Суббота, 18.05.2024, 14:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

1.Урок систематизации знаний "Обращение. Звательный падеж".
[ · Скачать удаленно (4.05 Mb) ]
20.01.2011, 19:32
1. Урок систематизации знаний "Обращение. Звательный падеж". 2. Урок, проведённый в 5 классе (УМК С.И. Львовой). 3. Урок систематизации знаний по теме «Обращение». 4. Урок систематизации знаний "Обращение. Звательный падеж". Цели урока: Обучающие: повторить определение понятия «обращение», его роль в предложении; находить обращение в предложении; отличать подлежащее от обращения; правильно расставлять знаки препинания при обращении; использовать обращения в речи; развивать умения произносить обращение с особой интонацией; познакомить со звательным падежом как грамматической категорией; со звательной интонацией обращения его эмоциональной окраской; расширить словарный запас учащихся. Развивающие: показать взаимосвязь исторической грамматики на примере сопоставления материала тем "Обращение” и "Звательный падеж”; развить умение произносить обращение с особой звательной интонацией; развивать речь учащихся (устную и письменную), мышление. Воспитательные: прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи; воспитать ответственность за сказанное слово, воспитывать интерес к родному русскому языку. Оборудование урока: эпиграф к уроку, проектор, компьютер, карточки с заданиями. Ход урока I. Организационный момент.
- Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте, всё в порядке:
книги, ручки и тетрадки?
Здравствуйте, ребята! II. Словарная работа.
- Ребята, задача нашего урока: повторить пройденный материал и узнать на уроке, конечно же, что-то новое. А какой теме будет посвящён урок, вы сами сможете назвать, после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово.
- Эпиграфом к нашему уроку послужит предложение: "Ребята, все вы талантливы!” И это действительно так. Мы будем работать на уроке, доказывая это. Кроссворд. (- Запишите слова в тетради, делая обозначения.)
- По лексическому значению определите слово.
1). Здоровье — состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
2). Футбо́л (англ. Football, «ножной мяч») — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее, чем команда соперника количество раз. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.
3). Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания человека (всё, что не создано человеком).
4). Рюкза́к (от нем. Rucksack — мешок, который носится на спине) — специализированная сумка для ношения на спине. Снабжён двумя лямками. При ношении рюкзака нагрузка ложится на плечи и спину, а руки остаются свободными. Рюкзак удобен для длительной переноски относительно больших грузов.
5). О́вощ — кулинарный термин, обозначающий съедобную часть (например, плод или клубень) растения. С точки зрения ботаники, овощи — это съедобные части травянистых растений. Овощ может являться фруктом (например, помидор и огурец).
6). Путеше́ствие — передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.
7). Коньки — это ботинки с прикрепленными к ним металлическими лезвиями. Используются для передвижения по ледяной поверхности. Ботинки изготавливаются из кожи или пластика, лезвие — металлическое.
8). Те́ннис — вид спорта, в котором соперничают либо два игрока («одиночная игра»), либо две команды, состоящие из двух игроков («парная игра»). Задачей соперников (теннисистов или теннисисток) является при помощи ракеток отправлять мяч на сторону соперника так, чтобы тот не смог его отразить, при этом, чтобы мяч не вылетел за поле игры.
9). Хокке́й (англ. Hockey) — вид спорта, в котором две команды стараются поразить твёрдым, круглым мячом или шайбой цель — ворота противника, используя клюшки. В каждой команде есть один вратарь, который защищает ворота своей команды. - Итак, тема нашего урока "Обращение”. Запишите тему урока. III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы повторим (доска, слайд):
Цели урока: - повторить определение понятия
«обращение», его роль в предложении;
- находить обращение в предложении;
- отличать подлежащее от обращения;
- правильно расставлять знаки препинания
при обращении;
- использовать обращения в речи;
- развивать умения произносить обращение
с особой интонацией. - Работать мы сегодня будем, как вы уже догадались, в группах, каждая из которых получит своё задание. Итак,
1группа рассказывает об обращении вцелом;
2группа рассказывает о правилах расстановки знаков препинания в предложении с обращением;
3группа рассказывает о синтаксической роли обращения в предложении;
4группа рассказывает об использовании обращений в речи. - Время на выполнение работы – 7 минут.
(Каждая группа получает задание и приступает к его выполнению.) IV. Выступление групп.
1группа – рассказывает об обращении вцелом.
Что такое обращение?
Для чего нужны обращения?
Чем может быть выражено обращение?
Какие бывают обращения? (Распространённые, нераспространённые.)
Обращаться можно не только к людям, птицам, т.е. к одушевлённым существительным, но и к неодушевлённым существительным. 2группа - рассказывает о правилах расстановки знаков препинания в предложении с обращением.
Где в предложении может находиться обращение?
Как в предложении выделяется обращение?
А в устной речи обращение выделяется с помощью интонации. Эта интонация называется звательной.
Всем нам при общении поможет обращение.
Можно смело обратиться к людям, звездам или к птицам.
На письме не забывай, запятыми выделяй! 3группа – рассказывает о синтаксической роли обращения.
Отличие обращения от подлежащего.
Ребята занимаются спортом. — Ребята, занимайтесь спортом!
- Во втором предложении встретилось слово, которое произносится с особой интонацией и является обращением.
- А в первом предложении это же слово является подлежащим.
- В предложении обращение не является членом предложения. 4группа – рассказывает об использовании обращений в речи.
Обращение никогда не может быть выражено местоимениями ТЫ или ВЫ, т.к. они не называют того, к кому обращаются с речью.
Обращения в речи часто сопровождаются вежливыми словами. Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания, извините, благодарю. - Ребята, я надеюсь, что вы будете всегда использовать в своей речи вежливые слова. V. Физминутка.
Дождь! Дождь! Лей сильней,
Чтобы было веселей.
Гром! Гром! Прогреми,
Нас развесели.
Град! Град!
Сыпь на нас
Мы все спрячемся сейчас!
- Обратили внимание, что и в словах физминутки встретились обращения. Назовите их.
- Какой предмет (одушевлённый или неодушевлённый) обозначает обращение?
- Обращения в речи нужны не только для того, чтобы к кому-то обратиться. С их помощью можно выразить своё отношение к тому, к кому обращаемся с речью. Давайте проверим.
- На парте лежат карточки.
Необходимо найти обращения, выделить их. Первая и третья группы выбирают предложения с обращениями, выражающими неодобрительную эмоциональную окраску, а вторая и четвёртая группы - одобрительную.
1. Смилуйся, государыня рыбка!
2. Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи...
3. Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!
4. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!
- Как смогли определить эмоциональную окраску?
5. Чего тебе надобно, старче? VI. Историческая справка.
- Вы, конечно, без труда узнали строки знаменитых пушкинских сказок.
Пошёл старик к синему морю;
(не спокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
" Чего тебе надобно, старче?”
- Обратите внимание на существительные и определите их падеж.
У существительного старче сложно определить падеж, потому что оно употреблено в форме звательного падежа.
- А что значит "стал кликать золотую рыбку”? (Звать.)
- Действительно, звательный падеж существовал в церковнославянском языке на правах 7-го падежа, которого уже нет в современном русском языке. Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы. Приведите примеры.
1. Девочки и мальчики, укрепляйте здоровье – занимайтесь спортом.
2. Боритесь за победу, юные спортсмены!
3. Знайте, дети, солнце, воздух и вода – наши верные друзья!
4. Смейтесь, люди! Добрый смех оздоравливает душу.
- Когда же употребляли звательный падеж? VII. Самостоятельная работа. Цифровой диктант.
- И в заключение проведём цифровой диктант. Найдите предложение с обращением, запишите номера этих предложений. Предложения пронумерованы.
- Знаки препинания не расставлены. Выписываем цифры только тех предложений, где есть обращения.
1. Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч...
2. Ветер дале побежал.
3. И услышала в ответ:
"Ты, царица, спору нет”.
4. В тот же день царица злая...
5. И ей зеркальце в ответ...
6. Здравствуй, зеркальце... Ключ проецируется на экране. VIII. Развитие речи. Сочинение-миниатюра.
- Ребята, а в каком ещё значении употребляется слово обращение? Где? (Обращение президента – речь; обращение с животными – отношение).
- Напишите обращение (речь) к сверстникам на тему «Почему нужно заниматься спортом?». IX. Домашнее задание.
Составит карточку (7 предложений с обращением). X. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, какие вопросы мы с вами рассмотрели сегодня на уроке?
Что такое обращение?
Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме?
Что узнали нового?
Что особенно понравилось в уроке?
Поставленных целей достигли? Если нет, то почему?
Выставление групповых и индивидуальных оценок. 6. Презентация выполнена с помощью программы PowerPoint.
7. Урок может быть использован в классах с разным уровнем подготовки.
Категория: Русский язык | Добавил: Mtv_1962
Просмотров: 2190 | Загрузок: 536 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]