Суббота, 18.05.2024, 07:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

"Грани таланта..." (к 150-летию со дня рождения А.П. Чехова)
[ · Скачать удаленно (54.64 Mb) ]
22.01.2011, 20:49
Слайд № 1
(Звучит мелодия «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского 1-й и 2-й ведущие подходят к портрету А.П.Чехова)
Слайд № 2
1 ведущий.- У него было большое, открытое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-то, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, - от него как бы исходили флюиды сердечности…
Слайд №3
(Музыка стихает)
Слайд №4
Слайд №5
(Проецируется фотография Дома-музея АП Чехова в Москве)
-Экскурсовод. Пройдемте дальше… Личные вещи Антона Павловича… Пенсне. Воротничок. Запонки. Медицинский стетоскоп. Колокольчик – стоял на тумбочке у постели Чехова во время его болезни. Чехов подзывал им к себе людей…
2 ведущий. - Простите, как вы сказали? Подзывал к себе людей? Нельзя ли послушать, как он звонит?
-Экскурсовод. Вообще-то, мы этого не делаем – не по музейным правилам. Ну, ради исключения…
(Открывает витрину, достает колокольчик. Колокольчик звонит сперва слабенько, потом громче и громче. Потом стихает. Ведущие медленно спускаются с лестницы. Один подходит к столику, где лежат книги Чехова, листает том, открывает нужную страницу. Читает наизусть, иногда взглядывая на текст)
Слайд №6
1 ведущий. - К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился... Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то сошло с ума, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других". ("Крыжовник", 1898 г.)
Слайд №7
2 ведущий. _ Эти слова были написаны более ста лет назад, но звучат так, словно родились
только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них - весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым человеком "с молоточком", который напоминал в своё время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что "в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Он самый близкий нам из классиков по времени, мироощущению и тому идеалу, который он выдвинул в своём
творчестве и в жизни.
Слайд № 8
1 ведущий.- А вы знаете, что не все современники его любили? Кто-то из критиков, помнится, писал, что он умрет под забором.
2 ведущий.- Ну, критиков-то принято бранить за недальновидность. А зачем далеко ходить?! Анна Ахматова, скажем, начисто не принимала Чехова. Фадеев сокрушался, что у него нет ярких, зовущих героев. И великой актрисе Ермоловой он был не по душе: беспросветно печальный, скучный…
1 ведущий. -Это Чехов-то скучный? Мечтатель! Вспомнить только доктора Астрова, «Степь», «Даму с собачкой»…
(Ведущие отходят)
Слайд № 9
(Негромко звучит мелодия «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского . Двое других ведущих спускаются с лестницы. В руках - том Чехова)
3 ведущий.- Вы помните слова Антона Павловича в письме к младшему брату Мише: «Не нравится мне одно: зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат Миша, надо быть одинаковыми. Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность».
4 ведущий. - А всю эту тираду вызвало знаете что? Всего-то, что Миша подписался: «Братишка твой, ничтожный и незаметный». Чехова с юности выручала его рассудительность, сдержанность…
3 ведущий.- Ну, сдержанность – это как сказать… В 1903 году, за год до смерти, Ольге Леонардовне Книппер, похвалившей его выдержку, он отвечает: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., и проч., но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».
Слайд № 10
4 ведущий.- А в письме старшему брату Николаю он скажет о требованиях к воспитанному человеку: «Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу…Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность…
Таковы воспитанные…
Слайд №11
3 ведущий.- Но ведь вы не дочитали. (Берет книгу) Вот что, пожалуй, важнейшее:
«Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…»
Каждый час! Это мог сказать о себе Чехов в последние годы в Таганроге. Хотя в эти же часы умещались и театральные увлечения, и запойное чтение Гюго, и череда влюбленностей в знакомых гимназисток, и неопределенные мечты о будущем.
(Ведущие отходят)
Слайд №12
(Негромко звучит мелодия: Ф. Шопен «Вальс» . На авансцену, медленно спускаясь с лестницы, выходят пятый и шестой ведущие. Музыка стихает)
Слайд №13
5 ведущий. - Писать Чехов начал еще в Таганроге. А в1880 году в журнале «Стрекоза» появляются первые публикации его юмористических рассказов. Чехов публикуется под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Человек без селезёнки, Антонсон, Антоша Чехонте, Акакий Крапива, Врач без пациентов и др.
6 ведущий. - В ранних рассказах Чехова смех весел и заразителен, не «смех сквозь слёзы», что было характерно для русской литературы, а смех до слез.
Слайд №14
Инсценировка рассказа «Радость» (Слайд № 15)
Слайд №16
5 ведущий.- Милые чеховские шутки… Только за годы учения в университете им написано почти двести рассказов, фельетонов, сценок… Никто не заметил, как он стал знаменит. В двадцать шесть лет к нему пришла известность. Один за другим выходят сборники его рассказов. В двадцать восемь к нему пожаловало признание. «Степь» похвалили Гаршин и Салтыков-Щедрин. Молодому автору была присуждена Пушкинская премия.
Слайд №17
6 ведущий.- Как отнесся Чехов к внезапно раскатившейся своей славе? Упоение известностью он пережил быстро и бесследно, как детскую болезнь. Сначала ему нравилось, что о нем заговорили в газетах, с иронической гордостью замечал, что в буфете на него тычут пальцем, малознакомые люди стараются услужить и угощают бутербродами. Но то, на что другому потребны были бы годы и десятилетия, Чехов исчерпал в несколько месяцев. Упоение славой он изжил очень быстро. Говорил, что Толстой занимает, по его мнению, первое место в русском искусстве, Чайковский – второе, он же, Чехов, знаменитость № 877.
5 ведущий. - При всей ироничности, насмешливости Чехов считал, что писатель должен ИЗОБРАЖАТЬ, а не СУДИТЬ.
Они очень разные, герои Чехова… Да знаете, и в нем самом, в его личности есть загадка. Он тревожит нас и словно уходит от прямого ответа. В особенности, когда спрашиваешь в упор: хороши или дурны люди? Зачем жить?
Слайд №18
Вот его рассказ «На пути». Содержание рассказа просто: в трактире для приезжающих встречаются мужчина и женщина, застигнутые на пути метелью. И что-то между ними зарождается, не чувство, а призрак чувства. Встреча происходит в рождественскую ночь, что особенно подчеркивает неустроенность и одиночество двух случайно встретившихся путников. Мы видим двух прекрасных людей. Он, Лихарев, сгубил себя беспечностью, мечтательным легкомыслием. Она усыпила в себе истинные чувства и не дает им выхода. Критики называли Лихарева «лишним человеком», но знатоки Чехова утверждают, что он никогда не решается бесповоротно заклеймить человека, как бы он ни был грешен. Пусть читатель сам думает, как относиться к герою. А Лихарев прежде всего несчастный человек.
Слайд №19
Чтец. Чтение отрывка из рассказа «На пути» под мелодию «Осенней песни» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского
Слайд №20
5 ведущий. - Чехов предпослал рассказу эпиграф – знаменитые лермонтовские строки:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Исполняется романс Ф. Блуменфельда «Утес»
6 ведущий. - А Сергей Васильевич Рахманинов преподнес Писателю в подарок экземпляр своей фантазии для оркестра «Утес», созданный им летом 1993 года с надписью: «Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа «На пути», содержание которого с тем же эпиграфом служило программой этому музыкальному сочинению»
На авансцену выходят первые два ведущих
Слайд №21
1 ведущий. - Есть ещё одно свойство у Чехова, которое дает нам право считать его великим писателем. Мы читаем его всегда по-новому, и в его рассказах, перечитываемых из года в год, всегда находим для себя что-то новое, что-то, чего раньше мы не заметили и до чего «доросли». Мне недавно, например, пришлось пережить такую минуту, когда я перечитал рассказ «Пари». Герой рассказа презирает все человечество со всеми его великими и малыми делами, великими и м алыми мыслями – и это на том основании, что « в конце концов все исчезнет и сам земной шар превратится в ледяную глыбу».
Слайд №22
2 ведущий. - А вы знаете, что Бунин отнес этот рассказ к лучшим чеховским произведениям, да и самому Льву Николаевичу Толстому рассказ понравился «оригинальность замысла и мастерством письма»?
Чтец. Звучит отрывок из рассказа «Пари» (Со слов «Вы обезумели и идете не по той дороге…» до конца рассказа)
Слайд №23
1 ведущий. - Да… Столкнулись две стороны жизни, две её составляющие – духовное и материальное. Духовное богатство вечно. Оно возвеличивает человека, раскрывает его добродетели. Материальное невечно. Оно, наоборот, обнажает все низменное в человеке… Так в чем же смысл пари? Человеческая жизнь имеет смысл в любых условиях. И никто не имеет право лишить человека жизни. Это позиция автора.
(Негромко звучит мелодия «Подснежнник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Третий и четвертый ведущие подходят к портрету АП Чехова)
3 ведущий. - Если взглянуть на написанное Чеховым за его недолгую жизнь - а это 20 томов – непременно поразишься и глубине его таланта, и большому уму, и огромной духовной силе. Но, кроме того, стоит обратить внимание и на то, что в его внешности, в манере держать себя сквозило какое-то врожденное благородство.
4 ведущий.- Мы, кажется, не договорили о том, что называют замкнутостью, скрытностью Чехова?
3 ведущий. - А не лучше ли сказать, - сдержанностью?
4 ведущий - Может быть. Кто-то из его современников, кажется, П.А. Сергеенко утверждал, что в Чехове вообще не было динамитных моментов, которые называются страстями и которые захватывают человека, как налетевший ураган.
Слайд №24
3 ведущий. - Говорили даже, что он никого из женщин не любил по-настоящему. Его любили, а он не любил.
4 ведущий. - Любил… не любил… Что за бесцеремонность наша такая – решать за Чехова, кто ему больше нравился! Любил ли он Лику Мизинову? Или Лидию Авилову? Заслуживала ли его любви актриса Ольга Книппер, ставшая его женой? Кому о том судить?
3 ведущий. - Последнее время много об Авиловой пишут..
4 ведущий. -Да. Но он сам по этому поводу не захотел ни с кем объясняться. Достойная сдержанность интеллигентного человека!.. Этой интеллигентной сдержанностью и в то же время пронзительной страстью проникнут балет В. Гаврилина «Анюта», поставленный по мотивам чеховского рассказа «Анна на шее»
Слайд №25
(Танцевальный номер под музыку В. Гаврилина к балету «Анюта»)
На авансцену выходят пятый и шестой ведущие
Слайд №26
5 ведущий. - Часто рядом с именем Антона Павловича Чехова называют имена Петра Ильича Чайковского и Исаака Ильича Левитана. Они были не просто современниками. Талантливые люди, они вдохновляли друг друга. Они дружили. Это были великие лирики, открывшие новые пути в искусстве. Литература – музыка – живопись…
Слайд №27
(Негромко звучит мелодия – «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского)
Слайд №28
6 ведущий. -В «Рассказе неизвестного человека» Чехов пишет: «Глядя на потолок, как бы припоминая, Грузин с чудесным выражением сыграл две пьесы Чайковского, так тепло, так умно! Лицо у него было такое, как всегда – не умное и не глупое, и мне казалось просто чудом. Как человек, которого я привык видеть среди самой низменной, нечистой обстановки, был способен на такой высокий и недосягаемый для меня подъем чувства, на такую чистоту»
(Музыка постепенно стихает)
Слайд №29
5 ведущий.- Один из его современников вспоминает: «Он возил меня к соседям по имению, чтобы послушать Бетховена: хозяйка дома превосходно играла. А когда он слушал романс Глинки «Не искушай меня без нужды», его лицо было серьезно и прекрасно
Слайд №30
(Исполняется романс М.И. Глинки «Не искушай меня без нужды»)
Все ведущие выходят на авансцену
Слайд №31
1 ведущий. - За год до смерти однажды во время ночной беседы под луной Чехов вдруг сказал Бунину: «Знаете, сколько лет ещё будут меня читать? Семь. – «Почему семь?» - «Ну, семь с половиной»
2 ведущий. - Чехов ошибался. Его будут читать всегда.
(Негромко звучит мелодия вальса Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь», постепенно усиливаясь)
Слайд №32
3 ведущий. - В русской литературе есть огромные, великие художники пророческого склада – наставники, провидцы, учителя. Гоголь, мечтавший говорить миру с кафедры. Психолог Достоевский, провидец Толстой…
4 ведущий. - В Чехове не было величавой осанки олимпийца. Он не гений, парящий над людьми. Все время звонит его колокольчик, подзывающий к себе людей.
5 ведущий. - Он словно равный среди нас, в пестрой толпе. Он поразительно знает людей, и не щадит и жалеет их.
6 ведущий. - И по своей трезвости, отсутствию иллюзий и готовой веры это писатель XXI века. Современник нашим дням.
(Музыка усиливается. Ведущие медленно поднимаются по лестнице, кладут цветы к портрету Чехова)
Исполняется вальс
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: ekaterina052
Просмотров: 1289 | Загрузок: 535 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]