1.
Тип урока - интегрированный урок с использованием ИКТ,
групповой технологии и технологии проектного обучения; итоговый урок по теме.
2.
Цели урока:
Образовательные:
- формирования целостного представления учащихся об
эпохе I половины XIX века, о крепостном праве как явлении российской
действительности;
- формирование культуроведческой компетенции учащихся;
- повышение мотивации учащихся к обучению.
Воспитательные:
- гражданско-патриотическое воспитание учащихся;
- воспитание коммуникативной культуры учащихся;
- воспитание целеустремлённости, толерантности,
индивидуализма и коллективизма, ответственности, инициативности и
творческого отношения к делу.
Развивающие:
- расширение кругозора, развитие информационной
культуры учащихся, их способностей к самостоятельному добыванию знаний;
- развитие монологической речи учащихся в сочетании с
представлением презентации, формирование умений самовыражения,
самоопределения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- формирование навыков самостоятельности в
мыслительной, практической и волевой сферах;
- развитие способностей обобщать, систематизировать и
делать выводы.
3. Задачи
урока:
Ø
рассмотреть крепостное право в России с точки
зрения науки; обобщить и проанализировать взгляды учёных-историков на
крепостное право как явление, на необходимость и возможность его отмены в XIX
веке;
Ø
рассмотреть крепостное право в России с точки
зрения искусства; обобщить и проанализировать отношение русских писателей и
художников XVIII-XIX веков к крепостному праву в России и положению русского
народа;
Ø
выявить отношение народа к крепостному праву
через анализ произведений фольклора;
Ø
рассмотреть крепостное право с точки зрения
государственной политики; оценить экономические и политические условия в России в середине XIX века;
Ø
разработать совместные реформаторские
предложения по отмене крепостного права в России XIX .
4. Краткое
описание хода урока:
1)
вступительное слово учителя: результаты работы первого
состава групп над проектом;
2)
группа «историков» представляет результаты своего
исследования (защита мультимедийной презентации);
3)
группа «литературоведов» представляет результаты своего
исследования (защита мультимедийной презентации);
4)
«искусствоведы» представляют результаты своего
исследования (защита мультимедийной презентации);
5)
обобщение: какие общие идеи о крепостном праве донесли
до нас наука и искусство;
6)
отражение отношения крепостного крестьянина к
крепостному праву в фольклоре: пословицах, поговорках, сказках и других жанрах
устного народного творчества;
7)
анализ социально-бытовой сказки «Жена-доказчица» как
исторического документа;
8)
игра (физкультурная пауза);
9)
группа «реформаторов» представляет свой проект отмены
крепостного права (защита мультимедийной презентации);
10) слово учителя: как провёл реформу отмены
крепостного права в 1861 году император Александр II;
11) итог урока: значение реформы 1861 года для
России;
12) Рефлексия
деятельности на уроке;
13) комментарий к домашнему заданию.
5.
Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
ü
актуализация знаний по темам из курса истории:
«Жизнь, быт и нравы русского общества в период крепостного права»,
«Экономические проблемы развития страны в I половине XIX века», «Социальный
состав населения России в I половине XIX века»;
ü
актуализация знаний по темам из курса
литературы: «Основные темы и проблематика русской литературы XIX века», «Течения
(направления) в литературе и искусстве», «Средства создания художественного
образа», «Авторская позиция и средства её выражения»;
ü
развитие навыков работы с различными источниками
информации;
ü
формирование навыка анализа исторического
документа;
ü
формирование коммуникативной компетенции
учащихся;
ü
развитие навыков создания мультимедийной
презентации;
ü
развитие навыков взаимодействия в группе.
|