Тема урока Куликовская битва ПредметИстория Класс6 Автор урока (ФИО, должность)Токарева Елена Егоровна, учитель истории Образовательное учреждениеМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 муниципального образования Лабинский район Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)Южный федеральный округ Республика/край Краснодарский край Город/поселениеГород Лабинск Лабинский район Методическая информация Тип урока Комбинированный урок Цели урока Обучающая: изучить ход, подготовку, значение и результаты Куликовской битвы; определить причины победы русских войск в битве; Развивающая: продолжить развитие умений учащихся сопоставлять исторические явления, сравнивать и делать выводы, работать с исторической картой; Воспитательная: способствовать воспитанию уважения к истории Руси и героизму русских воинов на Куликовом поле. Задачи урока Организовать деятельность учащихся по отработке умения объяснять термины и понятия; развивать умения логически мыслить, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения; развивать связную речь и логическое мышление учащихся; воспитывать чувство любви к Родине, чувство товарищества, долга, уважения к окружающим; прививать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока С учебником, исторической картой, иллюстрациями, самостоятельной работы, применения актуализированных теоретических знаний при выполнении различных заданий. Необходимое оборудование и материалыУчебник «История Росссии с древнейших времён до конца XVI века. 6класс». Авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карты «Образование Российского централизованного государства», «Русские княжества в конце XII-начале XIII вв.», выставка книг, раздаточный материал для учащихся: «светофоры», тестовые задания для закрепления изученного материала. Подробный конспект урока Мотивация учащихся Мотивация учебной деятельности, повышение интереса учащихся к предмету. Ход и содержание урока Слайд «Тема урока. Эпиграф». В истории есть события, роль и значения которых трудно переоценить. Одним из них стала Куликовская битва, явившаяся серьёзным испытанием для объединяющейся Руси. Именно этой битве посвящён наш урок. Слайд «Цели урока». На сегодняшнем уроке мы должны изучить, как проходила подготовка к битве, каковы её ход, результаты и значение; мы продолжим работу с исторической картой, будем развивать умения сравнивать и делать выводы. Слайд «Задание на урок». После изучения новой темы мы выполним задание: «Почему русские войска одержали победу в Куликовской битве? Без каких качеств русского народа невозможно было победить врага?» Повторение изученного материала. Историческая зарядка: феодальная раздробленность, дань, ярлык, баскаки, иго, юрта. Слайд «Вопросы для повторения». • Почему Батыю удалось покорить Русь? • Каковы последствия монголо-татарского ига? • В чём выражалась зависимость Руси от Золотой Орды? • Почему объединение русских земель шло вокруг Москвы? • При каком князе возвысилась Москва? Что вы о нём знаете? Игра на повторение «Да» - «Нетка». Правила игры: учитель называет суждение. Если оно истинное, учащиеся поднимают карточку зеленого цвета, если ложное – то красную. Город Козельск монголо-татары прозвали «злым городом».+ Иван Калита провозгласил себя князем московским и всея Руси. + Митрополит Пётр переехал из Москвы во Владимир. - Москва боролась с Тверью за первенство в русских землях.+ Москва имела невыгодное географическое положение.- Главным являлся ярлык на великое владимирское княжение. + Изучение нового материала. Переходим к изучению нового материала. Мы уже знаем, что в первой половине XIV века усилилось Московское княжество и вокруг него началось объединение русских земель. Ну а чем примечательна вторая половина XIV века? В северо-восточных землях росли города и села, быстро увеличивалось население и успешно развивалось хозяйство. Во время княжения Дмитрия Ивановича (1359-1389), внука Ивана Калиты продолжалось объединение земель. Территория княжества увеличилась (показ по карте). Тверские и рязанские князья пробовали бороться с Москвой за первенство и даже вступили в союз с Литвой. Однако Москва победила в борьбе. В Золотой Орде усилилось феодальное раздробление. За 20 лет с 1360 года по 1380 год там сменилось 25 ханов. Слайд «Битва на реке Воже». 11 августа 1378 года у реки Вожи состоялась битва. В этом крупном полевом сражении русские впервые побили ордынцев, что поставило под сомнение власть Орды над Русью. Вопрос классу: как вы считаете, что стало последствием битвы на реке Воже? Ответ: князь Дмитрий Иванович отказался выплачивать дань монголо-татарам. Темник Мамай, захвативший власть в Орде, не смог смириться с поражением. Это означало бы признание независимости Руси и потерю большой дани, которую выплачивали русские княжества, поэтому обе стороны начинают подготовку к решающему сражению. Мамай собрал все силы за короткий срок. Он нанял тяжёлую генуэзскую пехоту в итальянских колониях Крыма и заключил союз с великим князем литовским Ягайло. Вопрос классу: Ребята, как вы считаете, какие цели преследовал Мамай? Страшная опасность нависла над нашей Родиной. По всем городам и весям зазвучали призывы московского князя собираться в войско. Слайд «Кони ржут на Москве…» Всенародный патриотический подъём донесли до нас строфы «Задонщины»: «Кони ржут на Москве, звенит слава по всей земле Русской. Трубы трубят на Коломне, в бубны бьют в Серпухове…» Русское войско по численности примерно равнялось силам Мамая – от100 до 150 тысяч человек. Под руководством Дмитрия Ивановича объединились дружины и ополчения большинства русских земель. Вопрос классу: Ребята, почему Русь поднялась на открытую борьбу против Мамая? Почему в 1380 году удалось собрать большое и хорошо вооружённое войско? Слайд «Дмитрий Иванович у Сергия Радонежского». Летопись сообщает, что перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь. Основатель монастыря Сергий Радонежский благословил войска на битву и послал с ними помощь «небесную» - 2-х иноков-богатырей – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Из Москвы была выслана разведка. Русские полководцы хорошо знали о силах, расположении и планах неприятеля. Мамай хотел соединиться с войсками Ягайло – литовского князя и Олега рязанского, который был вынужден стать союзником Мамая, так как его земля граничила с Ордой и первой могла подвергнуться нападению. Вопрос классу: Какая главная задача стояла перед Дмитрием? Каким образом этого можно было достичь? В конце августа 1380 года русские выступили из Москвы и, обойдя рязанские земли, подошли к берегам Дона 6 сентября. За ним стояли полчища Мамая, литовский князь был ещё в 140 километрах. На состоявшемся военном совете по настоянию великого князя было принято решение перейти Дон. При переходе через Дон русское войско попадало на Куликово поле – ограниченную с трёх сторон Доном и его притоками Смолкой, Непрядвой, равнину. Слайд: «В напряжённом ожидании стояло русское войско». Вопрос классу: Ребята, почему Дмитрий принял такое решение? Какие выгоды это имело для русских войск? «Пусть никто не думает об отступлении, - сказал мужественный полководец, - мы пришли, чтобы Русь от разорения избавить или голову свою положить!» Слайд «Утро на Куликовом поле». Ребята, перед вами картина А. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Внимательно рассмотрите её и ответьте на вопросы. Вопросы для учащихся по картине. Из каких слоёв населения состоит войско? Люди какого возраста вышли на бой? Каково вооружение русских воинов? Какие настроения передаёт художник? Можно ли прочесть мысли воинов по выражению лиц? Отвечает ли картина на вопрос: кто победит? Слева на картине под большим стягом могучий всадник. Это Дмитрий. Властно и спокойно он показывает вперёд, на врага. А за ним уходят вдаль стяги и копья, обнаруживая многочисленность русской рати. Сам Мамай был удивлён численностью русского войска. Дон русские перешли в ночь с 7 на 8 сентября 1380 года. Мосты за великокняжеским войском приказано было сжечь. Утром, когда рассеялся туман, противники увидели друг друга. Позади у воинов – Непрядва, Слева - затуманившийся Дон. И простор великий только на два, Только на два стана разделён. Дмитрий Иванович в платье и в доспехах простого ратника встал в строй, чтобы собственным примером укрепить стойкость воинов. Учитель проводит с учащимися физкультминутку. Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево) Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться) Слайд: «Поединок Пересвета с Челубеем». Перед боем состоялся поединок двух богатырей – русского инока-воина Пересвета с ордынцем Челубеем. Богатыри на скаку вонзили друг в друга копья и оба мёртвыми упали на землю, что как бы символизировало кровопролитность и упорство предстоящей битвы. Анимационный фрагмент «Куликовская битва». После просмотра учащиеся выполняют задание: почему русские войска одержали победу в битве? Без каких качеств русского народа нельзя было победить врага? Слайд: «Дмитрий Иванович Донской». Русские люди спасли Отчизну. Князь Дмитрий Иванович заслужил благодарную память в народе и почётное прозвание Донского. В честь победы были построены церкви в Москве, Новгороде и других местах. В 1988 году на соборе Русской Православной церкви Дмитрий Иванович Донской был причислен к лику святых. Вопрос классу: ребята, какое значение имела Куликовская битва? Слайд: «Кольчуга, найденная на Куликовом поле. Миниатюра из лицевого списка «Сказания о Мамаевом побоище». Слайд: «Памятник на Красном холме». В честь победы в 1849 году был установлен памятник на Красном холме. Ежегодно близ него отмечается день Куликовской битвы – 8 сентября. Ребята, если вы хотите пополнить свои знания об эпохе Дмитрия Донского и Куликовской битве, обратитесь в школьную библиотеку. Учитель даёт краткую характеристику представленных на выставке книг. После изучения нового материала учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем перед объяснением новой темы. В конце урока – учащиеся выполняют тесты первой и второй степени сложности по своему выбору по изученной теме. Ученик читает стихотворение А. Блока «Опять на поле Куликовом…» Домашнее задание: § 18, подготовить рассказ-размышление «В чём проявился полководческий талант Дмитрия Донского?» (устно). Подведение итогов. Выставление оценок. Проверка и оценивание ЗУНов Тесты по теме: «Куликовская битва». I уровень сложности. 1. По преданию, князь Дмитрий получил благословение на борьбу с ордынцами от: а) митрополита Алексия; б) Сергия Радонежского; в) Даниила Заточника. 2. По легенде, перед Куликовской битвой произошёл поединок между: а) Пересветом и Челубеем; б) князем Владимиром Храбрым и Челубеем; в) Пересветом и Андреем Ослябой. 3. Следствие победы русских войск у реки Вожи: а) отказ князем Дмитрием от выплаты дани Золотой Орде; б) получение большого выкупа земель на Средней Волге; в) укрепление пограничных крепостей. 4. Ордынское войско на Куликовом поле возглавил: а) Узбек; б) Арапша; в) Мамай. 5. Вследствие победы русских войск на Куликовом поле: а) уменьшилась выплата ордынской дани; б) Москва превратилась в центр освободительной борьбы против ордынского владычества; в) было свергнуто ордынское иго. 6. О чём идёт речь? Вот сейчас – не в дальней дали где-то – Здесь сойдутся, как гроза с грозой… Грянул поединок Пересвета, Вышедшего в бой с Темир-Мурзой. Правильные ответы: 1-б, 2-а, 3-а, 4-в, 5-б, 6-речь идёт о поединке Пересвета с Челубеем. Тесты по теме: «Куликовская битва». II уровень сложности. 1. Историческое значение победы на Куликовом поле: а) впервые монголо-татары потерпели поражение; б) свергнуто монголо-татарское иго; в) ускорился процесс объединения русских земель; г) завершилось объединение русских земель. 2. Определите, в чём проявилась сила духа русских воинов на Куликовом поле: а) в уверенности в своей правоте; б) в стойкости; в) в физической силе; г) в умении переносить жару, холод. 3. Укажите, о ком идёт речь: «возродил лучшие традиции русского военного искусства, обогатил его новыми принципами стратегии и тактики»: а) об Иване Калите; б) о Дмитрии Донском; в) о Кочубее; г) о Пересвете. 4. Кто благословил на битву князя Дмитрия Ивановича: а) Иосиф Волоцкий; б) Сергий Радонежский; в) Андрей Фёдорович стародубский. 5. Исследователь так описывает влияние ордынцев в области военного дела: «Русские воины сели на быстрых степных коней и научились стрелять из монгольского лука, «саадака»; они носили татарские стёганые доспехи, «тигиляи» и рубились кривыми татарскими саблями. Русские войска заимствовали татарское деление на пять полков и татарскую тактику засад и окружений». Вопрос: Как деление на пять полков было использовано Дмитрием на Куликовом поле? Правильные ответы: 1-а, в, 2-а, б, 3-б, 4-б, 5-были выделены Большой, Передовой, Правый, Левый и Засадный полки. Это и есть деление на пять полков. Рефлексия деятельности на уроке Выполнение заданий учащимися: почему русские войска одержали победу в Куликовской битве? Без каких качеств русского народа нельзя было победить врага? Вопрос классу: ребята, какое значение имела Куликовская битва? Домашнее задание §18, подготовить рассказ-размышление «В чём проявился полководческий талант Дмитрия Донского?» (устно). Дополнительная необходимая информация- В помощь учителю Использованные источники и литература (если имеются)- Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Визуальное восприятие учащимися нового материала способствует лучшему усвоению учащимися нового материала. Использование презентации и анимационного фрагмента способствует повышению интереса учащихся к изучению героических страниц истории нашей Родины. Советы по логическому переходу от данного урока к последующимУчебный материал, изученный на данном уроке позволит учащимся логически перейти к следующей теме «Начало объединения русских земель» и не испытывать трудностей при изучении нового учебного материала. Презентацию можно использовать для актуализации опорных знаний, при отработке умений и навыков и повторении выборочными слайдами в конце учебного года. Другое -
Здравствуйте! Ваша работа допущена техэкспертизой к участию в Фестивале. С уважением, Рожкова Наталья Ивановна - заместитель руководителя Гуманитарного направления конкурса.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]