Суббота, 27.04.2024, 05:57
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

«Третий открытый фестиваль «Мультимедиа в образовании».
[ · Скачать удаленно (47.15 Mb) ]
02.09.2012, 13:38

Подробный конспект урока.

(размещается только в папке с конкурсным материалом)

 

Организационная информация

Тема урока

Духовная жизнь России

Предмет

Литература/история

Класс

9

Автор/ы урока (ФИО, должность)

 

Сергеенко Елена Геннадьевна (учитель литературы), Веревка Людмила Анатольевна (учитель истории)

Образовательное учреждение

МОБУ СОШ  №11

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Южный федеральный округ

Республика/край

Ростовская область

Город/поселение

Таганрог

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Интегрированный ; комбинированный с использованием ИКТ

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Обучающая цель урока: формировать умение работать с различными источниками информации

Развивающая цель: развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, установить связь между духовным миром человека и жизнью страны;

Воспитательная цель: формировать ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, воспитание эстетического вкуса

 

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Актуализировать прежние знания, умения и навыки, связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

 

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

90  минут (2 урока)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Выразительно читать стихотворения, воспринимать худ.чтение стихотворений, сравнивать произведения, соотносить литературный и исторический процесс, анализировать произведения, работать  с литературными статьями

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, экран

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Учебники по литературе и истории, статьи о модернистских течениях, шаблоны таблиц для сравнительного анализа

Список учебной и дополнительной литературы

 Учебник «История России ХХ век» под ред. Данилова и  учебник по литературе под редакцией Курдюмовой, хрестоматия «Русская литература ХХ века» сост.А.В. Баранников и др. или статьи о литературных движениях и поэтических школах

 

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Этой цели служат слова Блока, взятые эпиграфом к уроку

Подробное описание всех этапов урока  (мероприятия, занятия). Количество недостающих строк добавляет автор.

 

Вступление (Вступительное слово учителя об исторической обстановке на рубеже 19-20 веков)

 

1.Вступительное слово учителя.

 

 Вступая в 20 век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились старые традиционные ценности Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предшествующие поколения, казались несостоятельными и требовали пересмотра.

      Философия, наука, литература, искусство искали ответы на  не  имевшие очевидных решений вопросы. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой  деятельности, породил выдающиеся художественные произведения  и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники.

 

 

Мотивация Эпиграф урока и тема

 

     Слайд 2

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
Это стихотворение Блока можно назвать лирическим манифестом поэта, его творческой программой. Я думаю, что каждому из нас стоит внимательно присмотреться к манифесту Блока и задуматься над своей жизненной программой. Сегодня мы с вами пройдем дорогами  тех, кто был близок Блоку духовно. И поговорим о том времени, которое подарило нам этих замечательных людей. Тема нашего урока: «Духовная жизнь Серебряного века»

 

Целеполагание

 

Цель нашей встречи:

ü      - показать масштабы и значимость культурного наследия Серебряного века;

ü      - познакомиться с литературными течениями начала 20 века;

ü      - дать характеристику поэтики и мировоззрения ярких представителей Серебряного века.


 

Актуализация знаний. Сравнение стихотворений Пушкина и Ахматовой

 

Слайд 4

- Чтобы разораться в том,  что кроется за понятием Серебряный век, давайте вспомним век Золотой. Ведь без него не было бы и Серебряного. Сравним два стихотворения «золотого» и «серебряного» века. «Вакхическая песня» А.С.Пушкина и «Последний тост» А.А.Ахматовой

(чтение наизусть стихотворений учащимися).

Какой теме посвящены эти стихи? Какое  настроение создаётся у нас при их восприятии? Как вы думаете, чем вызвана такая разница в возникающих после прочтения настроениях?

Если поэзия «золотого» века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость.

 

Беседа по теме урока. Соотнесение литературного и исторического процесса; модернизм и общественно – политическая жизнь страны

 

Перемены в общественно – политической жизни страны не могли не сказаться и на литературной жизни. Часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство. Декадентство (франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 — начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Возникает новое литературное направление «модернизм». Модернизм (фр. Moderne-новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале 20 века, воплотившаяся  в системе относительно самостоятельных художественных  направлений и течений. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином модернизм

 

Рассказ о Серебряном веке

а) литературные салоны

б) поэтические вечера

в) журналы и альманахи

г) музыка и живопись

Сообщения учащихся, комментарий учителя

 

Так что же такое Серебряный век? Каковы же отличительные черты Серебряного века?

Слайд 5  (Серебряный век)

Первая особенность, отличительная черта Серебряного века – множество новых ярких творческих индивидуальностей Слайд  (Звезды) возвращаемся к слайду (Серебряный век)

Вторая особенность Серебряного века – это бурная литературная жизнь. А отсюда большое количество литературных салонов и кафе.

Открываем гиперссылку Литературные салоны (сообщение ученика) слайд ( Дом Мурузи и арт- кафе «Бродячая собака» см. заметки к слайду) возвращаемся к слайду(Серебряный век)

В литературных салонах часто проходили поэтические вечера. На этих вечерах не только читали стихи, но и пели романсы.

Открываем гиперссылку (Поэтические вечера см. заметки к слайду)

Афишу одного такого вечера поэтов вы сейчас видите. Выдающийся русский композитор Сергей Прокофьев с большим интересом относился к творчеству Анны Ахматовой, начиная с первых ее публикаций.  
В 1916 году он написал цикл романсов под опусом 27, для которых выбрал ранние стихи из ее первых сборников «Вечер» 1912 и «Четки» 1914 гг. : «Солнце комнату наполнило» (авторское название «8 ноября 1913 года») и «Настоящую нежность» –  из «Четок» (1913), «Память о солнце» – из «Вечера» (1911), «Здравствуй!» – из «Четок» (1913) и «Сероглазый король» – из «Вечера» (декабрь 1910 года). Цикл быстро завоевал признание как подлинный лирический шедевр, покоряющий чистотой и силой чувства.

Слайд С.Прокофьев

Критики называли Прокофьева "музыкальным футуристом" за новизну его произведений. "Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы...", - говорил Прокофьев.

Сейчас мы с вами услышим «Танец рыцарей» Сергея Прокофьева. Вслушайтесь! Сколько силы, стремительности и поэтичности в этой музыке

Слайд Журналы

Немало в печати появилось новых журналов. Прислушайтесь к их  названиям.

 

 

Поисково – исследовательская работа в группах по текстам.

 Модернистские течения. Учащиеся работают со статьями о модернистских течениях, обсуждают отобранную информацию и готовят выступление.

 

Декадентство - явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Многие мотивы этого направления стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на рубеже XX в.

Слайд «Серебряный век». Открываем ссылку «Модернистские течения»

5.Поисково – исследовательская работа в группах по текстам.

 Учащиеся работают с предложенными статьями о модернистских движениях, обсуждают отобранную информацию и готовят выступление.

1 группа

ü      Сформулируйте определение символизма

ü      Назовите основные темы символизма

ü      Назовите представителей этого течения

 

2 группа

 

ü      Дайте определение литературному направлению

ü      Назовите представителей этого литературного течения

ü      Какие принципы акмеизма можете назвать?

3 группа

ü      Дайте определение этому литературному направлению

ü      Назовите его основные черты

ü      Назовите представителей футуризма

4 группа

ü      Дайте определение этому литературному направлению

ü      Назовите представителей имажинизма

ü      Сформулируйте его основные черты

 

 

Представление результатов поисково – исследовательской работы в группах.

 

Слайд  Выступление учащихся.              

После каждого выступления учитель дополняет информацию учащихся дополнительной информацией и демонстрирует наглядный материал через гиперссылки

 

Работа в тетрадях.

 

Задание 1

-запишите схему в тетрадь (слайд №7)

Задание 2

-заполните таблицу  по мере прослушивания выступлений  учеников.

 

Сравнительная таблица

модернистских течений рубежа 19-20 веков

 

Критерии  для сопоставления

1.Отношение

 к миру

2.Роль поэта

 

3.Отношение

 к слову

4.Особенности

формы

 

              

Слайд о символистах

 

 Выступление 1 группы. Чтение наизусть стихотворения Брюсова «Поэту» Просмотр видеоролика (Стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре» читает В. Машков) Работа с таблицей

Слайд об акмеистах

 Выступление 2 группы. Чтение наизусть стихотворения Ахматовой «Сероглазый король» Просмотр видеоролика (Стихотворение Ахматовой «О, жизнь без завтрашнего дня»).Заполнение таблицы.

Слайд о футуристах

Выступление 3 группы.  Чтение наизусть стихотворения» Послушайте!» Просмотр видеоролика. (Стихотворение Северянина «Маленькая элегия»)

 

 

Подведение итогов

Представление  и обсуждение информации, записанной в таблице.

Сравните свои результаты  с результатами, представленными на слайде

 

 

 

 

Заключительное слово учителя

Новая литература громко заявила о себе. Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование, столкновения друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей - всё стало знаком времени.

.


Слайд (Озеров «Двадцатые»)

 

Читает подготовленный ученик (Стихотворение Озерова «Двадцатые»)

 

Листва закипает, как наши двадцатые,
Когда Маяковский с Асеевым в дружестве
Писали стихи о любви и о мужестве,
Неугомонные и угловатые;
Когда Пастернак в бормотанье восторженном,
Стремительном, миротворяще - встревоженном,
Слагал свои строки и тут же выбрасывал,
Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым;
Когда над Есениным рдяными красками
Пылали все зори рязанские истово,

И Хлебников числа свои перелистывал
И впроголодь пел, детворою обласканный.
Листва закипает, как годы начальные,
Уже отдаленные дымкой забвения,
И новые к жизни идут поколения,
Но листья кипят, будто годы те дальные,
Те годы начальные, годы двадцатые:
Мы нищие были, мы были богатые.

 

Можно сказать, что в своих стихах поэты Серебряного века выразили и безумие тех лет, и надежду на светлое будущее, на нас – потомков. Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства

 

Рефлексия

Учащиеся составляют свой портрет Серебряного века, опираясь на знания, полученные на уроке

Пришло время подводить итоги. Я предлагаю вам продолжить предложения, представленные на слайде, и таким образом составить свой собственный портрет Серебряного века.

На этом уроке

 я увидел…

я услышал…

я почувствовал/пережил…

мне запомнилось/понравилось…

Домашнее задание

Ответить на вопрос: « Как достижения Серебряного века отразились в современной культуре? Как они повлияли на нее?»

С использованием программы Publisher  подготовить буклет: «Поэты Серебряного века»

 

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://www.family-history.ru/material/biography/mesto/mergip/muruzi/

 

http://fotki.yandex.ru/users/erosolga/view/333770/

http://www.bibliofika.ru/index.php?col_id=3&col_tp=i

 

http://www.silverage.ru/obed/blue_rose.html

http://slova.org.ru/n/futurizm/

 

http://www.artsait.ru/

http://www.el-history.ru/node/547

http://vkontakte.ru/video69411853_161528738

http://vkontakte.ru/video69411853_161528711

http://vkontakte.ru/video69411853_161528695

http://vkontakte.ru/video69411853_161528689

http://vkontakte.ru/video69411853_161528719

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование мультимедиа позволяет погрузиться в атмосферу Серебряного века, почувствовать ход времени, помогает глубже проникнуть в творчество писателей; усиливает мотивацию, активизирует деятельность учащихся

 

 

Категория: Интегрированные уроки | Добавил: Anel-ja
Просмотров: 1379 | Загрузок: 532 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Наталья_Рожкова  
Здравствуйте!
Ваша работа прошла техническую проверку и к участию в Фестивале допущена.
С уважением, Рожкова Наталья Ивановна, заместитель руководителя Гуманитарного направления конкурса.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]