Пятница, 26.04.2024, 03:49
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

Петровский Петербург
[ · Скачать удаленно (6,13 Mb) ]
10.09.2012, 15:31
Обобщение и изучение материала.
Цели урока: познакомить с особенностями становления и развития языковой ситуации в Петербурге ; научить видеть за строчками стихотворений, пословиц, народных песен чувства, переживания, настроения, реальные события и их общечеловеческий смысл; помочь учащимся выработать свою оценку, свое отношение к Петру Великому, основанному им Санкт-Петербургу; 4. создать условия для формирования ценностного отношения к памятникам петербургского наследия; познакомить с возможностями информационных технологий, через использование различных программ; развить способности к творческой деятельности.
Задачи урока: Образовательные: 1.пополнить знания учащихся новыми сведениями из жизни петровского Петербурга; 2.способствовать изучению русского фольклора, русского национального характера, увидеть его особенности, отличительные черты . Развивающие: 1.формирование умения работать в коллективе; развитие творческих способностей учащихся; 2.развитие умений и навыков в использовании информационных технологий в процессе обучения; 3.умение работать с текстовым материалом изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной точной информации с последующей интерпретации содержания текста; 4. использование иллюстративного материала для развития художественного восприятия; 5.развитие воображения, мышления, внимания. Воспитательные: 1.формирование коммуникативной культуры; 2.способствовать пониманию учащимися значимости конкретных памятников , необходимости бережного отношения к ним.
Знакомство с новыми сведениями из жизни петровского Петербурга поможет учащимся выработать свою оценку, свое отношение к Петру Великому, создаст условия для формирования ценностного отношения к памятникам петербургского наследия, русскому фольклору, русскому национальному характеру, проявить свои творческие способности при написании и оформлении эссе; умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, компьютером.
Компьютер, экран ,презентация учителя, раздаточный материал
Мотивация обеспечивается презентацией и через прием эмоционального воздействия при прочтении стихотворений.
Ход урока Организационный момент ( На экране первый слайд презентации: карта местности, где будет строиться Санкт – Петербург.) Учитель слайд №1 На уроках вы познакомились с памятниками петровской эпохи, с их состоянием и назначением. Сегодня на уроке мы обобщим знания о Петербурге 1 четверти 18 века. слайд №2 Давайте отправимся на экскурсию по Санкт-Петербургу. Но для начала вспомним историю рождения этого города. Перед нами на слайде Санкт-Петербург петровского времени, и мы можем оценить красоту и прелесть юного города. Вопросы: Подумайте, кому мы должны быть благодарны, что и через 300 лет он столь же прекрасен. Чьи руки строили Петропавловскую крепость, Адмиралтейство, Зимний дворец? Кто они – строители нашего города? Как жили, как сложилась их судьба? слайд №3 Ответ: Петербург петровского времени был громадной стройплощадкой, где трудились тысячи работных людей. Они вбивали сваи, таскали землю, рыли каналы, вырубали лес, строили дома, верфи, мануфактуры, а так как место было болотистое, то сваи забивали в любое время года. (Не смотрели, что зимой на улице было холодно из-за сильных морозов, а летом стояла невыносимая жара). Десятки тысяч свай вбиты в петербургскую землю. Только под фундамент здания 12 коллегий было вбито около 4 тысяч свай. 1 ученик слайд №4 Вызваны мы были при Петре Великом, Как пришел указ - Взвыли наши бабы, и ребята криком Проводили нас - И, крестясь, мы вышли. С родиной проститься Жалко было то ж - Подрастали детки, да и колоситься Начинала рожь... За спиной-то пилы, топоры несли мы: Шел не я один, - К Петрову, голубка, под Москву пришли мы, А сюда в Ильин. Истоптал я лапти, началась работа, Печали спешить: Лес валить дремучий, засыпать болота, Сваи колотить, - Годик был тяжелый. За Невою, в лето Вырос городок! Прихватила осень, - я шубейку где-то Заложил в шинок. К зиме-то пригнали новых на подмогу; А я слег в шалаш; К утру, под рогожей, отморозил ногу, Умер и - шабаш! Учитель Вот такая нерадостная картина предстает перед нами в стихотворении Я. Полонского «Миазм», в котором безызвестный строитель Петербурга рассказывает о своей судьбе. И сегодня порой можно услышать, что наш город стоит на костях. По некоторым источникам, за время правления Петра 1, население России уменьшилось в 4 раза. Цена человеческой жизни была ничтожно мала. Вопрос: слайд №5 Назовите дату, считающуюся днем рождения Санкт- Петербурга? Приложение 1 Ответ: 16 мая 1703 г. Вопрос: Санкт-Петербург происходит из трех слов. Каких? Ответ: Санкт – латинское "святой”, Петер –греческое "камень, скала”, "бург” – немецкое"замок, крепость”. Учитель слайд 6 Через гравюры художника А.Ф.Зубова попытаемся погрузиться в петровское время. Стихотворение А.Кушнера « На петербургских старинных гравюрах …» слайд 7-8 2 ученик На петербургских старинных гравюрах
Снег не лежит на дворцах и скульптурах
И не идет никогда.
Вечнозеленые кроны густые,
А на Неве – мотыльки кружевные
И голубая вода.

Видно снесенную церковь Земцова,
Блещет зарытый канал.
Главного Штаба еще никакого
Нет: вместо Штаба – провал.

Пушкин еще не родился. Сгружают
Финский гранит, золотят, наряжают,
Щеголь глядит на возню.
Что-то еще выпирает неловко,
Но присмотритесь: идет подготовка
К майскому этому дню.

Едет читатель в карете куда-то
Цугом, с шутом и людьми…
Гоголь? Еще для него рановато,
Пусть подождет за дверьми.

Мойка, Фонтанка, Мильонная, Невский…
Улиц, где мог бы гулять Достоевский,
Нет. Значит, может не быть
Этих горячечных снов, преступлений?
Или, как дом, запланирован гений:
Строить здесь будут и рыть.

Что же до мест, где мы нынче гуляем,
Нет и в проекте их; где-то за краем
Рамки, гравюры, листа,
Там, где художник сорит и сдувает
Пыль, и само провиденье не знает,
Как повернет и куда. Учитель. слайд 9 Общеизвестно, что наш город расположен на островах, а начиналось все на острове? слайд 10 3 ученик Ответ: на Заячьем острове. То было триста лет назад… Царь Петр к Неве привел солдат. Шел по болотам и лесам – И этот остров выбрал сам: «Стеною прочной окружен, Твердыней грозной будет он, Неву закроем на замок, Чтоб враг пройти сюда не мог!» …С рассвета топоры стучат, Торопит Меншиков солдат. Вбивают в землю сваи, Болото осушают. На остров прибывал народ… Шел май, и века третий год. Вал, невысокий, насыпной, Стеной был первой крепостной, Шесть бастионов по углам Как часовые встали там. И вскоре все, что возведут Санкт – Петербургом назовут. Так был основан город? Его воздвигли на века, А началось все с островка: Мал Заячий, да дорог». Е.Ефимовский Рассказ ученика о строительстве Петропавловской крепости. слайд 11 Учитель. Через Кронверкскую протоку от крепости был переброшен мост на соседний остров. Вопрос: Как назывался первого моста? Ответ: Иоанновский мост Вопрос: Как назывался острова? Ответ: Березовый (Городской) Учитель. Переправимся на остров, где зарождался первый центр юного Петербурга. Вопрос: Название первой площади? Ответ: Троицкая Рассказ ученика о постройках на Троицкой площади. Это - Троицкая церковь, Первый порт, Первый Гостиный двор , первый рынок - «Обжорный», трактир «Аустерия 4-х фрегатов». слайд 12 Учитель. Строительство города шло и на других островах. Вопрос: Что было построено на Васильевском острове? Ответ: Меншиковский дворец, здание 12 коллегий, Кунсткамера Рассказ ученика о Меншиковском дворце, здании 12 коллегий, Кунсткамере. слайд 13 Учитель. Сначала Петр 1 планировал сделать центр города на Васильевском острове. Но сложилось так, что центром Петербурга стал Адмиралтейский остров Ответ: Рассказ ученика о Зимнем дворце, об Адмиралтействе, об Исаакиевской церкви Учитель. Но, не смотря на трудности, город стремительно поднимался «из тьмы лесов, из топи блат». Небывалый размах строительства единодушно отмечали практически все иностранные дипломаты и путешественники, побывавшие в то время в Петербурге. Правда цена этого размаха была чудовищно высока. Не случайно сегодня у нас звучит русская народная песня «Дубинушка». Эту песню пели работные люди при вбивании свай. Приложение 2 слайд 14 Учитель. Приложение 3 Жесточайшие указы, которые заканчивались неизменными угрозами «о лишении живота» следовали один за другим. Что же мы узнаем из этих указов и из записей иностранных дипломатов ( у вас на столе заметки ганноверского дипломата Вебера) о первых строителях Петербурга? Кто они? В каких условиях работали? С какими трудностями пришлось им столкнуться? Чем питались? Где жили? слайд 15-18 Работа учащихся с письменными источниками. На столах разложены заметки дипломатов, указы Петра 1, ведомости о налогах и др. документы. (Учащиеся самостоятельно их изучают и ищут ответы на заданные вопросы). Приложение 4 Обобщение ответов. слайд 19 Кто строил: Возможно, что к строительству Петербурга была привлечена часть русского войска, после взятия Ниеншанца. В письме канцлера Головкина царю упоминаются солдаты Преображенского и Семеновского полков. Строили город и местные жители, и пленные шведы, и десятки тысяч работных людей из всех уголков многонациональной России. слайд №20 Приложение 5 Строительству города сопротивлялось все: земля, вода, природа, люди. Трудности и лишения: Ø Хлеб был привозной, дорогой. Ø Овощи росли плохо. Ø Кругом болото. Ø Зимой сильные морозы. Ø Жилища холодные. Ø Наводнения, низменная дельта ( никогда в таких местах города не строили). Ø Пожары. Ø Часто шли дожди. Ø Дорог не было, а после дождя – грязь. Ø Летом тучи комаров. Ø Стаи голодных волков приходили в город и подстерегали одиноких путников. Ø Болезни ( дизентерия и цинга). Работных людей лечили настойкой на сосновых шишках. Ведро такого напитка в 1705 году стоило 4 рубля. Ø Жестокий полицейский режим (зимой запрещалось выходить после 8 часов вечера, летом – после 10 часов) Ø Людей не хватало, т.к. присылали не вовремя, не в нужном числе. Многие по дороге сбегали, их ловили и жестоко наказывали. Другие умирали в пути или приходили голодные и больные. Ø Работник отрабатывал 2 – 3 мес. и уходил домой. Работа оплачивалась. Сначала 50 коп. в месяц и хлебное довольствие, потом оплата доходила до1 руб. в мес. Чем питались: Основными продуктами были репа и капусты, хлеб был дорогой. Собирали грибы, ягоды. В реках и озерах ловили рыбу: ладожская селедка была деликатесом для простолюдинов. В лесу было много дичи (зайцы, рябчики, глухари), в городе ее продавали всюду и дешево. Для жилья строили навесы, шалаши. Землянки заливало. Выжили только самые крепкие и изобретательные Учитель По словам историка Ключевского «едва ли найдется в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте». слайд №21 Итак, при строительстве города сошлись люди разных земель, сошлись сразу, но навсегда. Были тут и смоленские, и псковские, и рязанские. Потом поселились в городе немцы, итальянцы, французы – также всякие люди. Вдобавок жило тут много финнов, прибалтов, выходцев из разных мест Российской империи. Их идеалы и стремления, поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье нашли отражение в пословицах, которые относятся к самому древнейшему жанру литературы – фольклору Вопрос: Фольклор – это … слайд №22 Ответ: Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского - народная мудрость. Учитель. Итак, фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, бытовой уклад, знание жизни, природы, верования. Вопрос: Пословица – это… Ответ: Пословица – это меткое образное изречение назидательного характера на самые различные явления жизни и имеющие форму законченного предложения. Учитель М. Горький писал: «… пословицы всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги». Пословицы типизируют явления, т. е. выделяют среди них наиболее показательные и отмечают в них самые существенные черты. Они предостерегают нас, дают советы и учат уму разуму, хвалят смелость, трудолюбие и доброту, и в ту же очередь высмеивают такие человеческие качества как лень и трусость, зло и эгоизм, а еще пословицы поощряют благородство, упорство и прилежание. В целом создается полная и точная картина жизни, т.к. основой пословицы является пример жизненной ситуации. Заглянем в «Словарь Петербуржца» Синдаловского. Читаем: слайд №23 С одной стороны море, с другой – горе, с третьей – мох, а с четвертой – ох! Вопрос: Что вы можете сказать об этой пословице? О чем она? Ответы учащихся.. Учитель: Существует исторический анекдот о том, как Петр I однажды спросил шута: «Скажи, что говорят в народе о моем Петербурге?» — «А что говорят, — ответил Балакирев, — с одной стороны море, с другой — горе, с третьей — мох, а с четвертой— ох». Петр схватил свою знаменитую дубинку и начал колотить ею шута, приговаривая: «Вот тебе море, вот тебе горе, вот тебе мох и вот тебе ох!» (Считается первой пословицей о Петербурге.) Москва – девичья, Петербург – прихожая. В Москве сохраняется народный склад речи и заветы старины. В Петербурге еще не все устоялось, ему еще предстоит пройти тот путь, который Москва уже прошла. Пока же толпятся в этой «прихожей» самые разные люди. Питер женится, Москву замуж берет. Некоторые относят эту пословицу к 1712 году, когда Петербург стал фактически столицей государства. По словарю Синдаловского «Словарь Петербуржца» Учитель Какие пословицы (они лежат перед вами) можно соотнести с темой нашего урока. Приложение 6 Учащиеся работают самостоятельно: называют пословицы и аргументируют свой выбор. (Учитель обращает внимание учащихся на пословицу 9. ) слайд №21 Поработаешь на славу – и почет тебе и слава. Вопрос: Подходит она к теме нашего урока? Ответ: Пословицу можно использовать, рассказывая о первых строителях Санкт-Петербурга (поработали на славу). Только слава и почет нашли своих героев очень поздно ( и почет тебе и слава). Учитель. На экскурсии последним объектом была Сампсоневская церковь и сквер с памятником «Первостроителям Петербурга» М. Шемякина (1995г). В 1711 году на этом месте было первое городское кладбище. слайд №24 Мы знаем, что современный Петербург во многом поменял свой облик: появились новые архитектурные ансамбли, площади, улицы, целые районы, однако город сохранил наследие петровского времени. Возможно, памятник М.Шемякина - это исключение из правил. Ведь сегодня от памятника осталась одна лишь гранитная арка. Остальное разграблено вандалами. Неизвестные украли даже массивный бронзовый стол с размещенными на нем атрибутами зодчества. слайд №25 Мы видим, что подобный вандализм имеет место в современном Петербурге. Поэтому очень хотелось заострить на этом ваше внимание, подвигнуть вас задуматься, порассуждать. ЭТОТ ГОРОД СПОСОБЕН НА РАЗНОЕ…
ВСЁ ТАИТСЯ В ЕГО СВЕТЛЫХ СУМЕРКАХ.
ОТ ПРЕКРАСНОГО ДО БЕЗОБРАЗНОГО,
ГЕНИАЛЬНОЕ, ПОЛУБЕЗУМНОЕ... . слайд №26
Учащиеся показали знания изучаемого материала, выбирая стихотворения, соответствующие теме урока, самостоятельно работая с дополнительной литературой, активной работой на уроке, аргументированными ответами; творческой домашней работой. ( См. домашнее задание).
После экскурсии учащиеся должны были написать эссе. Поделитесь с одноклассниками впечатлением, которое произвел на вас памятник М.Шемякина «Первостроителям Петербурга»
(Опережающее) Написать эссе, поделиться впечатлением, которое произвел памятник М. Шемякина Первостроителям Петербурга». заметки ганноверского дипломата Вебера) о первых строителях Петербурга Дом. задание. 1. Наш город известен своими памятниками. Их много, они все разные. Как, когда, почему появился тот или другой? Разве все упомнишь? Некоторые притягивают взор. Хочется подойти, прикоснуться. На душе становиться светло, легко, свободно. Наши предки сохранили это богатство для нас. А мы? Вспоминая памятник «Первостроителем Санкт-Петербурга» на ум приходит слово «вандализм», от него становится грустно, тоскливо, тяжело. Что же произошло? Мы умные, добрые, отзывчивые, понимающие, что без прошлого не будет будущего, прошли мимо. Не заметили, бросили, остались равнодушными. Почему никто не возмутился, не сказал: «Люди, опомнитесь, без прошлого будущее будет таким же, как этот памятник. Серым, унылым, невзрачным. Остановитесь, пока не поздно». 7б Борисова А. 2. За время строительства Санкт-Петербурга погибло и пострадало огромное количество людей. Они работали не жалея своих сил и здоровья, но взамен эти люди не получили ничего. Долгое время они оставались в тени построенного ими Санкт-Петербурга. Об их жертве стали забывать. Однако нашелся человек, помнящий этих людей. Этим человеком оказался знаменитый скульптор М.Шемякин. В 1995 году он создал памятник «Первостроителям Санкт-Петербурга». К сожалению, не все ценят труд этих героических людей. Вандалы разграбили памятник, оставив от него одну лишь гранитную арку. В наше время многие переживают культурный упадок, из-за которого труд предков, историческое наследие стало дешеветь. Люди готовы променять историю и память на небольшие деньги, абсолютно не стоящие того. Я надеюсь, что в сознании людей в ближайшее время произойдут изменения, и они поймут, как важна память для человечества. 7-б Торопова Ек 3. Зима. А снега все нет. Но вот он наконец выпал. Как же приятно прогуляться по парку. Но что это за унылое пятно? Подойдя ближе, я вижу – это памятник «Первостроителем Санкт-Петербурга». Но почему он выглядит таким унылым? Все вокруг радуются первому снегу, легкому морозцу, лучику солнца. А он стоит один, и от его вида на душе становится грустно. Возникает вопрос: почему он один, почему о нем забыли? Неужели он станет когда-нибудь счастливым, как люди вокруг. Сможет ли памятник обрести вторую жизнь и стать столь же красивым, каким был раньше? Может быть, тогда он улыбнется искренней улыбкой всем горожанам. 7-б Асташов Дм
Работы учащихся можно представить в презентации или издать школьный сборник творческих работ.
Интернет ресурсы : festival@1september.ru «Словарь Петербуржца» Синдаловского. Сборник стихотворении о Санкт - Петербурге , В.В. Колесов «Язык города». Л.М.Ермолаева «История и культура Санкт – Петербурга» В.Даль «Пословицы и поговорки» Словарь: Что такое эссе? Ф.Х.Вебер «Преображенная Россия»
Использование ИКТ позволяет наглядно, красочно, информативно проводить урок, увеличить объем и качество используемой на уроке информации. Способствует большей заинтересованности учащихся. Ребята оживленно реагируют на включение презентации и на протяжении всего урока очень внимательны к словам учителя и к тому, что появляется на экране. Слово, прозвучавшее и увиденное, более информативно, чем только услышанное, а подкрепленное иллюстрацией, способно подтолкнуть ученика к самостоятельной работе.
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: naticmix
Просмотров: 1489 | Загрузок: 530 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ssn1957  
Работа допущена на Фестиваль.
С уважением, Серебряков С.Н., руководитель группы тех.экспертов

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]