Тема: У войны не женское лицо? Цель: - Расширение кругозора учащихся через самостоятельную работу с дополнительный источниками информации, - Определение значимости подвига женщин военного времени и их особой роли в Победе. - Воспитание уважения к людям военного времени, гордости за Родину, патриотизма, -На основе данных ситуаций заложить образец мобилизации, основы будущего поведения и поступков в разных жизненных ситуациях. Задачи: - Посмотреть видеосюжет «У войны не женское лицо», - Рассказать о ветеране ВОВ, землячке, Носовой Анне Михайловне. (Дом. задание — встреча с данным ветераном) - Показать роль женщин тыла в годы ВОВ (Дом. задание - встреча с Коротаевой В.М. и Казымовой Г.Е.) - Познакомить с военными стихами Ольги Берггольц, Юлии Друниной, песнями в исполнении Лидии Руслановой.
Оборудование: Медиапроектор, видеофильм «У войны не женское лицо»,
стихи Ю-Друниной, О.Берггольц- распечатки стихов, проигрыватель, пластинка с песней Л.Руслановой, диск с фотографиями поэтесс. План урока. 1. Вступление. Приветствие. 2. Просмотр видеофильма «У войны не женское лицо». 3. Рассказ о нашей землячке- ветеране войны, единственной оставшейся на сегодняшний день в живых, Носовой Анне Михайловне. 4. Рассказ о женщинах-ветеранах тыла: Коротаевой В.М. и Казымовой Г.Е. 5. Знакомство с творчеством О.Берггольц, Ю.Друниной, Л.Руслановой в годы войны. 6. Рефлексия. Ход урока. Учитель: (5 мин.) Я приветствую всех в этом зале. Ребята, к нам сегодня приехали гости. Прошу вас, улыбнувшись, поприветствовать их, Я помню чудное мгновенье Передо мной явились вы. Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Это стихотворение А.С.Пушкина посвящено А.П.Керн. А вот еще одно: Осанистая женщина Широкая и плотная, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие. Узнали? Мартена Тимофеевна из поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Разговор сегодня пойдет о женщинах. О женщинах на фронтах и в тылу
периода Великой Отечественной войны. По статистическим данным в
Советском Союзе было самое большое количество женщин - участниц войны.
В обществе сложилось мнение, что война—это удел мужчин, так как они
ассоциируются с силой и властью. Оказывается, и женщины в войне сыграли
немалую роль. Праздник 9 Мая - День Великой Победы широко праздновался
только первые два года — 1945,1946г., потом Сталин просто запретил
говорить о фронтовиках, а тем более о женщинах - фронтовичках, О том,
что они тоже воевали, приказано забыть. Только в годы хрущёвской
оттепели День Победы вновь стал важным праздником. До сих пор для нас
это Священный день. Вспомнили и о фронтовиках, героях войны. Особенно
это чувствовалось в год 60- летия Победы. Мы сегодня не случайно
собрались в зале сельского музея, где собран материал об односельчанах -
героях войны и тружениках тыла. Их сегодня осталось немного. И поэтому
каждое их слово особенно ценно для нас, так как это наша история, наши
земляки. На уроке мы узнаем, какую роль на фронте и в тылу сыграли женщины в годы войны. Учитель объявляет тему урока: «У войны не женское лицо?»
(10 мин.) Предлагаю вашему вниманию документальный фильм (Включается
медиапроектор) «У войны не женское лицо».- диск «От Кремля и до
Рейхстага» Учитель: Обратите внимание, что тема фрагмента
сформулирована в форме утверждения. Тема нашего урока звучит как
вопросительное предложение. А как вы считаете?(домашнее задание) Ученица: (3 мин.) Когда я искала материал
о женщинах войны, то в газете «Аргументы и факты» натолкнулась на
статью, посвященную 60-летию Победы, называется она «Ночные ведьмы» и
рассказывает о женщинах- военных летчицах. (Ученик делится впечатлениями
о прочитанном).(Включить в данный фрагмент можно любые статейные
вырезки о ВОВ ) Ученик: (3 мин.) А я в книге «Все о войне» познакомился с документальными фактами. (Делится впечатлениями о прочитанном, высказывает своё мнение)
(В данный фрагмент можно включить выступления учеников, которые
встречаются или встречались со своими односельчанами, ветеранами войны)
Ученицы, (5мин.): МЫ побывали в гостях у Носовой Анны Михайловны,
единственной сегодня участницы Великой Отечественной войны, проживающей в
нашем селе. И хотя грозные события уже далеко в прошлом, но хорошо
сохранились в памяти ветерана. (Учащиеся рассказывают о встрече с Анной Михайловной, делятся впечатлениями.)
Ученицы (4 мин.): Мы встречались с женщинами- ветеранами тыла:
Коротаевай Валентиной Михайловной - это замечательный, добрейший
человек. Она была учительницей математики, вырастила трёх дочерей,
которые тоже стали учителями, а ещё она 12 лет назад начала создавать
музей, где мы сейчас находимся; и Казымовой Галиной Еремеевной - бывшим
педагогом нашей школы, весёлым, добрым, интересным человеком. (Ученицы
рассказывают о ветеранах, делятся своими впечатлениями о встречах).
Учитель(10мин.)(На экране появляются портреты поэтесс): Сегодня мне
хочется вспомнить об известных поэтессах. Эти женщины приближали День
Победы. Из блокадного Ленинграда ДОНЁССЯ голос Анны Ахматовой: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне, Час мужества пробил на наших часах И мужество нас не покинет.
Поэтесса Ольга Берггольц в осажденном Ленинграде работала в редакции
Радиокомитета, На фронт ушел её муж, верный друг. С фронта он не
вернулся. «Бедствия блокады лишили Ольгу этой верной надежной опоры в
жизни... Трагедия личная слилась с общенародной. «... с
исключительной обостренностью воспринимая все бедствия и потрясения
войны, ощущая боль и тревогу каждого сердца, тяжелую ломку каждой судьбы
из числа многих, Ольга... - говорила с людьми интимно и доверительно,
обращалась к добрым силам человеческого сердца, не закрывала глаза на
всё страшное и тяжёлое, а с беспощадной прямотой открывала в небывалом всенародном страдании растущую силу сопротивления - залог грядущей победы.» - говорила о ней подруга, соратница, с которой они прошли все тяготы блокады, Вера Кетлинская. Прочитаем одно её стихотворение. (Учащимся раздаются стихи Ольги Берггольц) Учитель читает стих. ОЛЬГА БЕРГГОЛЬЦ. ...Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна.. Над Ленинградом - смертная угроза... Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой. Руками, сжав обугленное сердце, такое обещание даю я, горожанка, мать красноармейца, погибшего под Стрельною в бою. Мы будем драться с беззаветной силой, мы одолеем бешеных зверей, мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени российских матерей. Учитель: Какие чувства выражены в этом стихотворении? Ответ: Учитель: А вот ещё одна поэтесса—Юлия Друнина Её стихотворение «Зинка», посвящено однополчанке. Герою Советского Союза Зине Самсоновой. (Учащимся раздается стихотворение) ЮЛИЯ ДРУНИНА. ЗИНКА. (Памяти однооолчанки-Героя Советского Союза Зины Самсоновой,) I Мы легли у разбитой ели, Ждём, когда же начнёт светлеть. Под шинелью вдвоём теплее На продрогшей, гнилой земле. - Знаешь, Юлька, я против грусти, Но сегодня она - не в счёт. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет. У тебя есть друзья, любимый, У меня - лишь она одна. Пахнет в хате квашнёй и дымом, За порогом бурлит весна. Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждёт... Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она - не в счёт. Отогрелись мы еле - еле, Вдруг - приказ: «Выступать вперёд!» Снова рядом в сырой шинели Светлокосый солдат идёт. II С каждым днём становилось горше. Шли без митингов и знамён. В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон. Зинка нас повела в атаку, Мы пробились по чёрной ржи, По воронкам и буеракам, Через смертные рубежи. Мы не ждали посмертной славы. Мы хотели со славой жить. .., Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? Её тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав, Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах. ш ...Знаешь, Зинка, я - против грусти, Но сегодня она - не в счёт. Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живёт. У меня есть друзья, любимый, У не ты была одна. Пахнет в хате квашнёй и дымом, За порогом бурлит весна И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла ... Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала? Учитель: Молодая девушка, может,
чуть-чуть старше вас ведет бойцов в бой. Как вы считаете, было ли ей
страшно? А думали ли они о себе? О матери, которая ждет единственную
дочь? Ответ ученика. Учитель: Женщины медсестры, женщины -
пулеметчицы, летчицы, сапёры, разведчицы, женщины -работники тыла,
которые по 12-14 часов стоят у станка, недоедая, порой засыпая стоя,
наравне с мужчинами боролись с врагом, приближали Победу. Алла Ким,
Клавдия Шульженко, Лидия Русланова. Кто это? Какую роль эти женщины
сыграли в ВОВ? Исполнительница русских народных песен Лидия Русланова
гастролировала с концертными бригадами на фронте. Эти песни воодушевляли
боЙЦОВ, С НИМИ ОНИ ШЛИ В бой. Боролись со смертью и побеждали!»
Певица часто вспоминала один случай: однажды она вполголоса напевала
русские песни тяжело раненному бойцу — его, совершившего героический
подвиг в тылу врага, вынесли на руках наши разведчики. Месяца три
спустя, ему присвоили звание Героя Советского Союза. «Я пела для Героя
Советского Союза, - говорила она- - Но меня волновало и иное. Ответ на
мысли, теснившиеся в моей душе, я получила от другого бойца - хмурого,
молчаливого богатыря. «Как приятно, что вы находитесь здесь, на фронте,
-сказал он, - я слушал вас по радио, видел на многих концертах, но
лучший концерт у вас был, по- моему, здесь. Спасибо нашему
правительству, что оно заботится о нас и посылает к нам артистов». Он
угадал мои мысли и чувства: сознание, что приношу посильную пользу
Родине, - это сознание дало мне возможность пережить одну из самых
счастливых и сильных минут моей жизни». Давайте послушаем одну из её фронтовых песен, (включается грамзапись песни Л.Руслановой). Учитель: Война, пули, кровь, боль, а женщина поет? Нужна ли была песня на войне? Ученик: Забылось всё плохое, забылись кошмары войны, кто вспомнил дом, родных, любимых.
Ответ на этот вопрос мы находим в одной из песен о войне: Кто сказал,
что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне.
Учитель( 5 мин. подведение итогов): Итак, сегодня мы говорили о роли женщин на войне. И заканчивая наш разговор, как можно ответить на вопрос: У войны не женское лицо?
Ученик ответ: Как видим, женщины сыграли немаловажную роль в ВОВ.
Вместе с мужчинами они сражались в боях, трудились в тылу. Им было
труднее, чем мужчинам, но они выстояли. Тяжелые испытания закалили их,
недаром о русской женщине поэт Некрасов сказал: «Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт». Ученица: Женщина умела верно ждать и помочь в трудную минуту. Стихотворение К.Симонова «Жди меня» звучало как заклинание: « Жди меня, и я вернусь. Только очень жди...» А вера в то ,что их ждут, солдатам помогала выжить на фронте: Как я выжил, будем знать Только мы с тобой. Просто ты умела ждать, Как никто другой. Ученик: Мужество, мудрость, стойкость женщин были необходимы. Ученик; Мне кажется, женщины войны - настоящие патриоты своей
Родины. Понятие патриот, гражданин включает в себя отношение к
государству и малой родине, осознание себя, своей причастности к судьбе
страны, чувство ответственности за происходящее. Каждая, из женщин,
прежде всего думала о Родине, вносила посильный вклад в Победу над
врагом. Учитель: Хорошо, мне кажется, что вы сделали правильный вывод. А как бы вы повели себя в подобной ситуации?
Мне хочется закончить урок мудрой мыслью, которая принадлежит писателю
Алексею Николаевичу Толстому: «Что такое Родина? Это - весь народ,
совершающий на данной площади своё историческое движение. Это прошлое
народа, настоящее и будущее. Это — его своеобразная культура, его язык,
его характер, это - цепь совершаемых им революций, исторических скачков,
узлов его истории.» Я благодарю вас за внимание и работу на уроке. Спасибо. |