Организационная информация
|
Тема урока
|
Духовная жизнь России
|
Предмет
|
Литература/история
|
Класс
|
9
|
Автор/ы урока (ФИО, должность)
|
Сергеенко Елена Геннадьевна
(учитель литературы), Веревка Людмила Анатольевна (учитель истории)
|
Образовательное учреждение
|
МОБУ СОШ №11
|
Федеральный округ России (или
страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
|
Южный федеральный округ
|
Республика/край
|
Ростовская область
|
Город/поселение
|
Таганрог
|
Методическая информация
|
Тип урока (мероприятия,
занятия)
|
Интегрированный ;
комбинированный с использованием ИКТ
|
Цели урока (мероприятия,
занятия)
(образовательные, развивающие,
воспитательные)
|
Обучающая цель урока:
формировать умение работать с различными источниками информации
Развивающая цель: развитие
речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся,
установить связь между духовным миром человека и жизнью страны;
Воспитательная цель:
формировать ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей,
воспитание эстетического вкуса
|
Задачи урока (мероприятия,
занятия)
|
Актуализировать прежние знания,
умения и навыки, связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые
понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта
деятельности с целью формирования у них новых умений и навыков, нового опыта
познавательной деятельности
|
Используемые
педагогические технологии, методы и
приемы
|
|
Время реализации урока
(мероприятия, занятия)
|
90 минут (2 урока)
|
Знания, умения, навыки и
качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
(мероприятия, занятия)
|
Выразительно читать
стихотворения, воспринимать худ.чтение стихотворений, сравнивать
произведения, соотносить литературный и исторический процесс, анализировать
произведения, работать с литературными
статьями
|
Необходимое оборудование и
материалы
|
Компьютер, проектор, экран
|
Дидактическое
обеспечение урока (мероприятия, занятия)
|
Учебники по литературе и
истории, статьи о модернистских течениях, шаблоны таблиц для сравнительного
анализа
|
Список учебной
и дополнительной литературы
|
Учебник «История России ХХ век» под ред.
Данилова и учебник по литературе под
редакцией Курдюмовой, хрестоматия «Русская литература ХХ века» сост.А.В.
Баранников и др. или статьи о литературных движениях и поэтических школах
|
Ход и содержание урока (мероприятия,
занятия),
деятельность учителя и учеников.
|
Мотивация учащихся
|
Этой цели служат слова Блока,
взятые эпиграфом к уроку
|
Подробное описание всех этапов
урока (мероприятия, занятия). Количество
недостающих строк добавляет автор.
|
|
Вступление (Вступительное слово
учителя об исторической обстановке на рубеже 19-20 веков)
|
1.Вступительное
слово учителя.
Вступая в 20 век, Россия менялась. Менялся и
мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их
натиском рушились старые традиционные ценности Представления о добре и зле,
истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предшествующие
поколения, казались несостоятельными и требовали пересмотра.
Философия, наука, литература, искусство
искали ответы на не имевшие очевидных решений вопросы.
Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды
творческой деятельности, породил
выдающиеся художественные произведения
и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл
блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры,
науки и техники.
|
Мотивация Эпиграф урока и тема
|
Слайд 2
О, я хочу безумно жить: Всё сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить! Это стихотворение Блока можно назвать лирическим манифестом поэта, его творческой программой. Я думаю, что каждому из нас стоит внимательно присмотреться к манифесту Блока и задуматься над своей жизненной программой. Сегодня мы с вами пройдем дорогами тех, кто был близок Блоку духовно. И поговорим о том времени, которое подарило нам этих замечательных людей. Тема нашего урока: «Духовная жизнь Серебряного века»
|
Целеполагание
|
Цель нашей встречи:
ü
- показать масштабы и значимость культурного
наследия Серебряного века;
ü
- познакомиться с литературными течениями
начала 20 века;
ü
- дать характеристику поэтики и мировоззрения
ярких представителей Серебряного века.
|
Актуализация знаний. Сравнение
стихотворений Пушкина и Ахматовой
|
Слайд
4
- Чтобы разораться в том, что
кроется за понятием Серебряный век, давайте вспомним век Золотой. Ведь без
него не было бы и Серебряного. Сравним два стихотворения «золотого» и
«серебряного» века. «Вакхическая песня» А.С.Пушкина и «Последний тост» А.А.Ахматовой
(чтение наизусть стихотворений
учащимися).
Какой теме посвящены эти стихи? Какое настроение создаётся у нас при их восприятии?
Как вы думаете, чем вызвана такая разница в возникающих после прочтения
настроениях?
Если поэзия «золотого» века передаёт ощущение
полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия
Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и
душевную усталость.
|
Беседа по теме урока.
Соотнесение литературного и исторического процесса; модернизм и общественно –
политическая жизнь страны
|
Перемены в
общественно – политической жизни страны не могли не сказаться и на
литературной жизни. Часть интеллигенции была охвачена настроениями
общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило
распространение декадентство. Декадентство (франц. decadence, от позднелат.
decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной
культуры конца 19 — начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности,
неприятия жизни, индивидуализмом. Возникает
новое литературное направление «модернизм». Модернизм (фр. Moderne-новейший, современный) - художественно-эстетическая система,
сложившаяся в начале 20 века, воплотившаяся
в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений. Ряд черт
декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства,
которые объединяются термином модернизм
|
Рассказ о Серебряном веке
а) литературные салоны
б) поэтические вечера
в) журналы и альманахи
г) музыка и живопись
Сообщения учащихся, комментарий
учителя
|
Так что же такое Серебряный век? Каковы же
отличительные черты Серебряного века?
Слайд 5 (Серебряный век)
Первая особенность, отличительная черта
Серебряного века – множество новых ярких творческих индивидуальностей Слайд (Звезды)
возвращаемся к слайду (Серебряный век)
Вторая особенность Серебряного века – это
бурная литературная жизнь. А отсюда большое количество литературных салонов и
кафе.
Открываем
гиперссылку Литературные салоны (сообщение ученика) слайд ( Дом Мурузи и арт-
кафе «Бродячая собака» см. заметки к слайду) возвращаемся к слайду(Серебряный
век)
В литературных
салонах часто проходили поэтические вечера. На этих вечерах не только читали
стихи, но и пели романсы.
Открываем
гиперссылку (Поэтические вечера см. заметки к слайду)
Афишу одного такого
вечера поэтов вы сейчас видите. Выдающийся русский композитор Сергей
Прокофьев с большим интересом относился к творчеству Анны Ахматовой, начиная
с первых ее публикаций.
В 1916 году он написал цикл романсов под опусом 27, для которых выбрал ранние
стихи из ее первых сборников «Вечер» 1912 и «Четки» 1914 гг. : «Солнце
комнату наполнило» (авторское название «8 ноября 1913 года») и «Настоящую
нежность» – из «Четок» (1913), «Память о солнце» – из «Вечера» (1911),
«Здравствуй!» – из «Четок» (1913) и «Сероглазый король» – из «Вечера» (декабрь
1910 года). Цикл быстро завоевал признание как подлинный лирический шедевр,
покоряющий чистотой и силой чувства.
Слайд С.Прокофьев
Критики называли
Прокофьева "музыкальным футуристом" за новизну его произведений.
"Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни
всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу
подражание, я ненавижу избитые приемы...", - говорил Прокофьев.
Сейчас мы с вами
услышим «Танец рыцарей» Сергея Прокофьева. Вслушайтесь! Сколько силы, стремительности
и поэтичности в этой музыке
Слайд Журналы
Немало в печати появилось новых журналов. Прислушайтесь
к их названиям.
|
Поисково – исследовательская работа в группах
по текстам.
Модернистские течения. Учащиеся работают со
статьями о модернистских течениях, обсуждают отобранную информацию и готовят
выступление.
|
Декадентство - явление в культуре XIX-XX вв.,
отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных
переживаний. Многие мотивы этого направления стали достоянием ряда
художественных течений модернизма, возникших на рубеже XX в.
Слайд «Серебряный
век». Открываем ссылку «Модернистские течения»
5.Поисково –
исследовательская работа в группах по текстам.
Учащиеся работают с предложенными
статьями о модернистских движениях, обсуждают отобранную информацию и готовят
выступление.
1 группа
ü
Сформулируйте определение символизма
ü
Назовите основные темы символизма
ü
Назовите представителей этого течения
2 группа
ü
Дайте определение литературному направлению
ü
Назовите представителей этого литературного
течения
ü
Какие принципы акмеизма можете назвать?
3 группа
ü
Дайте определение этому литературному
направлению
ü
Назовите его основные черты
ü
Назовите представителей футуризма
4 группа
ü
Дайте определение этому литературному
направлению
ü
Назовите представителей имажинизма
ü
Сформулируйте его основные черты
|
Представление результатов поисково – исследовательской
работы в группах.
|
Слайд Выступление
учащихся.
После каждого выступления учитель дополняет информацию
учащихся дополнительной информацией и демонстрирует наглядный материал через
гиперссылки
|
Работа в тетрадях.
|
Задание 1
-запишите схему в тетрадь
(слайд №7)
Задание 2
-заполните таблицу по мере прослушивания выступлений учеников.
Сравнительная
таблица
модернистских
течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления
|
1.Отношение
к миру
|
2.Роль поэта
|
3.Отношение
к слову
|
4.Особенности
формы
|
Слайд о символистах
Выступление 1 группы. Чтение наизусть
стихотворения Брюсова «Поэту» Просмотр видеоролика (Стихотворение Блока
«Девушка пела в церковном хоре» читает В. Машков) Работа с таблицей
Слайд об акмеистах
Выступление 2 группы. Чтение наизусть
стихотворения Ахматовой «Сероглазый король» Просмотр видеоролика
(Стихотворение Ахматовой «О, жизнь без завтрашнего дня»).Заполнение таблицы.
Слайд о футуристах
Выступление 3 группы. Чтение наизусть стихотворения» Послушайте!» Просмотр
видеоролика. (Стихотворение Северянина «Маленькая элегия»)
|
Подведение итогов
|
Представление и
обсуждение информации, записанной в таблице.
Сравните свои результаты
с результатами, представленными на слайде
|
|
|
Заключительное слово учителя
|
Новая литература громко заявила
о себе. Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование,
столкновения друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей -
всё стало знаком времени.
.
Слайд
(Озеров «Двадцатые»)
Читает подготовленный ученик (Стихотворение Озерова
«Двадцатые»)
Листва закипает, как наши двадцатые,
Когда Маяковский с Асеевым в дружестве
Писали стихи о любви и о мужестве,
Неугомонные и угловатые;
Когда Пастернак в бормотанье восторженном,
Стремительном, миротворяще - встревоженном,
Слагал свои строки и тут же выбрасывал,
Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым;
Когда над Есениным рдяными красками
Пылали все зори рязанские истово,
И Хлебников числа свои перелистывал
И впроголодь пел, детворою обласканный.
Листва закипает, как годы начальные,
Уже отдаленные дымкой забвения,
И новые к жизни идут поколения,
Но листья кипят, будто годы те дальные,
Те годы начальные, годы двадцатые:
Мы нищие были, мы были богатые.
Можно сказать, что в своих стихах поэты Серебряного века
выразили и безумие тех лет, и надежду на светлое будущее, на нас – потомков.
Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую
культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства
|
Рефлексия
Учащиеся составляют свой
портрет Серебряного века, опираясь на знания, полученные на уроке
|
Пришло время подводить итоги. Я
предлагаю вам продолжить предложения, представленные на слайде, и таким
образом составить свой собственный портрет Серебряного века.
На этом уроке
я увидел…
я услышал…
я почувствовал/пережил…
мне запомнилось/понравилось…
|
Домашнее задание
|
Ответить на вопрос: « Как
достижения Серебряного века отразились в современной культуре? Как они
повлияли на нее?»
С
использованием программы Publisher подготовить буклет: «Поэты Серебряного века»
|
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
|
http://www.family-history.ru/material/biography/mesto/mergip/muruzi/
http://fotki.yandex.ru/users/erosolga/view/333770/
http://www.bibliofika.ru/index.php?col_id=3&col_tp=i
http://www.silverage.ru/obed/blue_rose.html
http://slova.org.ru/n/futurizm/
http://www.artsait.ru/
http://www.el-history.ru/node/547
http://vkontakte.ru/video69411853_161528738
http://vkontakte.ru/video69411853_161528711
http://vkontakte.ru/video69411853_161528695
http://vkontakte.ru/video69411853_161528689
http://vkontakte.ru/video69411853_161528719
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с
использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
|
Использование мультимедиа позволяет погрузиться в
атмосферу Серебряного века, почувствовать ход времени, помогает глубже
проникнуть в творчество писателей; усиливает мотивацию, активизирует
деятельность учащихся
|
|
|
|