Среда, 22.11.2017, 19:38
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

Урок по теме "Общение"
[ · Скачать удаленно (739 кБ) ]
19.11.2012, 14:41
Цели урока: познакомить обучающихся с задачами курса «Деловая культура», раскрыть значение общения, рассмотреть структуру и средства общения, приемы невербальной коммуникации, сформировать навыки интерпретации невербальных сигналов в общении. Обучающая: - познакомить учащихся с понятием общение, вербальная, невербальная коммуникация; - изучить характерные особенности межэтнического общения; - углубить навыки понимания невербальных средств общения. Развивающая: - развивать общую активность человека по взаимодействию с окружающими людьми; - уметь анализировать свое поведение и поведение собеседника; - развивать в себе качества коммуникабельного человека. Воспитывающая: - воспитывать положительное отношение к межличностному контакту; - правильно использовать межличностное пространство; - нивелировать отрицательные стороны своего поведения в общении; - дать обучающимся возможность осмыслить свое отношение к речевым средствам общения. Тип урока: урок – лекция. Урок применения знаний, умений и навыков в теории и на практике. Метод: Познавательный. Межпредметные связи: а) культурология, б) социология; в) социальная психология; Комплексно-методическое обеспечение: тематическая папка, рисунки с изображением невербальных жестов, тесты по общению, ситуации. Литература при подготовке к уроку: 1. Р.С. Немов. «Психология», 2003г. 2. В.А. Крутецкий. «Психология», 1986г. 3. Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусова. «Психология для старшеклассников» (2 части), 2002г. 4. Рефераты к теме 5. Н.Д. Творогова. «Практикум по психологии». МИА, М., 1997г. 6. Г.М. Шеламова. «Деловая культура и психология общения». АCADEMA. М., 2005г. 7. Е.И. Рогов. «Психология общения».ВЛАДОС. М., 2003г. 8. М. Кипнис. «Тренинг межкультурных отношений». Часть I. М., 2006г. ХОД УРОКА №Этапы уроковПреподавательОбучающиеся
1 урок 2 урок 3. 4. 5. 6. Изучение нового материала Закрепление пройденного материала Рефлексия Подведение итогов Домашнее задание Здравствуйте. Сегодня на уроке вы изучите одну из основных тем курса «Общение». Наш урок хочу начать эпиграфом азербайджанского поэта и мыслителя: Слово, идущее от сердца, проникает в сердце. Г. Низами (ок. 1141 – ок. 1209 Знание этой темы очень важно, так как вы это будите применять в своей практике, на работе, повседневной жизни. Сегодня на уроке вы изучите такие основные понятия темы как: Общение, общительность, коммуникабельность, коммуникация, коммуникативные барьеры, коммуникатор, , вербальное общение, формальное общение, неформальное общение, интеракция, сотрудничество, противодействие, компромисс, уступчивость, избегание, перцепция. Общение – одна их важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Общение является органической потребностью человека. Он может мыслить только при условии общения с внешним миром. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло. Общение теснейшим образом связано со всеми сторонами человеческого сознания. Общение – могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируются воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Общение – это сложный процесс, представляющий собой взаимодействие двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, а так же процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга. Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Только благодаря сотрудничеству с другими людьми человек приобретает новые идеи. Без общения человек заболевает странной болезнью, которую можно обозначить как «сенсорный голод» - дефицит впечатлений, информации, эмоций. Происходит так потому, что человек испытывает потребность в общении так же, как в еде или движении. Определение общения - сложный процесс взаимоотношения между людьми, заключающейся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Подумайте, чем общение отличатся от деятельности? Что является главным отличием? Отличия общения от деятельности сводятся к следующему. Деятельность представляет собой форму активности человека, направленную на взаимодействие человека с неодушевленным миром, то есть с миром материальных предметов и явлений. Общение направлено на взаимодействие с живыми существами (человек может общаться не только с людьми, но и с животными). Деятельность носит односторонний характер. В ней человек воздействует на вещи и явления, и если они оказывают обратное воздействие на него, то эти два воздействия не равнозначны. Основную, активную роль в деятельности играет человек, а не вещь, явление или предмет, на который он воздействует. Поэтому взаимодействующие стороны в деятельности обозначаются как субъект и объект. В общении можно выделить ряд аспектов: 1) содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому; 2) цель – отвечает на вопрос: ради чего человек вступает в акт общения? 3) средство общения – способы кодирования передачи расшифровки информации, которая передается с помощью органов чувств, знаковых систем, письменности, средств записи и хранения информации. Классификация общения. Непосредственное общение - является исторически первой формой общения людей друг с другом; оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и др.). Опосредованное общение – связанное с использование специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией. Прямое общение – это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты – мне, я – тебе». Косвенное общение – предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация. Межличностное общение – связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опята деятельности, сопереживания и понимания. Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.). Функции общения в жизни человека. 1.Организация совместной деятельности. 2.Управление поведением и деятельностью. 3.Обеспечение психологического комфорта личности. 4.Удовлетворение потребности в общении. 5.Функция самоутверждения. Виды общения: 1)вербальное (словесное) общение; 2)невербальное (бессловесное) общение. 1) Вербальное общение. В качестве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает речь. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь делиться на устную и письменную. Устная речь в свою очередь – на диалогическую и монологическую (устный рассказ, лекция, доклад). Письменная речь может быть: - непосредственной (обмен записками на совещании, на лекции); - отсроченной (обмен письмами). При подготовке, как устной, так и письменной речи, человек «проговаривает» слова про себя. Это и есть внутренняя речь. К своеобразной форме вербальной коммуникации относится тактильная речь. Это речь с помощью ручной азбуки, используемая при общении глухонемых людей между собой. Вопросы группе по окончанию доклада: 1.Какую речь вы знаете?( внешняя речь, устная речь, письменная речь, внутренняя речь) 2.Привидите примеры внутренней речи? 3.Какую вы знаете форму вербальной коммуникации? ( тактильная речь) По окончанию доклада обучающие слайд № 9 записывают в тетрадь. В науке принято разделять людей на экстравертов и интровертов. С каждым типом необходим свой стиль общения. Экстраверты – люди, которые испытывают большую потребность в общении. Они коммуникабельны. Умеют радоваться своим успехам и успехам окружающих. Сами говорят много, откровенно, без двойного смысла. У таких людей множество контактов в различных социальных сферах. Часто они становятся лидерами в коллективе, в компании. Интроверты – люди, которым общаться иногда тяжело. Часто даже близкие не могут предположить, что они чувствуют. На контакт такие люди идут неохотно и обсуждают свое состояние только изредка, в большинстве случаев они переживают все в себе. Такое положение вещей не располагает к искренности, поэтому интроверты остаются без друзей, в одиночестве. Отличительные особенности записывают в тетрадь. Если вы экстраверт, то не заставляйте окружающих вас людей выслушивать длинные монологи. Больше старайтесь слушать своих близких, дайте им возможность раскрыться и рассказать о своих переживаниях. Ваши беседы не должны быть поверхностными, избегайте болтовни. Если вы интроверт, то старайтесь контактировать со многими людьми, даже если для вас крайне тяжело общаться. Желательно, чтобы это были люди разных возрастов. Специально готовьте себя к тому, что вам будет необходимо вести беседу. Пользуйтесь советами психологов. Верьте в себя. Невербальное общение обеспечивают: - разговорная дистанция – расстояние между собеседниками и их расположение по отношению друг к другу (интимная зона – 15-46 см., личная зона – 46-120 см., социальная зона – 1,2 – 3,6 м., общественная зона – более 3,6 м.).\ - интимная зона (от 15 до 45 см.). Из всех зон это самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. Разрешатся проникнуть в эту зону только лишь тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники. В этой зоне можно выделить как бы еще одну подзону радиусом 15 см., в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. По сути дела это уже зона прикосновения к другому человеку. Позволяется прикасаться очень немногим. Поэтому ее называют сверхинтимной зоной. - личная зона (от 45 до 120 см.). Данное расстояние используется при обыденном общении со знакомыми людьми. Вспомните, на каком расстоянии вы располагаетесь, когда приходите в гости к своим соседям. Эта дистанция обычно разделяет нас, когда мы находимся на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках. - социальная зона (от 120 до 400 см.). На таком расстоянии мы общаемся при официальных встречах с посторонними людьми. Каждого из нас не раз вызывали в школе к доске. Как далеко от учителя вы останавливались? Так же мы встречаем водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе. То есть такое расстояние принято при общении с людьми, которых мы не очень хорошо знаем. - общественная, или публичная, зона (более 4 м). При общении с большими группами людей и лектору, и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении друг от друга. Вспомните устройство арены в цирке, сцены в театре, амвона в церкви – в каждом случае учитывается необходимость общения с большой аудиторией. Нарушение этой дистанции может вызвать разные последствия. Если клоун в цирке перелезает через барьер и присаживается к кому-нибудь на колени – это вызывает смех, а если учитель покидает свое место и приближается к ученику, то это воспринимается как угроза. - положение по вертикали – чаще отражает социальный статус (начальник стремиться занять возвышенное положение). - горизонтальное расположение – люди за круглым столом непроизвольно доброжелательны. - поза – расположение тела по отношению к собеседнику. Раскрепощенная поза более свойственна человеку, занимающему главенствующее положение. Копирование позы говорящего свидетельствует о согласии и подчинении (осанка, посадка головы). - жесты – движения, сопровождающие речь. - взгляд – кратковременное или продолжительное заглядывание в глаза друг другу. Люди, не чувствующие во взгляде собеседника признаков заинтересованности, испытывают дискомфорт. - мимика – дает информацию об эмоциональном состоянии индивида (выражение глаз, лица). - прикосновения – отражают различные формы чувств, желаний (одобрительное похлопывание, успокаивающее желание, поджатия, объятия, поцелуй). - запахи – естественные и искусственные запахи человека. - кожные реакции – покраснение, бледность, потоотделение. - смех, плач, кашель, хлопанье. В реальной жизни вербальное и невербальное общение составляют две стороны одного процесса, но в определенных ситуациях может иметь место акцент на ту или иную сторону. Как вы понимаете, что такое самовыражение? Вопрос обучающимся из слайда №11. Самовыражение - это отреагирование вовне своих внутренних чувств, убеждений. По окончанию доклада слайд № 11 записывают в тетрадь. Важная цель и итог общения – удовлетворение своих биологических, социальных и духовных потребностей. Вы в этом убедились. 2. ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ. 1) Коммуникация – это обмен информацией между двумя и большим количеством людей. Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем. Общаясь, люди используют язык как один из важнейших средств общения. После того, как я проговорила, записывают в тетрадь 1 функцию. Существует такое понятие, как коммуникативные барьеры. Это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению: - феноматическое непонимание – невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка; - сематические барьеры – различия в значениях; - стилистический барьер – экспрессивный стиль; - логический барьер – разные представления о существующей основе суждения; - социокультурные различия – социальные, политические, религиозные, профессиональные; - барьеры отношения – неприязнь, недоверие к партнеру; - поведенческие - гиперактивность, подозрительность, чрезмерная пассивность; - эмоциональные переживания. 2)Интеракция – воздействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности и обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. В процессе интеракции выделяют следующие стратегии поведения: - сотрудничество – направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (кооперация); - противодействие – предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (конкуренция); - компромисс – реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства; - уступчивость – предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм); - избегание – представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (индивидуализм). После того, как я проговорила, записывают в тетрадь 2 функцию. 3) Перцепция – предполагает восприятие и понимание обущающихся. Среди основных функций перцепции выделяют: - познание себя; - познание партнера по общению; - организацию совместной деятельности на основе взаимопонимания; - усвоение эмоциональных отношений. После того, как я проговорила, записывают в тетрадь 3 функцию. Сегодня на уроке вы изучили такие понятия как: Общение, общительность, коммуникабельность, коммуникация, коммуникативные барьеры, коммуникатор, вербальное общение, формальное общение, неформальное общение. Задаю вопросы по определениям. Очень важно воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, тот ничего не поймет и ни в чем из сообщенного ему не разберется. Есть такое высказывание – когда встречаются два человека, то сталкиваются как минимум 6 феноменов: то, что я думаю о вас, и то, что вы думаете о себе; то, что я думаю о самом себе, и то, что вы думаете обо мне; то, что я думаю, что вы думаете обо мне, и то, что вы думаете, что я думаю о вас. И все это может быть весьма далеким от того, что есть на самом деле. Тестовое задание. Задание у каждого на парте. Проверка теста В заключении хочу, что бы вы прочитали и запомнили правила успешного общения. Их 10. Помните эти правила и применяйте их на практике!!! Для подведения итога урока я хочу предложить вам воспользоваться следующим упражнением «Плюс-минус - интересно». Для письменного выполнения вам предлагается заполнить таблицу, состоящую из трех граф. В графу «П» - «плюс» вы запишите все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» вы запишите все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» вы запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме. Оценки за урок. Выучить конспект. СПАСИБО ЗА УРОК СЛАЙД №20 Слушают Слайд № 2 Слайд № 3 Слушают Записывают определение общения в тетрадь Слайд № 4 Слушают Слушают Смотрят слайд № 5 Слайд № 6 Думают, отвечают Записывают в тетрадь Слайд 7 Записывают в тетрадь Слайд 7 Записывают в тетрадь Слайд 7 Записывают в тетрадь Слайд 7 Записывают в тетрадь Слайд 7 Записывают в тетрадь Слайд 7 Слайд № 8 Доклад обучающийся о вербальном общении 5мин Отвечают на вопросы преподавателя Слайд № 9 в тетрадь Слушают Слушают Слайд № 10 в тетрадь Доклад, обучающийся о невербальном общении 5мин Слайд № 11 в тетрадь Записывают в тетрадь 1 функцию. Слайд № 12 Слушают Записывают в тетрадь 2 функцию. Слайд № 12 Записывают в тетрадь 3 функцию. Слайд № 12 Вспоминают, отвечают Слушают. 5 мин выполняют на листочке. Слайд № 13-14ставят оценки. Сдают. Слайд № 15 Слайд 16,17,18 Выполняют на листочке. Сдают мне. Время 5 мин. Слайд «№ 19
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: irinanel
Просмотров: 1888 | Загрузок: 300 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]