1.
«Пятый открытый
профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 2.Урок-исследование 3.Воспитание чувства патриотизма и гордости у учащихся 4.Воспитание чувства патриотизма и гордости у учащихся и углубление знаний по истории России в Отечественной войне 1812 года 5.Знания про Отечественную войну 1812 года а также привитие чувства гордости и патриотизма у учеников А.С. Пушкин
Тип урока: урок-исследование
Цель урока:
- выяснить вклад народов Южного Урала и Поволжья в
Отечественной войне 1812г., определить характер войны;
-воспитать чувство гордости и любви к Родине на
примерах подвигов народов Юж. Урала и Поволжья;
-развивать коммуникативные навыки учащихся, работая в
малых группах.
План урока:
1.
Вступительное слово учителя.
2.
Презентация группы «Башкиры в войне
1812г.»
3.
Презентация группы «Калмыки в войне
1812г.»
4.
Презентация группы «Чуваши в войне
1812г.»
5.
Работа с таблицей
Основные события
|
Даты
|
Народы Южного Урала и Поволжья
|
Объявление Францией войны России
|
|
10(22).06.1812
|
|
Переправа французских войск через
р.Неман
|
|
12(24).06.1812
|
|
Сражение за Смоленск
|
|
04(16)-06(18).08.1812
|
|
Сражение за Шевардинский редут
|
|
24.08.(05.09).1812
|
|
Бородинская битва
|
|
26.08.(07.09).1812
|
|
Военный совет в Филях
|
|
01(13).09.1812
|
|
Оставление Москвы без боя русскими
войсками
|
|
02(14).09.1812
|
|
Тарутинский маневр
|
|
05-21.09(17.09-03.10).1812
|
|
Уход французских войск из Москвы
|
|
07(19).10.1812
|
|
|
|
Сражение при Малоярославце
|
|
12(24).06.1812
|
Сражение у переправы через
р.Березину
|
|
14(26)-16(28).11.1812
|
|
Выход русских войск на р.Неман
|
|
декабрь 1812
|
|
|
|
|
6. Работа с документами
7. Рефлексия. Выводы о характере войны, почему
война называлась Отечественной.
8. Домашнее задание.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы должны выяснить какой вклад в победу
над Наполеоном внесли народы Юж.Урала и Поволжья.
Проблемный
вопрос: Почему Отечественная война 1812г. Носила народный характер?
Вам был
дан выбор самостоятельно разбиться по группам и приготовить материал по
какому-либо народу, проживающего на территории Южного Урала и Поволжья, который
поможет определить его вклад в победу в
Отечественной войне 1812г.
У вас на
столах лежат таблицы, которые нужно будет заполнить по ходу выступлений.
2. И первыми выходят представлять работу
своей группы ,под названием Башкиры
в отечественной войне 1812г. По
окончании задают вопросы представители других групп.
3. Калмыки в Отечественной войне 1812г.
4. Чуваши Отечественной войне 1812г.
5.Работа с документами.
Из
воспоминаний французского офицера Армана Луи де Коленкура
«Неприятель воспользовался
этим, чтобы усыпить нашу бдительность и направить свои отряды к Смоленску,
где они сожгли у нас 15 зарядных ящиков, не будучи в состоянии увезти их с
собой. Эти отряды задерживали эстафеты, тревожили тыл и были для императора
одной из самых больших неприятностей, испытанных им в течение этой
кампании... Император был очень озабочен и начинал, без сомнения, сознавать
затруднительность положения, тогда как до сих пор он старался скрывать это
даже от себя. Ни потери, понесенные в бою, ни состояние кавалерии и ничто
вообще не беспокоило его в такой мере, как это появление казаков [партизан] в
нашем тылу.
Он [Наполеон] соглашался,
что очень неприятно, когда нас тревожат на наших коммуникационных путях,
начиная от самых дверей штаба главного командования, и с этой точки зрения
было бы выгодно отойти ближе к Смоленску, то есть поближе к своим остальным
корпусам, резервам и базам, тогда как неприятель будет ослаблен...»
|
Из дневника Д.В. Давыдова
«В каждом селении ворота были
заперты; при них стояли стар и млад с вилами, копьями, топорами и некоторые
из них с огнестрельным оружием. К каждому селению один из нас принужден был
подъезжать и говорить жителям, что мы русские, что мы пришли на помощь к ним
и на защиту православной церкви. Часто ответом нам был выстрел, или пущенный
с размаха топор, от ударов коих судьба спасла нас... Сколько раз я спрашивал
жителей по заключении нами мира: «Отчего вы полагали нас французами?» Каждый
раз отвечали они мне: «Да вишь, родимый (показывая на гусарский ментик), это,
бают, на их одежу схожо». — «Да разве я не русским языком говорю?» — «Да ведь
у них всякого сбора люди!»
Из
обращения М.И. Кутузова к армии
«Наполеон, не усматривая
впереди ничего другого, как продолжение ужасной народной войны, способной в
краткое время уничтожить всю его армию, видя в каждом жителе воина, общую
непреклонность на все его обольщения, решимость всех сословий грудью стоять
за любезное отечество, постигнув, наконец, всю суетность дерзкой его мысли:
одним занятием Москвы поколебать Россию, предпринял поспешное отступление
вспять. <...> В бегстве своем оставляет он обозы, взрывает ящики со снарядами
и покидает сокровища, из храмов Божьих похищенные».
|
Вопросы
к документам: 1. Как
документы раскрывают народный характер войны 1812 г.? 2. На каком этапе
Отечественной войны партизанское движение носило массовый характер? 3. На
основании французского источника раскройте значение партизанского движения в
борьбе с наполеоновской армией. Дайте оценку роли партизанского движения в
ходе войны 1812 г.
|
Вопрос
к учащимся: Скажите, почему эта война вошла в историю как Отечественная?
Определите смысловое значение данного образа
(ладонь, крепко сжимающая дубину).
Учитель. Отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир»:
«…дубина народной войны поднялась со всею своею грозной и величественной силой
и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с
целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила
французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Участники событий 1812 года – это наши
предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество
беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями
исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе не должна и не
может быть предана забвению.
7. Домашнее
задание. Выполнить коллективный проект «Вклад народов Южного Урала в
Отечественной войне 1812г.» |