1. Название конкурса: «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».
2. Тип урока: по основной дидактической цели - вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол»); тип урока по основному способу проведения - сочетание различных форм занятий; тип урока по форме проведения – интегрированный урок (русский языка, литературы).
3. Цели урока: - развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся. - обобщить и расширить изученные ранее знания по теме "Глагол». - воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
4. Задачи урока: - развивать умение давать самооценку своей деятельности, - самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе. - повторить материал по темам: «Фразеологический оборот», «Знаки препинания в простом, сложном предложении и предложении с прямой речью». - воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения. - воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку и литературе.
5. Краткое описание хода урока: I. Вступление. Настрой на работу. Знакомимся с Р.Распэ и его персонажем - бароном Мюнхгаузеном (фрагмент из мультфильма «Чудесный остров»+ презентация). Узнаем, что у книжного героя есть прототип – реальный барон фон Мюнхгаузен. Находим в словаре значение слова «прототип». (слайды 2-5) II. Актуализация знаний. Работаем с иллюстрациями некоторых историй Мюнхгаузена. (слайды 6,7) Определяем тему сегодняшнего урока. III. Целеполагание. Учащиеся самостоятельно ставят перед собой цели урока. IV. Изучение нового материала. Соотносим глаголы с теми явлениями, которые они обозначают (слайд 8,9) Вспоминаем, что такое глагол, как часть речи, читаем правило § 57 учебника. V. Закрепление. Физминутка. Соотносим наши действия во время физминутки с теми явлениями, которые обозначают глаголы. VI. Беседа. Вспоминаем значение фразеологизма «водить за нос», находим к нему синонимы. Учащимся задается вопрос, на который они должны дать ответ в конце урока: «Хорошо ли это – обманывать. Почему Мюнхгаузен, который постоянно обманывал, такой популярный персонаж, ведь ему поставлены памятники, о нем сняты мультфильмы, художественные фильмы, написаны книги» VII. Групповая работа. Учащиеся, которые заранее поделены на 4 группы, работают с одинаковым текстом (Р.Распэ «Искры из глаз»), но выполняют разные задания. Каждая группа имеет возможность оценить правильность выполнения задания другой группой (слайды 10-16) VIII. Рефлексия. Учащиеся в листке «Цель» отмечают, к чему же они пришли в конце урока и сравнивают это с тем, чего они хотели достичь в начале. Листы «Цель» учитель собирает, чтобы проанализировать урок с точки зрения достигнутых учениками результатов. Оценивание детей. IX. Домашнее задание. Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности). (слайд 17) Звучит песенка Мюнхгаузена из мультфильма «Между крокодилом и львом»
6. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/и др. ученики в ходе урока: Знать: - что обозначает глагол; на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является. - знаки препинания в простом, сложном предложении и при прямой речи. Уметь: - находить в тексте фразеологические обороты, составлять с ними предложения; - работать со словарем; - соотносить действия с теми явлениями, которые обозначает глагол. Навык работы в группе, концентрировать внимание, объективно оценивать себя и одноклассников/