Организационная информация Тема урока Нравственные идеалы Предмет Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Светская этика» Класс 5 Автор/ы урока (ФИО, должность) Никитина Наталья Андреевна, учитель Образовательное учреждение МОУ СОШ № 22 Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) Сибирский Республика/край Красноярский край Город/поселение Красноярск Методическая информация Тип урока изучение нового материала Цели урока Создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах.
Задачи урока • в области ценностей – подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов; • в области опыта - формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор; • в области знаний – сформировать представления о нравственных идеалах; • в области умений и навыков - формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока • навыки поисково-исследовательской деятельности • умение вести диалог, • умение работать в группах • актуализация знаний по темам «Нравственный поступок», «Добро и зло» и др. • актуализация личного опыта по данным темам Необходимое оборудование и материалы Учебное пособие «Основы светской этики», компьютеры с выходом в Интернет, проектор, иллюстрации по теме, Подробный конспект урока Мотивация учащихся На уроках мы много говорили о качествах, присущих человеку. Почему одним людям присущи такие качества, а другим – другие? Влияют ли внутренние качества человека на его поступки? Как и почему? На все эти вопросы нам предстоит ответить в ходе нашей работы. Вы сегодня – исследователи. Работать нам предстоит в группахЗадания для групп: - Ребята, каждой группе предстоит исследовать одно направление: «Богатыри», «Рыцари» или «джентльмены и леди». Для этого у каждой группы есть возможность использования компьютера для просмотра презентации, выхода в Интернет и сбора информации. Ваша задача, в тексте учебного пособия § 24 – 25, в презентации найти и выделить качества, которыми обладал персонаж. Из набора иллюстраций выбрать те, которые подходят вашей группе. Проанализировать какие атрибуты есть у данного персонажа по иллюстрациям. Подготовить выступление: инсценирование, компьютерную презентацию или устный доклад. Ход и содержание урока Урок № 1 1. Организационный момент. Класс предварительно делиться на группы, и начинаем урок уже, когда учащиеся сидят по группам. 2. Мотивация – 5 мин. 3. Работа в группах – 35 мин. 4. Завершение первого этапа работы, консультации учителя – 10 мин. Урок № 2 1. Выступления групп – 35 мин. 2. Заполнение таблицы ведется после каждого выступления групп. Беседа по таблице и вопросам учителя. • Что общего мы видим в качествах наших персонажей? • Как можно назвать все эти качества? Идеальные качества • Какие поступки они совершали? • Ради чего или кого совершали они эти поступки? • Можно ли эти поступки назвать НРАВСТВЕННЫМИ? • Какие качества богатырей, рыцарей и джентльменов помогали совершать НРАВСТВЕННЫЕ поступки? • В одно время на земле жили рыцари, богатыри и джентльмены? • Как вы думаете, зависят ли нравственные идеалы от эпохи, в которую люди живут? • Вспомните какие нравственные идеалы были в Древней Руси, в Средние века, в 19 веке? • Как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слова «богатырь», «джентльмен», «рыцарь»? • Какие идеальные качества сохранились в современных мужчинах? А какие нет? • Возвращаемся к заполнению таблицы. Появляется графа «Современный человек» После заполнения графы «Современный человек» следует домашнее задание.
Проверка и оценивание ЗУНКов Учитель выступает в роли наблюдателя и помощника-консультанта. Курс ОРКиСЭ не предусматривает оценивание отметками в журнале. ЗУНы учащихся имеющиеся и приобретенные на уроках ОРКиСЭ проявятся в ходе их групповой и творческой работы. Рефлексия деятельности на уроке Рефлексия предусмотрена в конце каждого урока в виде подведения промежуточных итогов, обращения к внутреннему состоянию детей: «Понравилось ли вам на уроке? Домашнее задание Подобрать среди современников примеры людей, которых можно назвать современными богатырями, рыцарями, джентльменами и леди.
Дополнительная необходимая информация Необходимо проведение сдвоенного урока. Но если такой возможности нет, то подготовка творческого задания (выступления) может стать домашним заданием после урока № 1. В помощь учителю Использованные источники и литература (если имеются) Учебное пособие «Основы светской этики» Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить На 1 уроке учащиеся будут пользоваться презентациями, подготовленными учителем. Использование презентаций в данном случае удобнее, т.к. учитель готовит их целенаправленно и учащимся понятнее и легче становиться задача, которую надо выполнить. Возможности Интернета нужны для работы с информацией из словарей, историческими фактами, текстами былин, иллюстрациями. Это значительно сокращает время для подготовки учащихся и увеличивает интерес к деятельности. Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Урок № 3 начинается с проверки домашнего задания и переходит в беседу о современных нам нравственных идеалах. Другое