Суббота, 04.05.2024, 12:00
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного
[ · Скачать удаленно (8.73 Mb) ]
09.01.2011, 20:43
Тема: Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного»
Цели урока: - систематизировать и обобщить знания по теме урока; - развивать орфографическую зоркость; - развивать умение грамотно выражать мысли в устной и письменной формах, использовать прилагательные в качестве изобразительно – выразительных средств, обучать умению трансформировать, дополнять и моделировать текст; - воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного.
 Вид урока: урок – экскурсия.
Технология: на диалоговой и современной информационной основах.
Оборудование: для каждого ученика маршрутные листы и цветные ка-рандаши, фотографии поселковых пейзажей; тексты – образцы, сигнальные карточки для учителя в виде окошечек светофора – зелёного, жёлтого и красного цветов; телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, компьютер или интерактивная доска.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ
Вступительное слово учителя:
- В Западной Сибири, недалеко от южной границы Российской Федера-ции, лежит земля Кузнецкая, получившая своё название от кузнечного промысла древних племён. С 1943 года она носит название Кемеровская область.
Территория области составляет 95,5 тыс. км2. В ней расположены плодородные степи, большие таёжные массивы, горные кряжи, реки и озёра. Недра её богаты полезными ископаемыми. Это и железная руда, и сырьё для металлургии, и мрамор, и источники минеральных вод и др. Но главным богатством подземных кладовых является каменный уголь.
Шахты и разрезы Кузбасса дают почти 200 млн.т каменного угля в год – пятую часть всесоюзной добычи.
В нашем посёлке – два угледобывающих предприятия: шахта «Алардинская» и разрез «Осинниковский», поэтому посёлок – Малиновка – обязан сегодняшней жизни углю, на котором практически стоит.
- И сегодня, ребята, я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию по нашему посёлку. В ходе этой экскурсии вы узнаете, почему наш посёлок так назван, увидите «старый» посёлок и посёлок современный. Я верю, что многое о своём крае вы уже знаете, но если будете внимательны, то, возможно, узнаете ещё что - то новое и интересное. Демонстрация слайда №1
Моим помощником будет имя прилагательное, потому что без него не-возможно описать всю красоту родного края. В пути нам понадобится мар-шрутный лист, в котором вы должны отмечать, какие знания показали на остановках.
Чтобы правильно заполнить маршрутный лист , вы должны помнить:
• Если вы хорошо знаете учебный материал, не делаете ошибок, значит, экскурсионному автобусу светит зелёный огонёк, который говорит: «Очень хорошо, вперёд!»
Кружок закрасьте зелёным цветом.
• Если вы затрудняетесь, делаете ошибки, то светофор, мигая жёлтым глазом, говорит: «Внимание! Внимание!»
Кружок закрасьте жёлтым цветом.
• Вы не знаете правила, допускаете ошибки, тогда тревожно загорается красный сигнал: «Стоп!»
Закрасьте кружок красным цветом II. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
- Ребята, я приглашаю вас занять места в экскурсионном автобусе. В поездке вы должны быть очень внимательны, так как по окончании экскурсии вам нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Итак, в путь! А теперь посмотрите в окно автобуса.
Есть в южной части посёлка возвышенность, поднявшись на которую можно увидеть всю панораму родной земли.
1. Работа с текстом.
Демонстрация фото природы посёлка (Слайд №2).
Под звуки тихой лирической мелодии учитель описывает её.
- На правом берегу Кондомы, в красивейшем месте, среди бескрайних лугов, расположился посёлок Малиновка. Посмотрите, ребята, где ещё можно увидеть такие просторы, буйное цветение трав, тихую гладь реки. А как описать мудрую степенность кедрачей, весёлую напевность сосновых боров, тихую задумчивость берёзовых рощ, несмолкаемый шёпот бескрайних осинников.
Пройдите по лесным опушкам. Там радуют глаз красноголовые подосиновики и облепившие пеньки опята, рыжевато-розовые рыжики и стройные подберёзовики.
Эта красота вдохновляет художников слова на создание замечательных стихов о своём крае. Послушайте стихотворение, написанное нашей землячкой Евгенией Шкаевой. Стихотворение так и называется «Малиновка». (Стихотворение читает заранее подготовленный ученик)
В Малиновке малиновые зори
В рассветной отражаются реке.
Бежит девчонка вниз по косогору
С малиною в плетёном туеске. Здесь по пригоркам разбежались улицы,
Дорога под «БелАЗами» дрожит.
Под летним ветерком листва волнуется,
И в небе стая голубей кружит. Везёт автобус в шахту смену новую,
И уголь выдаётся на-гора.
У дома пахнет шишкою сосновою,
И во дворе стрекочет детвора. Пусть в мире есть места и покрасивее
В заморском сладко-призрачном раю,
Кузбасс мне дорог, я горжусь Россиею,
Ну, а люблю Малиновку мою. - А теперь послушайте ещё один текст:
Удивительно … и … природа земли Кузнецкой. … поля тянутся вдаль. …лентой вьётся по ней …река. Лучи солнца озаряют …отблесками её …поверхность. В …синеве неба парят …птицы. Здесь ды-шишь…воздухом…трав.
…ветерок коснётся…камышей, и они споют…песню о нашей…стороне.
- Ребята, смог ли автор передать прелесть этой земли, насколько точно показал её неповторимость?
Правильно, автор не смог детально описать красоту и неповторимость земли сибирской, так как в тексте нет эпитетов (красочных прилагательных), а они необходимы для точности описания. Итак, ребята, я думаю, вы убеждены, что имя прилагательное – очень важная часть речи.
- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное?
- Неужели наш текст так и останется без прилагательных, словно птица без крыльев? Давайте с помощью этого текста передадим красоту нашего края. Вставьте прилагательные и озаглавьте текст
Слайд №3  Сильные ученики самостоятельно трансформируют и дополняют текст.
 Менее сильные учащиеся пользуются словами для справок:
Бесконечный, богатый, красивый, бескрайний, прекрасный, золотистый, необозримый, прозрачный, необъятный, нескончаемый, роскошный, свежий, чистый, бездонный, неохватный, ласковый, нежный, нарядный, прозрачный, приветливый, ярко-синий, тёплый, родной, высокий, безмятежный, душистый, гладкий, задумчивый, дремлющий, тихий, дурманящий, лёгкий, плодородный, благоухающий, светлый, игривый, дерзкий, удивительный, сухой и др. Подведение итогов работы: чтение творческих работ учащихся. Заполнение маршрутного листа.
2. Беседа:
- Докажите, что перед нами текст.
- Какова его основная мысль?
- Какие изобразительные средства используются для выражения основной мысли?
- Какие непостоянные признаки могут иметь прилагательные? Докажите на примерах из текста.
3. Практическая работа.
А) Синтаксический разбор предложений.
- Какова синтаксическая роль прилагательных? Докажите на примерах из текста, произведя синтаксический разбор 1-го и 2-го предложений.
Б) Составление предложений.
- Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово родной сохраняло бы значение прилагательного, а в другом отчётливо воспринималось как существительное.
В) Определение разряда прилагательных.
- Укажите разряд прилагательного родной.
Завершите следующую запись, вставляя недостающие слова: _____________ прилагательные имеют, как правило, _________________ и ____________________ формы. Но из этих правил бывают исключения. К ним относятся, например, __________________ , вороной, деловой. - По каким ещё признакам вы определите, что перед вами качественное прилагательное?
- Прилагательные каких разрядов вы ещё знаете?
- Докажите своими примерами что одно и то же прилагательное может быть разных разрядов.
- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Не забудьте отметить результаты в маршрутных листах.
3. Сообщение учителя.
- Вы хорошо справились с заданием, горит зелёный свет, и мы отправляемся дальше – к истокам посёлка.
Сибирские поселения… Стоят они обычно по косогорам, рассыпавшись по берегам рек и речушек, затерявшись в дремучей тайге. Люди выбирают места, богатые зверьём, птицей и рыбой, да чтобы грибов и ягод с избытком можно было заготовить на зиму. Демонстрация слайда № 4
Вот в таком месте, на правом берегу Кондомы, в 1928 году обосновался посёлок Малиновка. А название такое получил, потому что уж очень много по окрестным логам росло малины. Посёлок начали строить переселенцы, прибывшие из разных районов России.
Первые дома строились на берегу около ельника, от которого до настоящего времени осталось не более 506 деревьев. Улицу назвали «Береговой», продолжая строительство вниз по течению реки. Демонстрация слайда № 5
Дорог не было никаких. Продукты доставляли из Кузедеева летом на лодках, а зимой – на лошадях по речному льду. Постепенно строительство перемещалось на улицы, которые сегодня называются Станционная, Нагорная, Садовая, Угольная.
Малиновка стала особенно бурно развиваться в пятидесятых годах и выросла до посёлка городского типа. Строительство в посёлке продолжается и в наши дни. Демонстрация слайда № 6
Каждого человека, приезжающего в посёлок автотранспортом или в поезде, приветливо встречает строгий дорожный знак – указатель с наименованием населённого пункта и символикой, говорящей о том, что здесь живут шахтёры.
Основная часть посёлка разместилась на возвышенности, там, где раньше шумела зелёная тайга, а ещё чуть выше колосились хлеба. Демонстрация слайда № 7
Главная улица имени 60-летия Октября начинается трёхэтажной школой, большой и светлой, с просторным спортивным залом. Недалеко, через дорогу – здание администрации посёлка. В нём же раз-мещается и школа искусств. Демонстрация слайда № 8
Рядом живописный сквер, в котором возвышается обелиск Боевой славы, воздвигнутый в тридцатилетнюю годовщину Дня Победы. Демонстрация слайда № 9
Одно из красивейших зданий посёлка – шахтёрский Дом культуры «Прогресс». Перед входом в него стоит в виде раскрытой книги мраморный обелиск Трудовой славы. Сюда заносятся имена тех, кто своим трудом прославляет шахту.
При ДК работают кружки художественной самодеятельности и спортивные секции. Самодеятельные артисты участвуют в различных смотрах и конкурсах, и, как правило, их творчество получает высокую оценку.
Послушайте, что написал про наш ДК ученик 7 класса Кобяков Алексей: Дом культуры – это центр посёлка. Он собирает на своей площади всех жителей на различные торжества и праздники.
Зимой, когда посреди площади ставят ёлку, сюда приходят покататься с горок ребятишки. Снежный городок делают ученики школ. Ёлка тоже украшена умелыми руками ребят. Все игрушки неповторимы, потому что они самодельные. В новогоднюю ночь здесь особенно людно.
А когда зима с весной соревнуются, Масленица опять собирает народ у клуба. Какое же тут тогда начинается веселье! На многоголосой ярмарке идет не спокойный, а бойкий торг. Здесь и платки яркие, и пироги ароматные, и блинчики масленые. А посреди площади стоит столб с сюрпризами. Много находится ловких и шустрых мужчин, которым удаётся снять со столба эти пакеты. А со всех сторон подбадривают смельчаков остроумными шутками, весёлыми песнями, залихватским свистом.
Летом, когда шахтёры празднуют свой профессиональный праздник, Дом культуры опять становится центром веселья, радости. На площади строят большую сцену, и там выступают приезжие артисты. 4. Выборочный диктант.
- Ребята, чтобы нам отправиться дальше, нужно правильно написать прилагательные, а для этого проведём выборочный диктант. Вспомним не только орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное», но и закрепим знания ранее изученных орфограмм.
Задание: выпишите словосочетания «существительное + прилагательное» и выделите графически орфограммы в прилагательных.
 Различные торжества, снежный городок, умелыми руками, игрушки самодельные, в новогоднюю ночь, на многоголосой ярмарке, не спокойный, а бойкий торг, платки яркие, пироги ароматные, блинчики масляные, ловких мужчин, шустрых мужчин, остроумными шутками, весёлыми песнями, залихватским свистом, профессиональный праздник, большую сцену. А) Безударные окончания имён прилагательных: умелыми руками, игрушки самодельные, в новогоднюю ночь, на многоголосой ярмарке, платки яркие, ловких мужчин, залихватским свистом
Б) НЕ с прилагательными: не спокойный, а бойкий торг
В) Н, НН в суффиксах прилагательных: блинчики масленые
Г) Правописание сложных слов: игрушки самодельные, в новогоднюю ночь, на многоголосой ярмарке, остроумными шутками
Д) Проверяемые безударные гласные в корне: самодельные, в ново-годнюю ночь, на многоголосой ярмарке, остроумными шутками, весёлыми песнями, большую сцену
Е) Различение суффиксов прилагательных –к-, -ск-: залихватским свистом
Ж) Непроверяемые гласные и согласные в корне: пироги ароматные, профессиональный праздник
Заполните маршрутные листы.
5. Лексическая работа.
- В тексте ученика встретилось, на мой взгляд, очень интересное прилагательное, «залихватский».
Объясните значение этого слова путём подбора к нему слов – синонимов (задорный, озорной, весёлый, беззаботный, ликующий, жизнерадостный, игривый, радостный, резвый и др.).
Откроем «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.
Залихва′тский, -ая, -ое (разг.). Удалой, бесшабашный.
-Молодцы, ребята! И с этим заданием вы успешно справились.
Заполняем маршрутные листы, садимся в автобус. На нашем светофоре горит зелёный свет. Мы можем отправляться дальше.
А дальше по главной улице – детский сад, рядом с ним возложен камень, на месте которого скоро будет построена часовенка в память о погибших шахтёрах, ещё дальше - две школы, магазины, больница.
И вот мы въезжаем на ту самую гору, с которой Малиновка – как на ладони. Демонстрация слайда № 10
6. Лексическая работа
- Узнаёте? Каким одним словом вы бы описали свой посёлок?
- Верно, он очень красивый. Для того чтобы при создании текста о Малиновке вы не допускали такой ошибки, как повтор, поработаем над развитием речи. Подберите синонимы к слову красивый.
7. Образование степеней сравнения прилагательных.
- Какие степени сравнения могут иметь прилагательные?
Образуйте все возможные степени сравнения прилагательного «краси-вый».
 Красивее, более красивый, красивейший, самый (наиболее) краси-вый
8. Орфоэпическая работа
- Поставьте ударение в слове красивейший.
Запомните: есть только один вариант - краси′вейший. - Ребята, вот и подошла к завершению наша экскурсия.
Я думаю, что вы уже заполнили маршрутные листы. Один большой лист оставьте у себя, а маленький передайте мне, чтобы я могла подвести итог. III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Какие знания вам понадобились, чтобы совершить нашу экскурсию?
- Расскажите об орфограммах, которые мы повторили. Приведите примеры.
- Для чего нам необходимо знание имён прилагательных и умение ис-пользовать их в речи?
- Внимательно посмотрите сами и покажите мне свои маршрутные лис-ты. Вы смогли оценить свои знания?
- Какой учебный материал вы знаете хорошо?
- Какой учебный материал вам необходимо повторить?
- Вы все смогли оценить свои знания по теме «Имя прилагательное». Работу по устранению выявленных недочётов вы проведёте дома, повторив теоретические сведения и составив орфографический диктант, состоящий из слов, включающих те орфограммы, в знании которых вы сомневаетесь. Демонстрация слайда № 11
- Я надеюсь, что посёлок, в котором вы живёте, стал вам ближе и роднее. Давайте будем любить Малиновку, беречь её прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и своими делами и поступками прославлять свой край.
- А завершим наш урок стихотворением ещё одного поэта Малиновки А.Шишкина
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик У камышей и тальника
Видны песчинки с донышка.
Лежит моя Малиновка,
Как ягодка на солнышке.
Между логами и холмами
Сверкает ярко окнами,
Многоэтажие домов
Как ожерелье соткано.
В соседстве лес, цветочный луг,
И улицы недлинные,
Когда присмотришься вокруг –
Малиново-малиново.
Над речкой кружатся стрижи,
Тень сосен на суглиннике.
А нам здесь долго-долго жить,
Пока стоять Малиновке. IV. ИНФОРМАЦИЯ О ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ДОМАШНЕМ ЗА-ДАНИИ
- повторить изученное о прилагательном §§ …
- выполнить упр. № …
- подобрать как можно больше эпитетов к словам КРАЙ, ГОРОД, УЛИЦА
- написать сочинение на одну из тем: «Улица моего детства», «Мой по-сёлок», «Я горжусь своим посёлком». Литература
Васильева В.В., Пищева Г.Н. «Современные открытые уроки русского языка. (Серия «Школа радости»). – Ростов н/Д: Феникс, 2002
Ожегов С.И. «Словарь русского языка». – М.: Русский язык, 1989
Сальников И.И. «Шахта «Аларда». Люди. Годы. Дела.» – АО Кемеровское книжное издание, 1997
Скороходова Т.Н. «Внеклассная работа по русскому языку. 6 класс». - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
Суслова В.Е., Петрова А.И. «Уголь Кузбасса». – М.: Недра, 1984
Шкаева Евгения «Сквозь призму сердца». – Малиновка, 2003 ПРИЛОЖЕНИЕ Маршрутный лист ученика (-цы)___________________________________ Тема Оценка
Прилагательное как часть речи (знание правила) О
Умение определять морфологические признаки: род, число, падеж О
Умение определять разряд прилагательных О
Коммуникативные умения и навыки
Умение видеть роль прилагательных в предложении О
Умение трансформировать, дополнять и моделировать текст О
Умение подбирать к прилагательным синонимы О
Умение использовать прилагательные в качестве изобразительно-выразительных средств О
Орфоэпические умения О
Правописная подготовка
Безударные окончания имён прилагательных О
Н, НН в именах прилагательных О
О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных О
НЕ с прилагательными О
Правописание сложных слов О
Различение суффиксов прилагательных –к-, -ск- О
Проверяемые безударные гласные в корне О
Непроверяемые гласные и согласные в корне О
Условные обозначения
О (зелёным) – Ошибок не сделал
О (жёлтым) – Допущена одна ошибка – правило нужно повторить
О (красным) – Допущены две или более ошибки – правило нужно выучить
Категория: Русский язык | Добавил: Mtv_1962
Просмотров: 1788 | Загрузок: 591 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]