Тема: Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII в.
Цель урока: показать подвиг народа (народного ополчения) во имя спасения Отечества от чужеземных захватчиков с целью формирования чувства патриотизма. Задачи: уяснить, что интервенция польских и шведских феодалов угрожала Российскому государству потерей независимости, поставила страну на грань катастрофы; сравнить деятельность Первого и Второго ополчения; определить причины поражения Первого.
План. 1. Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией. Внутриполитическая ситуация в России. 2. Первое и Второе ополчения. 3. Земский собор 1613 г. Избрание Михаила Романова на царство.
Вступительное слово учителя. Постановка проблемного вопроса: Закончилась ли гражданская война в России с разгромом армии Ивана Болотникова? Докажите свою точку зрения. Учитель обобщает ответы учащихся. После падения города Тулы закончилось восстание под руководством Ивана Болотникова, но гражданская война в России не прекратилась, а перешла в другую стадию, осложненную иностранным вмешательством. Прочитайте стихотворение Н. Кончаловской о памятнике Минину и Пожарскому, который стоит на Красной площади в Москве (лучше, если кто – нибудь из учеников прочтет наизусть). (слайды 1 и 2) Не забудет наш народ доблесть русских воевод Добрый памятник поставлен Двум героям всей страной В знак того, что был избавлен От бесчестья край родной. Он отмечен годом, днём, И начертано на нём: «Гражданину Минину И князю Пожарскому — Благодарная Россия». Видишь, витязи какие, Сыновья родной земли За неё бои вели. На гранитном пьедестале Перед площадью они Много, много раз встречали Знаменательные дни. Молча витязи гордились, Что столица их росла, На глазах у них творились Величайшие дела. От сверженья власти царской Пять десятков лет подряд Смотрят Минин и Пожарский На торжественный парад. Указав рукой литою На величественный вид И на племя молодое, Минин словно говорит: «Полюбуйся ныне, княже, На страны родной дела. Не могли мы думать даже, Чтобы Русь такой была! Подивись-ка их военной Силе необыкновенной, И послушай эти песни, И на лица погляди… Их дела ещё чудесней Ожидают впереди!» Еще одна легендарная личность, которая вошла в историю России – крестьянин Иван Сусанин. Слышали ли вы это имя? Послушайте о его подвиге. Согласно легенде, во время нашествия поляков на Россию зимой 1612 года отряд войск Речи Посполитой шел на помощь своему воеводе Буркевичу. Заблудились. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин. Но вместо этого завел их в болото, где был ими замучен за отказ указать верный путь. Подвиг Ивана Сусанина не был забыт. Иван Сусанин изображён на памятнике Михаила Микешина «Тысячелетие России» в Новгороде (1862). Воздвигнут памятник в его честь в Костроме. Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», в которой показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству. Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земле! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой своей не погубит. Кто русский по сердцу, тот бодро и смело И радостно гибнет за правое дело! На севере Москвы есть улица Ивана Сусанина. Прослушайте песню Сергея Трофимова «Кем были для России?» Стихи и песня необходимы, чтобы настроить ребят на восприятие темы.
И Дмитрия Пожарского и Кузьму Минина, и Ивана Сусанина народ считает героями. Вы согласны с подобной оценкой их деятельности? Почему их считают героями? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
1. Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией. Внутриполитическая ситуация в России. Итак, в России вновь появляется самозванец Лжедмитрий II – «тушинский вор». Новый претендент на русский престол – Лжедмитрий II – объявился на Брянщине при поддержке польских магнатов. Внутриполитическую ситуацию учитель объясняет пользуясь схемой. (слайд 3)
Борьба за власть в период Смуты 1605-1612 гг.
Учитель должен обратить внимание учащихся на планы поддерживающей стороны Лжедмитрия II: 1) папа Римский возродил план введения католичества в России; 2) польский король желал присоединить западные русские земли к Польско-Литовскому государству. В связи с последующими событиями наступает серьезный перелом в общественном настроении русских народа: А) Лжедмитрий II выделил польским ротам и казачьим сотням в кормление волости; Б) продолжались грабежи, насилие, убийства; В) тушинские поляки вели себя как завоеватели, облагая население налогами, оскверняли православные святыни. Вера в «доброго Дмитрия» заколебалась. Население стало оказывать сопротивление тушинским войскам. Центрами сопротивления стали монастыри. Шуйский понимал, что его положение становится шатким. Осажденная Москва терпела голод, болезни, а московские купцы открыто наживались на поставках в Тушино разнообразных припасов. В. Шуйский, опасаясь стихийного движения низов, решил бороться с врагом иначе. В феврале 1609 года он заключил договор со шведами о помощи войсками. За это Швеции отдали часть Балтийского побережья и город Корела (показать на карте). К осени 1609 года армия Скопин-Шуйского освободила отвойск самозванца часть территории и стала приближаться к Москве. Король Сигизмунд решил, что наступил решающий момент для захвата русских земель. Он перешел границу и осадил Смоленск. Тушинцы присоединились к его войскам. Самозванец бежал в Калугу и там был убит. В столкновении под Клушиным русская армия потерпела поражение. Путь на Москву полякам был открыт. Московские бояре, понимая безнадежное положение Шуйского, организовали переворот. Власть перешла в руки правительства из семи бояр – «семибоярщина». Далее следует характеристика правления семибоярщины. (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника)
2. Первое и Второе ополчения. В ходе объяснения учащиеся должны заполнить сравнительную таблицу. Вопросы сравнения Первое ополчение Второе ополчение Дата и место образования ополчения Рязань – в начале февраля 1611 г. Нижний Новгород – сентябрь 1611 г. Руководители П. Ляпунов И. Заруцкий Д.Т. Трубецкой К. Минин Д. Пожарский Состав участников Казаки, дворяне, жители Москвы Отряды дворян, горожан, крестьян центральных и северных районов России, нерусских народностей Поволжья Высший орган «Совет всей земли» «Совет всей земли» Военные операции Овладели Белым городом, осадили поляков в Кремле и Китай-городе В августе 1612 г. с частью сил Первого ополчения разбили польскую армию под Москвой Итог 20 июня 1611 г. дворяне приняли «Приговор всей земли», запрещавший назначать казаков на должности в системе управления. Ляпунов был убит. Часть ополченцев присоединилась ко Второму ополчению В октябре 1612 г. освободили Москву Задание: 1. Определите причины поражения Первого ополчения. 2. Сделайте вывод о деятельности Второго ополчения. 3. Земский собор 1613 г. Избрание Михаила Романова на царство. В январе 1613 г. в Москве начал работу Земский собор. В его работе приняло участие 700 человек. .
4. Закрепление. Выполнение задания. Напишите историческое эссе, ответив на вопросы: И Дмитрия Пожарского и Кузьму Минина, и Ивана Сусанина народ считает героями. Вы согласны с подобной оценкой их деятельности? Почему их считают героями?