Суббота, 18.05.2024, 07:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

Культура Киевской Руси
[ · Скачать удаленно (2,47 Mb) ]
07.12.2011, 17:13

Подробный конспект урока.


Организационная информация

Тема урока

Культура Киевской Руси

Предмет

История, интеграция с изобразительным искусством

Класс

6

Авторы урока (ФИО, должность)


Козина Наталья Алексеевна, учитель истории,

Неводова Ольга Александровна, учитель изобразительного искусства

Образовательное учреждение

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Вологодская область

Республика/край


Город/поселение

Город Череповец

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Изучения нового материала, интегрированный

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

- обучающиеся узнают культурные достижения Киевской Руси, особенности развития архитектуры, фресковой и мозаичной живописи, осознают преемственность древнерусского искусства;

- воспитывать уважение к памятникам культуры, понимание красоты, патриотизм;

- развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки;

- развивать умения логически мыслить, готовить сообщения, отбирать материал, выполнять тестовые задания.


Задачи урока (мероприятия, занятия)

Ознакомиться с понятиями, памятниками древнерусского искусства, эстетическими идеалами того времени.

Развивать познавательный интерес, формировать умения самостоятельно анализировать, обобщать, делать выводы, аргументировать свое мнение.

Помочь осознать связь современного человека и общества с историческим наследием предков.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Личностно-ориентированная технология, интеграции. Проблемное изложение, беседа. Выполнение творческих заданий, подготовка сообщений, заполнение таблицы,

составление словаря урока, создание макетов храмов, образцов декоративно-прикладного искусства.


Время реализации урока (мероприятия, занятия)

2 урока

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Знания о достижениях культуры Киевской Руси, ее особенностях. Расширение словарного запаса по теме (составление словаря). Отбора и систематизации материала (заполнение таблицы), выбор информации, выделение главного, работа с текстовыми и тестовыми заданиями, иллюстративным рядом. Приобретение навыков выступления, коммуникативных через групповую и парную работу. Уважительное отношение к прошлому, сопереживания и сопричастности, знакомство с эталонами красоты, понимание ее законов.

Необходимое оборудование и материалы

Иллюстрации учебного пособия по истории, слайды презентации, раздаточный материал с текстами, тестами, правилами написания синквейна. Иллюстрации "Софийский собор в Киеве”, наглядное пособие "Архитектурные детали русского храма”, пособие "План древнего Киева”.

Плотная бумага, клей, линейка, цветной картон, пластилин, макароны разных видов, горох, рис, бусины, бисер, ножницы, пластилин, стека, пластиковая бутылка, бисер, фольга.


Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Учебник Е.В. Пчелов «История России с древнейших времен до конца XVI века» М., «Русское слово», 2010

Методическое пособие Н.Ю. Колесниченко «История России с древнейших времен до конца XVI века» Волгоград, «Учитель», 2007

Список учебной и дополнительной литературы

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца 16 века” М. "Просвещение”, 2004 год.

Б.А, Рыбаков "Мир истории”. "Молодая гвардия”,1984.

В.Д. Сиповский "Родная старина”. Нижний Новгород, 1993 год.

Л. Любимов "Искусство Древней Руси”. М. "Просвещение”, 1981 год.

Р. Байбурова "Из истории культуры Восточной Европы: древнейшие времена”. Приложение "История” к газете "1 сентября”. №8, февраль 1989 г.

Н. М. Сокольникова "Краткий словарь художественных терминов”, "Титул”, 2000 г.

Ю. С. Рябцев "Путешествие в древнюю Русь”, Москва, "Владос”, 1995 г.



Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Приветствие, Организационный момент. Отслеживание и выравнивание эмоционального состояния детей. Определение целей и задач урока. Задания обучающимся.

Учитель истории: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы познакомитесь с культурой Киевской Руси. Вы должны будете ответить на вопросы:

Достижения какого государства нашли воплощение в древнерусской культуре?

Какие виды искусства получили развитие в Киевской Руси?

Назвать особенности древнерусской культуры.

Вы должны по ходу урока заполнить таблицу "Культура Киевской Руси” (работа со слайдом).

Направления развития культуры

Достижения

1. Материальная культура:

развитие ремесел

2. Духовная культура:

– архитектура;

– живопись;

– фреска;

– мозаика;

– иконопись.


Вы составляете словарь сегодняшнего урока (работа со слайдом): фреска, икона, апсида, закомара, пилястра, барабан, крестово-купольный храм, зернь, скань, перегородчатая эмаль, многоглавие, ярусность.

Учитель ИЗО: Добрый день! Сегодня на занятии вы, ребята, узнаете о развитии ремесел в Древнем Киеве, то есть о декоративно-прикладном искусстве русичей, почерпнете знания об истоках этих промыслов, познакомитесь с техникой выполнения мастерами работ. Во время путешествия по Древнему Киеву, ремесленным мастерским, куда мы сегодня заглянем вместе с нашими провожатыми, вам надо выбрать понравившуюся технику и по окончании нашей "прогулки” поработать в роли ювелира. Вы можете выполнить один из видов женских украшений, либо выступить мастером мозаичником, и составить композицию из подготовленных кусочков бумаги, либо как зодчий создать образ храма, выполнив макет в пластилиновой технике.

Вы выразите свое отношение к культурным достижениям Киевской Руси, написав синквейн по теме нашего сегодняшнего урока.

Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия).

Эпиграф нашего урока:

"О, светло-светлая и украсно-украшена земля русская!

И многими красотами удивлена еси

Всего еси исполнена земля Русская!”

Учитель ИЗО: Эти слова древнерусского летописца – признание высокого уровня развития культуры народа, присущей ему любви к красоте. Далеко вглубь веков уходит история нашего народа. О ней рассказывают народные предания, старинные летописи, орудия труда, могильные курганы, древние городища, места исторических сражений, архитектурные сооружения, произведения прикладного искусства, живописи. Посмотрим вокруг: где бы мы ни жили, везде есть следы давно минувшей жизни народа, как драгоценные крупицы, разбросанные по территории нашей огромной Родины. Находить, изучать и сохранять их – важное и благородное дело. Мы родились на земле славной своей историей, богатой многовековой культурой и прекрасными памятниками искусства, снискавшими мировую славу. Сегодня мы познакомимся с ними.

Учитель истории: Русь приняла христианство от Византии, оттуда же были заимствованы достижения в искусстве, пришли мастера. Но с самого начала русская культура отличалась самобытностью и оригинальностью.

Основа русской культуры – культура восточных славян (древние мифы, сказания, искусство ремесленников). Древнерусская культура впитала культуры народов, проживающих на территории Руси, а также соседей. Особое влияние на древнерусскую культуру оказала культура Византии и христианство.

(Обучающиеся записывают сведения в тетрадях).

Особое место в древнерусском искусстве занимала архитектура или, как ее называли на Руси, – зодчество. Исконно русским материалом для строительства было дерево. Русские мастера рубили из дерева и крестьянские избы, и терема богатых людей, сооружали крепостные стены, детинец-кремль, христианские храмы. Постройки стремились ввысь, украшались башенками, галереями, художественной резьбой по дереву. Для деревянного зодчества была характерна многоярусность, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Мастера гордились своей работой.

Учитель ИЗО: Безымянным русским мастерам посвящено стихотворение Дмитрия Блынского, отрывок из которого я хочу вам прочитать.

В грубые передники одеты –

У кого в деревне ни спроси, –

Вечно наши прадеды и деды

Плотниками были на Руси.

Сколько обтесал отец мой бревен!

Вот они встают передо мной:

Друг за другом положить их вровень –

Был бы опоясан шар земной.

На земле стоят дома и хаты.

Где б я ни был, я как дома в них:

Может, здесь стучал топор когда-то

Одного из родичей моих.

Учитель ИЗО: Для того чтобы совершить путешествие, необходимо к нему подготовиться. Перед вами изображения древнерусских построек из дерева. Вы должны подписать их названия.

(выполнения задания в группах).

Учитель истории: Важной чертой развития культуры является преемственность. Русь многое унаследовала от Византии. Нам не помешает вспомнить понятия, связанные с культурными достижениями этой великой страны прежде, чем отправляться в путь. Я называю определение, а вам необходимо назвать исторический термин, который к нему относится (работа со слайдом).

– Прямоугольное в плане здание, лежащее в основе строений Греции, Рима, Византии (базилика).

– Круглый опорный столб (колонна).

– Полукруглый выступ стены, место расположения алтаря (апсида).

– Тип здания, которое в плане имело крест и завершалось куполом (крестово-купольное).

– Основание купола (барабан).

– Главный храм Константинополя (св. Софии).

– В дословном переводе с греческого языка означает "изображение” (икона).

– Картина, выложенная из кусочков цветного стекла – смальты (мозаика).

– Живопись красками по сырой штукатурке (фреска).

– Вид ИЗО, искусство строить и украшать здания (архитектура).

Вы хорошо подготовились к путешествию! И так, ребята, наше путешествие начинается.

Учитель истории: Сегодня мы перенесемся в Древний Киев – мать городов русских. А помогут нам познакомиться с этим городом византийские купцы и жители Киева.

1-й византийский гость: Русь называют Гардариком – страной городов. Киев (или Куяба) как называют его арабские купцы – столица, главный город руссов. Но далеко ему до нашего Константинополя, недаром они называют его Царьградом. Сойдем на берег, наша ладья уже пристала к пристани.

Как видите, здесь много ладей, купцы из разных стран, есть, что купить и продать в Киеве. Мы привезли в Киев паволоки – драгоценную парчу, пряности и вина, драгоценные камни и оружие. Да и здесь нам есть, что купить. Меха: собольи, куньи, песцовые, мед и воск, рабов и изделия киевских ремесленников. Город располагается на высоком берегу Днепра, всюду возвышаются холмы, а мы причалили к Боричевому подъему, на реке Почайне. Раньше город был укреплен земляным валом с бревенчатыми стенами. При нынешнем князе Ярославе выстроены каменные стены с пятью воротами. Самые красивые из них – Золотые.

2-й византийский гость: Здесь много зеленых, крытых дерном крыш, низких и темных полуземлянок, бревенчатых изб. Зажиточные горожане живут в двухэтажных срубах. Первый этаж – хозяйственный, верхний – жилой. Здание из нескольких комнат. В комнатах (покоях) стоят деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешаны полки для посуды. А вот терема знати, и они тоже из дерева, не как в Константинополе. Хоромы боярские из нескольких этажей, один располагается над другим, верхний непременно меньше, чем нижний, постройки в несколько ярусов, а сколько разных пристроек! Все соединены между собой переходами. В центре – терем – высокое здание-башня, где размещается отапливаемое помещение – изба, а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. С теремом летние помещения соединяются переходами-сенями. В богатых хоромах есть еще и гридница – большая парадная горница, где хозяин пирует со своими дружинниками. Покои украшены восточными коврами, дорогими тканями. На полу и скамьях разбросаны медвежьи или рысьи шкуры. Покои освещаются свечами. Посмотрите, какая красивая резьба по дереву, наличники, кокошники, а внутри тоже резьба и роспись. Горожане живут дворами. Двор – это огороженный участок с жилыми строениями, баней, клетями, сеновалами, сараями для скотины, птицы, голубятней, огородами. На дворе живет семья владельца и челядь. Дворы называют по имени владельца: вот это двор Гордяты, дальше Никифора, дальше Чудина. Это – Подол, здесь живут бояре, ремесленники, купцы.

1-й киевлянин: Зайдемте в мастерскую ремесленника-ювелира, ведь у нас ценятся эти изделия. Посмотри, вот мастер Добрыня изготавливает колты – височные украшения в технике зернь: на поверхность изделия припаивается множество золотых шариков-зернышек, каждое из которых в пять-шесть раз меньше булавочной головки. А это скань – украшения из напаянных на предмет тоненьких золотых или серебряных крученых проволочек, которые образуют красивые узоры. Изделия, выполненные в этой технике, пользуются большим спросом, подобного нет нигде!

А здесь мастера работают в иной технике. Называется она перегородчатая эмаль. На поверхность металла напаиваются замкнутые узоры из золотых или серебряных проволочек, между ними наливают цветную эмаль – стекловидную массу особого цвета. Перегородки для рисунка делаются из тончайших пластинок золота 0,5–2 мм высоты. Для каждой цветной точки (например, для зрачка глаза) приходится делать отдельную золотую ячейку (это очень тонкая работа, посмотри, одно лицо в поперечнике всего 3 мм). После окончания работ по золоту мастер в каждую ячейку насыпает эмалевый порошок разных цветов, и все изделие ставит на жаровню. Эмаль плавится и прочно соединяется с золотом. А еще Добрыня умеет чернить украшения. Черненое золото очень красиво.

1-й византийский гость: Да, черненое золото красиво, но и мастера ваши искусно владеют своим ремеслом. Пожалуй, я куплю все это!

1-й киевлянин: А здесь работает мой знакомый кузнец-оружейник. Зайдем в его мастерскую. В Киеве кузнецов очень много. Слово кузнец происходит от слова "кузнь”, что означает всякое изделие из металла, в том числе драгоценного. Посмотрите, здесь делают кольчужные рубашки, каких нет нигде: ни в Риме, ни в угорской земле, ни у франков. Кольчуга состоит из 20 тысяч колец, их шлифовали и плотно подгоняли друг к другу. Шлемы, мечи, кольчуги, боевые щиты руссов можно выгодно продать в Дании, Швеции, Польше. А арабы говорят, что подобных мечей с удивительными и редкостными узорами не умеют делать даже их мастера.

Идем дальше. На возвышении, окруженный каменной стеной детинец или кремль. Это княжий двор. Самое укрепленное место в Киеве, здесь в случае опасности укрываются жители Подола. Начинается резиденция князя Бабьим Торжком – площадью, на которой, посмотри, наши греческие статуи: бронзовая квадрига– колесница. Ее влечет четверка лошадей и на ней мраморные статуи богинь. Их русичи называют бабами. Статуи в Киев привез князь Владимир, которого называют Святым – он крестил Русь по вашему византийскому обряду. Он же отдал десятую часть своих доходов на строительство первой каменной Десятинной церкви во славу Успения Богородицы. Строили храм ваши мастера, ведь русские строить из камня не умели.

2-й византийский гость: Весь город расположен на горах: Старокиевской, Замковой и Детинка, а все, что мы с тобой видели – Подол. Мы вышли к Золотым воротам. Посмотри, в них три пролета: средний выше и шире боковых. Венчает ворота надвратная церковь. Внизу помещения для стражи и княжеской казны. Ярко блестят на солнце золотые купола: от того и ворота прозваны Золотыми. Идем дальше. Против западных – Лядских ворот, гордость киевлян и всех русичей – Софийский собор. Построен на месте и в честь победы киевлян над печенегами. Говорят, с того времени перестали они тревожить Русь своими набегами. Собор похож на наши, византийские, и назван в честь Богоматери Премудрой. Но видишь отличия: как в деревянных церквах у руссов центральный купол окружают размещенные чуть пониже четыре средних купола, а за ними еще ниже восемь малых. Собор вырастает вверх, царствует над местностью. Поднимается ввысь ярусами, хорошее место нашли для строительства наши и киевские мастера. Собор праздничен, наряден своими красно-белыми стенами, открытыми галереями – гульбищами. Для строительства храмов использовали розовый кирпич – плинфу. (стр. 83 учебника Е.В. Пчелов "История России с древнейших времен до конца 16 в. М., "Русское слово”, 2010 год). Основа собора – крестово-купольная форма. В плане храм представляет собой крест, а венчают его 13 куполов. Высота центрального купола 29 метров, а площадь – 1300 м2.

Учитель истории: Ребята! С именем какого князя связано строительство храма Святой Софии в Киеве? (Работа со слайдом) Учитель ИЗО: Посмотрите, внимательно, ребята, на реконструкцию храма Святой Софии. Какие архитектурные детали, используемые в культовом строительстве, вам известны? В архитектурных сооружениях каких стран они применялись?

(Ответы учеников)

Учитель истории: В храме Святой Софии зодчие используют новые приемы: перекрытия по закомарам, пилястры, расчленяющие стены, купола на барабанах. Большой каменный квадрат окружен с севера, запада и юга двумя рядами открытых галерей. Их на Руси называют папертями. Все части здания связаны между собой, подчинены единому ритму и гармонии. Ритм - соразмерность, закономерное сочетание, рождается из чередующихся одинаковых архитектурных элементов. Это полуциркульные арки – галереи, которые повторяются затем в арках верхних окон, и завершается закомарами, сводом, на котором держится крыша.

Словарная работа: обучающиеся вносят записи в словарь.

Пилястра – пристенная полуколонна, прямоугольная в основании.

Закомара – полукруглое завершение стены.

Работа со слайдом

Глядя на примеры архитектурных построек, выберите сооружения, относящиеся к эпохе Киевской Руси и назовите их.

2-й киевлянин: В нашем храме идут богослужения, здесь мы обсуждаем важные вопросы, князья вступают на престол, здесь же находится библиотека. Наш митрополит Илларион – первый русский митрополит в "Слове о законе и благодати” говорил о нашем Храме: "Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земном от востока до запада”. Вровень стоит наш храм с вашей великой Софией. Войдем внутрь святой Софии!

Огромное пространство храма делят двенадцать мощных крестообразных столбов. В двенадцать широких окон основания центрального купола диаметром 8 метров льется солнечный свет и кажется, что купол парит в воздухе. Посмотрите, здесь мастера поместили фигуру Спасителя нашего Иисуса Христа Вседержителя. Блистает мозаика золотом, сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами. Всего здесь до 130 оттенков. Мерцающая живопись! Сильна наша держава, если может позволить себе эту роскошь, богатство, красоту! В простенках храма изображены святые, а в центральной апсиде – Богоматерь Оранта (Молящаяся) в фиолетовых одеждах, красных сапожках. Она молится, воздев руки к небу. Огромные глаза, тонкий нос, удлиненный овал лица, одухотворенность облика – она парит в вышине, являя собой самое преданное служение Богу. "Оранта” – по-нашему Заступница, мы называем ее "нерушимая стена”– для нас она не только "мать всего сущего”, но и заступница, ограждающая нашу Русь от бесчисленных врагов.

1-й киевлянин: Под ногами расстилаются узоры мозаичных полов. Здесь в Софии нас окружают ангелы и святые, здесь мы особенно близки к Богу. Храм украшен и фресками. Штукатурка быстро сохнет, поэтому мастера должны быть искусны, чтобы быстро и точно наносить краску. Здесь изображен ваш император, колесницы на ипподроме, а рядом, вровень с ним наш князь Ярослав со своей семьей. Здесь, на южной стене – младшая дочь Ярослава – Анна, которая стала французской королевой, на западной стене изображены Елизавета – она сейчас королева Норвегии, старший сын Ярослава Владимир, а рядом – Изяслав, Святослав, Всеволод и Вячеслав – сыновья Ярослава. Посмотрите, здесь изображен и кулачный бой, и ряженные, и скоморохи, сцены охоты. Краски яркие, искусно подобранные. Наши храмы богато украшены иконами, ведь в деревянном храме нельзя создать фреску или мозаику. А возводят у нас деревянные храмы. Поэтому искусство иконописи пришлось нам по душе. Иконы появились во времена раннего христианства. Евангелист Лука, художник по профессии, написал несколько образов Божьей Матери. Старая легенда гласит: девушка расставалась со своим любимым, который уходил на войну, и, как только дорога скрыла его, она взяла небольшой плоский камень и начертала на нем дорогой ей лик, чтобы никогда не расставаться. "Икона””– по-гречески –"Изображение”.

Учитель истории: В 787 году на Вселенском соборе дали определение, что есть икона. На иконах изображается не божество, которое непостижимо и невидимо для нас, но его человеческий образ. Образ воплощает добродетель или порок. Икона учит нас отличать добро от зла, помогает нам спастись от адских мук. Человеческое тело скрыто одеждами, ведь подлинная красота в душе человека, его лике, глазах. В иконописи мы следуем византийским образцам-канонам. Но у нас иконы живут чувствами. Изображают сомнения, надежды, огорчения, в них живет наше восхищение природой. Для простых людей иконы – книги, рассказывающие о верности, любви, терпении, преданности и вере. Когда мы смотрим на Власия, то вспоминаем свою единственную лошаденку, когда смотрим на грозный лик Ильи, думаем о земле, жаждущей дождя. У Николы мы просим о помощи, чтобы уберечься от пожаров. Параскева Пятница ведает торговыми делами, мы ставим ей церкви на торговых площадях, а ярмарки устраиваем по пятницам.

Учитель ИЗО: Каждое изображение на иконе имеет свой смысл, свое значение. Если изображен человек с рукой, прижатой к щеке,– это знак печали, а протянутая вперед рука с раскрытой ладонью обозначает повиновение и покорность. Все действующие лица икон озарены нимбами: золотым или цветным сиянием вокруг головы. "Нимб – слово греческое и означает оно "облако”, "туча”. Нимб – это символ святости и божественности. Свое значение имеет цвет. По темно-вишневому плащу узнаем Богоматерь. По светло-малиновому цвету – апостола Павла, по желтому, охристому определяем апостола Петра. Краски как азбука: красный цвет – цвет мучеников, но и огонь веры; зеленый – выражение юности, жизни; белый – причастности к высшему званию.

2-й киевлянин: У нас есть свой иконописец – монах Киево-Печерского монастыря Алимпий. Учился он у ваших греческих мастеров, когда они расписывали алтарь Успенского собора. Алимпий помогал им и учился. При этом случилось чудо! Образ Богородицы "сам вообразился и просветился паче Солнца”, из уст Богородицы выпорхнул белый голубь, облетел весь храм и скрылся. Тогда наш Алимпий постригся в монахи и продолжал заниматься своим искусством: "иконы писать хитр бе зело”. За многие добродетели игумен поставил Алимпия священником и проводил Алимпий ночи, на пение и молитву "упражняшеся”, а днем писал неустанно новые иконы и подновлял старые, обветшавшие, не ради корысти, а из чистой любви к своему искусству. Трудится он в поте лица, не щадя себя. Вот какой у нас иконописец!

Учитель ИЗО: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и назовите виды изобразительного искусства, с которыми мы встречались сегодня на уроке. (Работа со слайдом).

1-й византийский гость: Много интересного увидели мы в Киеве, на краю земли! Кто бы мог подумать, что здесь на Руси почитают византийское искусство и создают свое, новое. Воистину, славна земля Русская, славен град Киев!


Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Учитель истории: Закончилось наше путешествие в Древний Киев. Что вам понравилось в нашем древнем городе? Кто создавал памятники культуры?

А теперь, проверим, как вы усвоили материал. Вашему вниманию предложен текст, в котором необходимо найти ошибки.

Приложение № 1

Текст "Найди ошибки” (работа в парах).

Развитие каменного строительства на Руси связано с принятием христианства в 899 году. Приемы каменного строительства были заимствованы из Византии, первые церкви строили польские зодчие. Первым храмом, воздвигнутым в Киеве из камня, был храм Святой Софии. Храм не казался массивным, так как зодчие использовали пилястры – полукруглые завершения стен, и закомары – выступающие из плоскости стен столбы. Купола покоились на апсидах. Строительство храма началось при Владимире Святом, а закончилось при Владимире Мономахе. Русские повторяли характерные для греков приемы: убывания массы по мере возрастания здания, сочетание с окружающей природой, обилие каменной резьбы. Интерьер храма поражал своим великолепием мозаика, портреты, фрески. Украшением Киева были замечательный Дмитриевский собор, роскошный Успенский собор. Недаром Киев называли "Мать городов русских”.

Обучающиеся работают с текстом.

А сейчас вы ответите на вопросы урока:

Достижения какого государства нашли отражение в древнерусской культуре? (Работа со слайдом.)

Какие виды искусства получили развитие в Киевской Руси? (Работа со слайдом.)

Итоговый тест вы выполняете в тетрадях.

Приложение № 2

Итоговый тест "Четвертый лишний”(индивидуальные задания)

Три из четырех понятий связаны общим смыслом. Найдите лишнее слово и объясните свое решение.

Зернь, скань, мозаика, перегородчатая эмаль.

Алтарь, паперть, клирос, закомары.

Софийский собор в Киеве, Дмитриевский собор во Владимире, Софийский собор в Новгороде, Десятинная церковь в Киеве.

Арка, неф, пилястра, базилика.

Фреска, портрет, мозаика, икона.

Учитель ИЗО: А сейчас, ребята, мы приступаем к художественной части нашего занятия. Путешествуя по Древнему Киеву, вы узнали о работе мастеров-ювелиров, рассматривали мозаики храма Святой Софии, наблюдали его реконструкцию. Вам необходимо выбрать заинтересовавший вас вид искусства и выполнить работу в понравившейся технике. Это может быть имитация женских украшений, мозаика на выбранную тему или макет православного храма. По окончании урока свои работы вы разместите на нашей экспресс выставке "И многими красотами исполнена земля русская”. Также вы можете сочинить синквейн на тему нашего урока.



Домашнее задание (если это необходимо на уроке)


Дополнительная необходимая информация


Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://swordmaster.org/forum/topic_17/1
http://www.artprojekt.ru/library/arthistory2.1/st016.html
http://teacher-history.ru/istoriya-rossii/kultura-kievskoy-rusi
http://www.countryguide.ru/all_dost/d-ukraina/
http://www.museum.ru/alb/image.asp?13065
http://kovkadom.ru/news.php?showAll
http://korabley.net/news/2009-03-22-187


В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Для данного урока необходим большой иллюстративный ряд. Компьютерная презентация не только делает урок красочным и выразительным, но и позволяет включит задания с использованием видеоряда. Включаются все виды памяти, развивается ассоциативное мышление, воображение, фантазия. Создаются благоприятные условия для творчества.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Урок завершающий в теме, используются задания творческого характера (сочинения, рисунки). Показать высокий уровень развития Киевской Руси относительно нового этапа развития - феодальной раздробленности. Подготовить обучающихся к пониманию преемственности культуры русских земель и княжеств. Дальнейшее их развитие имело своим основанием достижения Древнерусского государства.

Другое



Приложение 4

Описание мультимедийных компонентов проекта

(размещается только в папке с конкурсным материалом)


Автор/ы проекта (ФИО)

Козина Наталья Алексеевна,

Неводова Ольга Александровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель истории и обществознания

Учитель изобразительного искусства и черчения

Образовательное учреждение

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» города Череповца

Название проекта

Компьютерная презентация к уроку «Культура Киевской Руси»

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент (Windows, Linux)

Windows

Форма (презентация, тест и т.п.)

презентация

Размер ресурса (мегабайт)


Технические данные

(компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, проектор, экран

Учебный предмет

История, ИЗО

Класс

6

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебное пособие: Е.В. Пчелов «История России с древнейших времен до конца XVI века» М., «Русское слово», 2010

Программа: Е.В. Пчелов «История России с древнейших времен до конца XVI века» М., «Русское слово», 2006

Авторская программа О. А. Неводовой, Н. А. Козиной интегрированного курса изучения ИЗО и истории в 5 – 9 классах.

Название темы или раздела учебного курса

«Восточные славяне в древности. Киевская Русь»

Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)

ppt

Вид ресурса

(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

презентация

Образовательный тип

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Поясняющий текст, учебный текст

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft Office

Цели, задачи дидактического материала

Актуализация внимания обучающихся, представление иллюстративного ряда. Создание в сознании обучающихся яркого образа Киевской Руси.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Иллюстрации, тестовые задания, терминология урока, видео лото, план древнего Киева, соборов и храмов города, портреты исторических личностей и произведений ремёсел и искусства того периода.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Видео-фото, графические изображения,

анимационные эффекты

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

http://swordmaster.org/forum/topic_17/1
http://www.artprojekt.ru/library/arthistory2.1/st016.html
http://teacher-history.ru/istoriya-rossii/kultura-kievskoy-rusi
http://www.countryguide.ru/all_dost/d-ukraina/
http://www.museum.ru/alb/image.asp?13065
http://kovkadom.ru/news.php?showAll
http://korabley.net/news/2009-03-22-187

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

На всех этапах урока.

В ходе виртуальной экскурсии по Киеву. К презентации обращаются педагоги и экскурсоводы для иллюстрации своих рассказов и при проведении промежуточной рефлексии.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Возможности ограничены санитарными нормами и не должны превышать 20 минут урока.

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.


Презентация используется в ходе виртуальной экскурсии по древнему Киеву и выполнении заданий видео лото. Слайды презентации органично включены в структуру урока, дополняют рассказы обучающихся, конкретизируют задания урока.



Категория: Интегрированные уроки | Добавил: kozina
Просмотров: 3612 | Загрузок: 703 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 2
2 Наталья_Рожкова  

1 Наталья_Рожкова  
Здравствуйте!
Ваша работа к конкурсу допущена и сейчас находится на стадии проверки экспертами Гуманитарного и Эстетического направлений.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]