Проблемный
вопрос:
Учитель:
Как вы считаете, что побудило дворян выступить против своего сословия? Можете
ли вы сейчас ответить мне на этот вопрос?
Учитель: Наиболее полно и правильно, мы
ответим на него в конце урока. Этот вопрос написан у вас на рабочих листах.
Кроме этого, запишите план урока на листах и по ходу урока вы сможете сами
оценить свою работу и получить оценку группы по пунктам плана.
I.
Династический кризис. (фрагмент
фильма «Николай I»)
Учитель:
Посмотрев фрагмент фильма, ответьте на вопрос: «Почему это династический
кризис? В чем он проявился?»
У:
Да, это межцарствие. 19.11.1825г. умер бездетный Александр I. Следующий брат
Константин отрекся от трона 14.01.1822г., но это держалось в тайне. До
официального отречения он считался Российским императором. Переприсяга Николаю I была назначена на 14.12.1825г.
Этим и решили воспользоваться декабристы.
II.
Действия декабристов
У:
Откройте учебники на с. 60 и пропишите на рабочих листах действия декабристов:
1)
Не допустить присяги новому царю
2)
Вывести войска на Сенатскую площадь
3)
Арестовать царскую семью и заключить в Петропавловскую
крепость
4)
Принудить Сенат и Госсовет обнародовать «Манифест к русскому
народу»
У:
На с. 62 учебника документ из «Манифеста к русскому народу» декабристов.
Проанализируйте его. Какие из его положений вы считаете основными и почему?
О:
III
Ход восстания
У:
Да, действительно, в нем объявлялось об отмене крепостного права и изменении
управления страной. В реальной жизни все получилось совсем иначе, чем
планировалось. Что пошло не так? Найдите это в тексте учебника и запишите в
рабочий лист.
1)
Диктатор Трубецкой С.П. не прибыл к войскам
2)
Николай I
провел присягу Сената, Синода и Госсовета ночью
3)
Каховский П.Г. отказался убить царя
У:
(Слайд 3) На Сенатскую площадь утром 14.12.1825г. были выведены и построены в
каре лишь 2 роты Московского полка, 1100 моряков гвардейского флотского экипажа
и 6 рот Лейб-гренадерского полка (всего свыше 3000 человек). Отметьте
пожалуйста в рабочих тетрадях на с.31 расположение войск на Сенатской площади
(показать на слайде). Солдаты были выведены офицерами на площадь обманным
путем, им было сказано, что Николай I хочет завладеть престолом вопреки законному наследнику
Константину. Солдаты т.о. выступали не за отмену крепостного права, а лишь за
соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Для защиты царя
было приказано привести на Сенатскую площадь конную гвардию. Генерал
Милорадович, не дождавшись верных правительству войск, потребовал коня и со словами:
«Я сам все кончу» - поскакал к каре.
Из
воспоминаний А.П. Бутнева (члена Госсовета): «Солдаты, оглашая до того воздух
бессмысленными криками, издали завидев Милорадовича, умолкли; мало того, держав
ружья у ноги, они без всякой команды, по одному уважению к заслуженному воину,
сделали караул! Тишина между ними воцарилась, как бы на смотру; нижние чины,
глядя в глаза Милорадовичу, ожидали его слова с полною, по-видимому, к нему
доверенностию. Короче, если бы в это время кто из посторонних, не зная ничего о
предыдущем, нечаянно явился на площади, то никак не поверил бы, что все эти
люди восстали против правительства. Граф, воспользовавшись таким нравственным
над ними влиянием, помолчал с минуту, потом, положив правую руку на эфес своей
шпаги, тоном начальника, голосом твердым, с некоторою расстановкою громко
произнес к солдатам: «Ручаюсь этою шпагою, которую получил за спасение
Букареста, Цесаревич жив, здоров – он в Варшаве – я сам получил от него письмо.
Он добровольно отрекся от престола».
Это
был момент, когда казалось, что один человек может переломить ход истории. И
Каховский не выдержал. Он выстрелил в графа, смертельно его ранив. С этого
момента стало ясно, что мирный исход не возможен. В 16:00 Николай I отдал приказ стрелять.
По разным данным, число жертв составило от 200 до 300 человек. 29.12.1825 г.
члены «Южного» общества организовали восстание Черниговского полка на Украине,
которое было быстро разгромлено.
IV
Расправа над декабристами (Слайд 4)
n 579
человек привлечены к следствию по делу декабристов
n 318
человек арестованы
n 289
признаны виновными
n 5
человек казнены 13.07.1826 г. (П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П.
Бестужев-Рюмин, К.Ф. Рылеев, П.Г. Каховский)
n Остальные
привлечены к каторжным работам и поселению в Сибири, а также отправлены на
Кавказскую войну
(Слайд 5) – Петропавловская крепость, (Слайд 6) –
Мемориальная доска
У: Давайте сейчас постараемся ответить на вопрос, который мы
поставили в начале урока: «Почему эти красивые, молодые, хорошо образованные,
богатые люди, с блестящей карьерой военной и статской службы, у которых было
все: земля, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в
аристократическом свете, выступили против своего сословия и поддерживаемой им
власти?» Обсудите это в группе и запишите на рабочих листах.
1)
Они ставили благо России выше личного
2)
Бескорыстное служение Отечеству
3)
Беспокойство за свой народ, стыд за свое благополучие,
неприятие пустой светской жизни
4)
Они понимали, что без коренных перемен, без свержения
самодержавия, отмены крепостного права невозможно двигаться вперед.
Бесспорна
наивысшая оценка их морального, человеческого облика: гуманизм, бескорыстие,
культура
V
Историческое значение восстания
У:
Прочитайте в учебнике с. 61-62 последний пункт и выпишите на рабочий лист
историческое значение восстания декабристов.
После
обсуждения в группах (Слайд 7)
У:
Восстание потерпело поражение, мечтам декабристов не суждено было сбыться. А
когда будет отменено крепостное право?
О:
У:
Кем?
О:
У:
Да, действительно, Александр II,
став императором, помиловал декабристов. Как писал об этом Пушкин А.С.
«Оковы
тяжкие падут,
темницы
рухнут - и свобода
вас
примет радостно у входа
И
братья меч вам отдадут»
Как
вы думаете, отразится ли восстание на внутренней политике Николая I? Какую политику он
будет проводить?
О:
У: Да, Николай I оказался под сильным
впечатлением от этого события. Опасаясь повторения таких выступлений, он, с
одной стороны, усилил меры противодействия по отношению к возможным заговорам,
а с другой – предпринял осторожные шаги по проведению реформ, чтобы снять
напряженность в обществе. Это будет тема нашего следующего урока.