Понедельник, 05.12.2016, 01:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Исконно-русская лексика и заимствованные слова
[ · Скачать удаленно () ]
30.09.2015, 15:40

Подробный конспект урока

 

Организационная информация

Тема урока

«Исконно русская лексика и заимствованные слова»

  •  

Русский язык

  •  
  1.  

Автор урока

Лахина Юлия Петровна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МКОУ Подгоренская СОШ №1

Федеральный округ России

Центральный ФО

  •  
  •  
  •  
  •  

Методическая информация

Тип урока

Открытие нового знания

Цели урока

 -  обобщение и расширение полученных ранее  знаний по теме "Лексика»;

 -  развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;

 -  воспитание желания переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применить их на практике.

Задачи урока

-сформировать представление о делении лексики с точки зрения ее происхождения;

 - дать представление о некоторых признаках иноязычных слов;

- совершенствовать умение работать с лингвистическими словарями;

- самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах; 

- развивать  умение  давать самооценку своей деятельности;

 - воспитывать любовь к русскому языку и  литературе.

Ожидаемые результаты

  •  
  • получить представление о делении лексики с точки зрения ее происхождения на исконно русскую и заимствованную;
  • узнать основные признаки исконно русских и иноязычных слов;
  • научиться  работать с этимологическим словарем и словарем иностранных слов.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему, проблему;  сравнивать и  анализировать, выделять главное;
  • работать со словарями разных типов;

 Регулятивные УУД:

  • работать по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  •  
  • стремиться к совершенствованию собственной речи;
  •  испытывать потребность в самовыражении через слово;
  • толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать;  быть деликатным, дисциплинированным, ответственным. 
  •  

Учебник «Русский язык. 5 класс. Часть 2 / С.Львова, В.Львов»,приложение «Русскийязык. 5 класс. Часть 3 / С.Львова, В.Львов», словари, интерактивная мультимедийная система Smart (проектор, компьютер, пульт управления, интерактивная доска),  система голосования  Smart, программное обеспечение Smart.

 

Подробный конспект урока

 

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

и ожидаемый результат

Мотивация к учебной деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Оргмомент.

- Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики, выберите тот,  который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

-А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

 

 Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение

 (Л: планирование учебного сотрудничества. самоопределение, смыслообразование)

 

                              Актуализация знаний

 

 

Повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний.

Контроль качества усвоения материала по теме «Лексика», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 

Организует выполнение учащимися проверочной работы по теме «Лексика» с использованием системы голосования СМАРТ.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания проверочной работы

(умение распознавать термины из раздела «Лексика», находить  примеры)

 

 

 

 

 

 

                                                 Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование темы урока

 

Дать возможность учащимся осознать объем  и перспективы изучения темы.

 

 

 

 

 

Организует постановку проблемного вопроса, подводит учащихся к формулированию темы урока.

 

СЛАЙД 2. Блиц-интервью.

  1. Как вы думаете, увеличивается или уменьшается со временем лексический запас русского языка?
  2. За счет чего может пополняться наша лексика?
  3. Из каких языков приходят слова в русский язык? Приведите примеры.

Итак, каков же главный вопрос нашего урока?

 

СЛАЙД 3. Сообщение и запись темы урока.

- Что нам нужно сегодня узнать?

 

 

 

Отвечают на вопросы блиц-интервью.

Ставят проблемный вопрос.

Формулируют тему урока

(П: формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели)

Какой бывает лексика по происхождению?

 

Узнать основные признаки исконно русских и иноязычных слов, учиться  работать со словарями.

                                           Открытие учащимися новых знаний

 

Добиться от учащихся осмысления понятий «исконно русские» и «заимствованные слова».

 

 Содействовать

развитию навыков

ознакомительного,

изучающего чтения

лингвистического

текста.

 

В форме наводящего диалога организует наблюдение за работой детей в группах.

 

-  А теперь пора включиться в работу нашим группам. Вам предстоит провести свою научно-исследовательскую работу, чтобы ответить на все поставленные вопросы.

 

СЛАЙД 4. Устав групповой работы.

 

- Откуда мы можем получить информацию об исконно русских и заимствованных словах?

- У вас на столах учебники, карточки, словари, ноутбуки. Я вам даю время на сбор информации, после чего вы поделитесь своими знаниями.

Совместно договариваются о правилах общения в группах.

 Каждый учащийся выполняет индивидуальное задание для решения проблемы.

Делают выводы по решению проблемного вопроса.

Заполняют инструкционные таблицы.

 

(П: Умение работать с различными источниками информации: учебником, энциклопедией, Интернетом.

Р:Умение оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые  коррективы)

 

               Включение новых знаний в систему знаний

 

Включение нового знания в систему изученного материала

 

Развитие умения

доказывать свою точку зрения

 

 

Организует диалог на применение знаний в новой ситуации.

 

СЛАЙД 5. Отчет 1 группы по таблице с использованием карточки.

 

СЛАЙД 6. Отгадайте ребусы. Определите, это исконно русские или заимствованные слова.

 

-По каким признакам можно определить. Что слово – иноязычное? (Отчет 2 группы)

 

СЛАЙД 7. А можно ли узнать, откуда пришло слово?

 

СЛАЙД 8. Нормы произношения иноязычных слов.

 

 

Рассуждают, обосновывая свои ответы.

( П: установление причинно-следственных связей, выполнение операций анализа, обобщения)

 

.

Подведение   итогов урока.

Рефлексия.

Развитие умения

обобщать и систематизировать изученное, делать выводы.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог:

- Исследование какой темы вели на уроке?

- На какие вопросы урока вы нашли сегодня ответы?

- Каким способом?

 -Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

 

 

Учащиеся самостоятельно формулируют основные вопросы, рассмотренные на уроке, и дают на них ответы.

 

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

                                                              Домашнее   задание

Содействовать

развитию умения

анализировать

свою

деятельность

на уроке через

разноуровневое

домашнее

задание

Проводит инструктаж по выполнению домашней  работы, комментирует   задания.

Для всего класса:

  • подробный пересказ текстов на с. 37-39;
  • Разноуровневое домашнее задание:

1-ый уровень — упр.484 (Выписать из словаря «Говори правильно» 5 иноязычных  слов, в которых есть буквенное сочетание те.  Составить с ними предложения.)

 

2-ой уровень —упр.485 ( С помощью этимологического словаря определить происхождение заимствованных слов. Составить и записать предложения с этими словами.) 

 

3-ий уровень -  упр.486 (задание под рубрикой «Обращаемся к Интернету»)

Записывают домашнее  задание.

 

 

 

  

 

В помощь учителю

Обоснование использования мультимедиа на уроке

Урок отражает особенности методической системы программы, направленной на интенсивное речевое развитие школьников и реализацию их творческого потенциала. Богатство и разнообразие мультимедийного материала позволяет дифференцировать работу учащихся на уроке, реализуя системно-деятельностный подход.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Данный урок русского языка –  пятый урок раздела «Лексика и фразеология» в 5 классе - разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО для учебной программы под редакцией С.Львовой.

Другое

(приложения)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Индивидуальное задание 1.

Выполни на доске морфемный разбор слов:

РУССКИЕ, ЗАИМСТВОВАННЫЕ, ИНОЯЗЫЧНЫЕ.

Индивидуальное задание 2.

 Запиши  на доске фонетическую транскрипцию слов:

 ЗАИМСТВОВАНИЕ, ЛЕКСИКА.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ГРУППА 1.

  1. 1.Внимательно прочитай текст в учебнике на стр.37-38. Заполни пропуски:

Большую часть лексики составляют слова, которые существуют врусском языке с древних времен, то есть____________________________.

Например, это слова:_______________________________________________________

Другой путь постоянного пополнения лексики - _______________________ слов.

Слова, пришедшие в русский язык из других языков мира,называются _____________________________________(_______________________________________) словами.

  1. 2.Определите, в каком ряду все слова – заимствованные. Обведите номер правильного ответа и запишите эти слова в тетрадь. Проверьте себя по этимологическому словарю.
  1. Вода, море, соль, луна, волшебник, береза, знаменитый;
  2. Футбол, балет, театр, кафе, герань, дуэль, школа;
  3. Внимание, восхищение, лестница, гвоздика, искусство, волшебник, мятеж.
  1. 3.Выполните письменно задание к упр. 479 (каждый участник группы готовит ответ об одном слове).

 

КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ГРУППА 2.

  1. 1.Внимательно прочитайте текст на стр. 38-39. Заполните пропуски, указывая признаки, по которым можно опознать заимствованные слова:
  1. Если слово начинается с _________________________;
  2. На заимствованный характер указывает буква _________, сочетания __________________ в корне;
  3. В исконно русских словах не бывает сочетаний  __________________________________________ в корне;
  4. В корнях заимствованных слов встречаются сочетания двух и более ____________________________.
  1. 2.Выполните в рабочей тетради упражнение 482.
  2. Укажите слова, происхождение которых дано в каждом примере. Запишите слова в тетрадь.
  1. ____________________- от имати «брать»; буквально: «вбирать в себя», то есть «слушать»;
  2. ____________________ - тюрк. кара «черный» + тюрк. даш «камень»;
  3. ____________________- нем. Buch «книга» + нем. Halter «держатель»;
  4. ____________________- от мять «топтать», «мять».

 

КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ГРУППА 3.

  1. 1.Просмотрите теоретический материал на стр.37-38. Сформулируйте вопросы по тексту ( каждый участник группы готовит 1 вопрос).
  2. 2.Выполните в рабочей тетради упр.483.
  3. 3.Пользуясь толковым словарем, определите и запишите в тетради лексическое значение слов ОБЪЯВЛЕНИЕ и АФИША. Составьте с этими словами словосочетания ГЛАГОЛ +СУЩ. Какие признаки иноязычной лексики есть в слове АФИША?  Ответьте устно на вопрос 3 из упр.481.

 

 

Описание мультимедийных компонентов проекта

 

Автор проекта

Лахина Юлия Петровна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МКОУ Подгоренская СОШ №1

Название проекта

Мультимедийное презентационное сопровождение «Исконно русская лексика и заимствованные слова»

Операционная система

Windows

Размер ресурса

 

Технические данные

 

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Название учебного пособия и автора образовательной программы

Учебник «Русский язык. 5 класс./ С.Львова, В.Львов»,  программа по русскому языку 5-9 классы/ С.Львова

Название темы урока

«Исконно русская лексика и заимствованные слова»

Формат ресурса – основного файла

 

Вид ресурса

Мультимедийная презентация

Образовательный тип

Электронный учебник

ПО, с помощью которого создан дидактический материал

 

Цели и задачи дидактического материала

- совершенствовать умение работать с мультимедийными ресурсами;

 - обобщить и расширить полученные ранее  знания по теме "Лексика»;

 -  развивать речь, логическое мышление, коммуникативные возможности учащихся;

- самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме,

- сравнивать, анализировать, работать в группе и парах; 

Содержание дидактического материала

 

Ресурсы дидактического материала

 

Используемые источники информации

 

Возможности использования дидактического материала

Созданный ресурс может быть использован педагогом в течение урока на этапах актуализации, открытия нового знания, включения знаний в систему

Ограничения на использование ресурса

 

Место мультимедиа -компонентов структуре и содержании урока

Подробное объяснение места мультимедиа - ресурса в структуре и содержании урока, а также пояснение роли их использования дано в конспекте урока

 

Категория: Русский язык | Добавил: yuli-lakhi
Просмотров: 434 | Загрузок: 94 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Юлия Петровна!
Вами указана неверная ссылка на материал. Внесите необходимые изменения до 24.0 по Мск. 05.10.2015г.
Технический эксперт Н.Л. Мельникова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]