Суббота, 18.05.2024, 12:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История

урок: У войны не женское лицо?
[ · Скачать удаленно (30мб) ]
06.12.2010, 15:44
Тема: У войны не женское лицо?
Цель:
- Расширение кругозора учащихся через самостоятельную работу с дополнительный источниками информации,
- Определение значимости подвига женщин военного времени и их особой роли в Победе.
- Воспитание уважения к людям военного времени, гордости за Родину, патриотизма,
-На основе данных ситуаций заложить образец мобилизации, основы будущего поведения и поступков в разных жизненных ситуациях.
Задачи:
- Посмотреть видеосюжет «У войны не женское лицо»,
- Рассказать о ветеране ВОВ, землячке, Носовой Анне Михайловне. (Дом. задание — встреча с данным ветераном)
- Показать роль женщин тыла в годы ВОВ (Дом. задание - встреча с Коротаевой В.М. и Казымовой Г.Е.)
- Познакомить с военными стихами Ольги Берггольц, Юлии Друниной, песнями в исполнении Лидии Руслановой.
Оборудование: Медиапроектор, видеофильм «У войны не женское лицо», стихи Ю-Друниной, О.Берггольц- распечатки стихов, проигрыватель,
пластинка с песней Л.Руслановой, диск с фотографиями поэтесс.
План урока.
1. Вступление. Приветствие.
2. Просмотр видеофильма «У войны не женское лицо».
3. Рассказ о нашей землячке- ветеране войны, единственной оставшейся на сегодняшний день в живых, Носовой Анне Михайловне.
4. Рассказ о женщинах-ветеранах тыла: Коротаевой В.М. и Казымовой Г.Е.
5. Знакомство с творчеством О.Берггольц, Ю.Друниной, Л.Руслановой в годы войны.
6. Рефлексия.
Ход урока.
Учитель: (5 мин.) Я приветствую всех в этом зале.
Ребята, к нам сегодня приехали гости. Прошу вас, улыбнувшись, поприветствовать их,
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явились вы.
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Это стихотворение А.С.Пушкина посвящено А.П.Керн.
А вот еще одно:
Осанистая женщина
Широкая и плотная,
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие.
Узнали? Мартена Тимофеевна из поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Разговор сегодня пойдет о женщинах. О женщинах на фронтах и в тылу периода Великой Отечественной войны. По статистическим данным в Советском Союзе было самое большое количество женщин - участниц войны.
В обществе сложилось мнение, что война—это удел мужчин, так как они ассоциируются с силой и властью. Оказывается, и женщины в войне сыграли немалую роль. Праздник 9 Мая - День Великой Победы широко праздновался только первые два года — 1945,1946г., потом Сталин просто запретил говорить о фронтовиках, а тем более о женщинах - фронтовичках, О том, что они тоже воевали, приказано забыть. Только в годы хрущёвской оттепели День Победы вновь стал важным праздником. До сих пор для нас это Священный день. Вспомнили и о фронтовиках, героях войны. Особенно это чувствовалось в год 60- летия Победы.
Мы сегодня не случайно собрались в зале сельского музея, где собран материал об односельчанах - героях войны и тружениках тыла. Их сегодня осталось немного. И поэтому каждое их слово особенно ценно для нас, так как это наша история, наши земляки.
На уроке мы узнаем, какую роль на фронте и в тылу сыграли женщины в годы войны.

Учитель объявляет тему урока: «У войны не женское лицо?»
(10 мин.) Предлагаю вашему вниманию документальный фильм (Включается медиапроектор) «У войны не женское лицо».- диск «От Кремля и до Рейхстага»

Учитель: Обратите внимание, что тема фрагмента сформулирована в форме утверждения. Тема нашего урока звучит как вопросительное предложение. А как вы считаете?(домашнее задание)

Ученица: (3 мин.) Когда я искала материал
о женщинах войны, то в газете «Аргументы и факты» натолкнулась на статью, посвященную 60-летию Победы, называется она «Ночные ведьмы» и рассказывает о женщинах- военных летчицах. (Ученик делится впечатлениями о прочитанном).(Включить в данный фрагмент можно любые статейные вырезки о ВОВ )
Ученик: (3 мин.) А я в книге «Все о войне» познакомился с
документальными фактами. (Делится впечатлениями о прочитанном, высказывает своё мнение)
(В данный фрагмент можно включить выступления учеников, которые встречаются или встречались со своими односельчанами, ветеранами войны)
Ученицы, (5мин.): МЫ побывали в гостях у Носовой Анны Михайловны, единственной сегодня участницы Великой Отечественной войны, проживающей в нашем селе. И хотя грозные события уже далеко в прошлом, но хорошо сохранились в памяти ветерана.
(Учащиеся рассказывают о встрече с Анной Михайловной, делятся впечатлениями.)
Ученицы (4 мин.): Мы встречались с женщинами- ветеранами тыла: Коротаевай Валентиной Михайловной - это замечательный, добрейший человек. Она была учительницей математики, вырастила трёх дочерей, которые тоже стали учителями, а ещё она 12 лет назад начала создавать музей, где мы сейчас находимся; и Казымовой Галиной Еремеевной - бывшим педагогом нашей школы, весёлым, добрым, интересным человеком. (Ученицы рассказывают о ветеранах, делятся своими впечатлениями о встречах).
Учитель(10мин.)(На экране появляются портреты поэтесс): Сегодня мне хочется вспомнить об известных поэтессах. Эти женщины приближали День Победы. Из блокадного Ленинграда ДОНЁССЯ голос Анны Ахматовой:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне,
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.

Поэтесса Ольга Берггольц в осажденном Ленинграде работала в редакции Радиокомитета, На фронт ушел её муж, верный друг. С фронта он не вернулся. «Бедствия блокады лишили Ольгу этой верной надежной опоры в жизни... Трагедия личная слилась с общенародной.
«... с исключительной обостренностью воспринимая все бедствия и потрясения войны, ощущая боль и тревогу каждого сердца, тяжелую ломку каждой судьбы из числа многих, Ольга... - говорила с людьми интимно и доверительно, обращалась к добрым силам человеческого сердца, не закрывала глаза на всё страшное и тяжёлое, а с
беспощадной прямотой открывала в небывалом всенародном страдании растущую силу сопротивления - залог грядущей победы.» -
говорила о ней подруга, соратница, с которой они прошли все тяготы
блокады, Вера Кетлинская. Прочитаем одно её стихотворение.
(Учащимся раздаются стихи Ольги Берггольц) Учитель читает стих.

ОЛЬГА БЕРГГОЛЬЦ.
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна..
Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Руками, сжав обугленное сердце, такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою.
Мы будем драться с беззаветной
силой, мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени российских матерей.
Учитель: Какие чувства выражены в этом стихотворении?
Ответ:
Учитель: А вот ещё одна поэтесса—Юлия Друнина
Её стихотворение «Зинка», посвящено однополчанке. Герою Советского Союза Зине Самсоновой. (Учащимся раздается стихотворение)

ЮЛИЯ ДРУНИНА.
ЗИНКА.
(Памяти однооолчанки-Героя Советского Союза
Зины Самсоновой,)
I
Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она - не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждёт...
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она - не в счёт.
Отогрелись мы еле - еле,
Вдруг - приказ:
«Выступать вперёд!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.

II
С каждым днём становилось горше.
Шли без митингов и знамён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить. ..,
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
ш
...Знаешь, Зинка, я - против грусти,
Но сегодня она - не в счёт.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живёт.
У меня есть друзья, любимый,
У не ты была одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла ...
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?
Учитель: Молодая девушка, может,
чуть-чуть старше вас ведет бойцов в бой. Как вы считаете, было ли ей страшно? А думали ли они о себе? О матери, которая ждет единственную дочь?
Ответ ученика.
Учитель: Женщины медсестры, женщины - пулеметчицы, летчицы, сапёры, разведчицы, женщины -работники тыла, которые по 12-14 часов стоят у станка, недоедая, порой засыпая стоя, наравне с мужчинами боролись с врагом, приближали Победу.
Алла Ким, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова. Кто это? Какую роль эти женщины сыграли в ВОВ? Исполнительница русских народных песен Лидия Русланова гастролировала с концертными бригадами на фронте. Эти песни воодушевляли боЙЦОВ, С НИМИ ОНИ ШЛИ В бой. Боролись со смертью и побеждали!»

Певица часто вспоминала один случай: однажды она вполголоса напевала русские песни тяжело раненному бойцу — его, совершившего героический подвиг в тылу врага, вынесли на руках наши разведчики. Месяца три спустя, ему присвоили звание Героя Советского Союза. «Я пела для Героя Советского Союза, - говорила она- - Но меня волновало и иное. Ответ на мысли, теснившиеся в моей душе, я получила от другого бойца - хмурого, молчаливого богатыря. «Как приятно, что вы находитесь здесь, на фронте, -сказал он, - я слушал вас по радио, видел на многих концертах, но лучший концерт у вас был, по- моему, здесь. Спасибо нашему правительству, что оно заботится о нас и посылает к нам артистов». Он угадал мои мысли и чувства: сознание, что приношу посильную пользу Родине, - это сознание дало мне возможность пережить одну из самых счастливых и сильных минут моей жизни».
Давайте послушаем одну из её фронтовых песен, (включается грамзапись песни Л.Руслановой).
Учитель: Война, пули, кровь, боль, а женщина поет? Нужна ли была песня на войне?
Ученик: Забылось всё плохое, забылись кошмары войны, кто вспомнил дом, родных, любимых.
Ответ на этот вопрос мы находим в одной из песен о войне: Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне.
Учитель( 5 мин. подведение итогов): Итак, сегодня мы говорили о роли
женщин на войне. И заканчивая наш разговор, как можно ответить на вопрос: У войны не женское лицо?
Ученик ответ: Как видим, женщины сыграли немаловажную роль в ВОВ. Вместе с мужчинами они сражались в боях, трудились в тылу. Им было труднее, чем мужчинам, но они выстояли. Тяжелые испытания закалили их, недаром о русской женщине поэт Некрасов сказал:
«Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт». Ученица: Женщина умела верно ждать и помочь в трудную минуту.
Стихотворение К.Симонова «Жди меня» звучало как заклинание: « Жди меня, и я вернусь. Только очень жди...»
А вера в то ,что их ждут, солдатам помогала выжить на фронте:
Как я выжил, будем знать Только мы с тобой. Просто ты умела ждать, Как никто другой.
Ученик: Мужество, мудрость, стойкость женщин были необходимы.
Ученик; Мне кажется, женщины войны - настоящие патриоты своей
Родины. Понятие патриот, гражданин включает в себя отношение к государству и малой родине, осознание себя, своей причастности к судьбе страны, чувство ответственности за происходящее. Каждая, из женщин, прежде всего думала о Родине, вносила посильный вклад в Победу над врагом.
Учитель: Хорошо, мне кажется, что вы сделали правильный вывод. А как бы вы повели себя в подобной ситуации?
Мне хочется закончить урок мудрой мыслью, которая принадлежит писателю Алексею Николаевичу Толстому: «Что такое Родина? Это - весь народ, совершающий на данной площади своё историческое движение. Это прошлое народа, настоящее и будущее. Это — его своеобразная культура, его язык, его характер, это - цепь совершаемых им революций, исторических скачков, узлов его истории.»
Я благодарю вас за внимание и работу на уроке. Спасибо.

Категория: История | Добавил: nfnmzyf
Просмотров: 2045 | Загрузок: 553 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]