликта между Южной Осетией и Грузией. Просмотр сопровождает патриотическая песня народа Южной Осетии «Цхинвал», написанная народным артистом Южной Осетии Султаном Хажироковым. (Демонстрация слайдов 16-48).
IV. Творческая часть. Задание № 1. (Прием «Ролевая маска» - войти в роль другого человека и выступить от его лица) На лепестках лотоса написаны социальные группы людей: политики, историки, подростки, родственники. Представитель каждой группы отрывает лепесток с названием и выполняет следующее задание: отразить свое отношение на данное событие с позиции заданной социальной группы. Дети работают в группе в течение 5-7 минут. По окончании работы следует обсуждение в течение 3- 5 минут. Ребята высказывают свое мнение по данной проблеме.
Задание № 2. Сделать из листка белой бумаги журавлика и на крыльях написать пожелания народам мира. Представители каждой группы выходят и наклеивают журавлика на карту мира, при этом идет демонстрация фотографий города Астрахани, области (Слайд 49-54). Президент РФ Дмитрий Медведев: «Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране... Мы должны работать над тем, чтобы, в конечном счете, все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу" V. Учителя и дети совместно делают выводы, подводят итоги занятия. 6. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. - Умение вычленять главное, знание понятия толерантности, умение представлять, аргументировать результаты своей работы, делать выводы.