Лахина Юлия Петровна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение
МКОУ Подгоренская СОШ №1
Федеральный округ России
Центральный ФО
Методическая информация
Тип урока
Открытие нового знания
Цели урока
- обобщение и расширение полученных ранее знаний по теме "Лексика»;
- развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;
- воспитание желания переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применить их на практике.
Задачи урока
-сформировать представление о делении лексики с точки зрения ее происхождения;
- дать представление о некоторых признаках иноязычных слов;
- совершенствовать умение работать с лингвистическими словарями;
- самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;
- развивать умение давать самооценку своей деятельности;
- воспитывать любовь к русскому языку и литературе.
Ожидаемые результаты
получить представление о делении лексики с точки зрения ее происхождения на исконно русскую и заимствованную;
узнать основные признаки исконно русских и иноязычных слов;
научиться работать с этимологическим словарем и словарем иностранных слов.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;
работать со словарями разных типов;
Регулятивные УУД:
работать по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
стремиться к совершенствованию собственной речи;
испытывать потребность в самовыражении через слово;
толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.
Учебник «Русский язык. 5 класс. Часть 2 / С.Львова, В.Львов»,приложение «Русскийязык. 5 класс. Часть 3 / С.Львова, В.Львов», словари, интерактивная мультимедийная система Smart (проектор, компьютер, пульт управления, интерактивная доска), система голосования Smart, программное обеспечение Smart.
Подробный конспект урока
Этап урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учеников
и ожидаемый результат
Мотивация к учебной деятельности
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Оргмомент.
- Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
-А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение
(Л: планирование учебного сотрудничества. самоопределение, смыслообразование)
Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний.
Контроль качества усвоения материала по теме «Лексика», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Организует выполнение учащимися проверочной работы по теме «Лексика» с использованием системы голосования СМАРТ.
Выполняют задания проверочной работы
(умение распознавать термины из раздела «Лексика», находить примеры)
Постановка учебной задачи
Формулирование темы урока
Дать возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы.
Организует постановку проблемного вопроса, подводит учащихся к формулированию темы урока.
СЛАЙД 2. Блиц-интервью.
Как вы думаете, увеличивается или уменьшается со временем лексический запас русского языка?
За счет чего может пополняться наша лексика?
Из каких языков приходят слова в русский язык? Приведите примеры.
Итак, каков же главный вопрос нашего урока?
СЛАЙД 3. Сообщение и запись темы урока.
- Что нам нужно сегодня узнать?
Отвечают на вопросы блиц-интервью.
Ставят проблемный вопрос.
Формулируют тему урока
(П: формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)
Какой бывает лексика по происхождению?
Узнать основные признаки исконно русских и иноязычных слов, учиться работать со словарями.
Открытие учащимися новых знаний
Добиться от учащихся осмысления понятий «исконно русские» и «заимствованные слова».
Содействовать
развитию навыков
ознакомительного,
изучающего чтения
лингвистического
текста.
В форме наводящего диалога организует наблюдение за работой детей в группах.
- А теперь пора включиться в работу нашим группам. Вам предстоит провести свою научно-исследовательскую работу, чтобы ответить на все поставленные вопросы.
СЛАЙД 4. Устав групповой работы.
- Откуда мы можем получить информацию об исконно русских и заимствованных словах?
- У вас на столах учебники, карточки, словари, ноутбуки. Я вам даю время на сбор информации, после чего вы поделитесь своими знаниями.
Совместно договариваются о правилах общения в группах.
Каждый учащийся выполняет индивидуальное задание для решения проблемы.
Делают выводы по решению проблемного вопроса.
Заполняют инструкционные таблицы.
(П: Умение работать с различными источниками информации: учебником, энциклопедией, Интернетом.
Р:Умение оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы)
Включение новых знаний в систему знаний
Включение нового знания в систему изученного материала
Развитие умения
доказывать свою точку зрения
Организует диалог на применение знаний в новой ситуации.
СЛАЙД 5. Отчет 1 группы по таблице с использованием карточки.
СЛАЙД 6. Отгадайте ребусы. Определите, это исконно русские или заимствованные слова.
-По каким признакам можно определить. Что слово – иноязычное? (Отчет 2 группы)
СЛАЙД 7. А можно ли узнать, откуда пришло слово?
СЛАЙД 8. Нормы произношения иноязычных слов.
Рассуждают, обосновывая свои ответы.
( П: установление причинно-следственных связей, выполнение операций анализа, обобщения)
.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Развитие умения
обобщать и систематизировать изученное, делать выводы.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог:
- Исследование какой темы вели на уроке?
- На какие вопросы урока вы нашли сегодня ответы?
- Каким способом?
-Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Учащиеся самостоятельно формулируют основные вопросы, рассмотренные на уроке, и дают на них ответы.
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Домашнее задание
Содействовать
развитию умения
анализировать
свою
деятельность
на уроке через
разноуровневое
домашнее
задание
Проводит инструктаж по выполнению домашней работы, комментирует задания.
Для всего класса:
подробный пересказ текстов на с. 37-39;
Разноуровневое домашнее задание:
1-ый уровень — упр.484 (Выписать из словаря «Говори правильно» 5 иноязычных слов, в которых есть буквенное сочетание те. Составить с ними предложения.)
2-ой уровень —упр.485 ( С помощью этимологического словаря определить происхождение заимствованных слов. Составить и записать предложения с этими словами.)
3-ий уровень - упр.486 (задание под рубрикой «Обращаемся к Интернету»)
Записывают домашнее задание.
В помощь учителю
Обоснование использования мультимедиа на уроке
Урок отражает особенности методической системы программы, направленной на интенсивное речевое развитие школьников и реализацию их творческого потенциала. Богатство и разнообразие мультимедийного материала позволяет дифференцировать работу учащихся на уроке, реализуя системно-деятельностный подход.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
Данный урок русского языка – пятый урок раздела «Лексика и фразеология» в 5 классе - разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО для учебной программы под редакцией С.Львовой.
Другое
(приложения)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Индивидуальное задание 1.
Выполни на доске морфемный разбор слов:
РУССКИЕ, ЗАИМСТВОВАННЫЕ, ИНОЯЗЫЧНЫЕ.
Индивидуальное задание 2.
Запиши на доске фонетическую транскрипцию слов:
ЗАИМСТВОВАНИЕ, ЛЕКСИКА.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
ГРУППА 1.
1.Внимательно прочитай текст в учебнике на стр.37-38. Заполни пропуски:
Большую часть лексики составляют слова, которые существуют врусском языке с древних времен, то есть____________________________.
Например, это слова:_______________________________________________________
Другой путь постоянного пополнения лексики - _______________________ слов.
Слова, пришедшие в русский язык из других языков мира,называются _____________________________________(_______________________________________) словами.
2.Определите, в каком ряду все слова – заимствованные. Обведите номер правильного ответа и запишите эти слова в тетрадь. Проверьте себя по этимологическому словарю.
Вода, море, соль, луна, волшебник, береза, знаменитый;
3.Выполните письменно задание к упр. 479 (каждый участник группы готовит ответ об одном слове).
КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
ГРУППА 2.
1.Внимательно прочитайте текст на стр. 38-39. Заполните пропуски, указывая признаки, по которым можно опознать заимствованные слова:
Если слово начинается с _________________________;
На заимствованный характер указывает буква _________, сочетания __________________ в корне;
В исконно русских словах не бывает сочетаний __________________________________________ в корне;
В корнях заимствованных слов встречаются сочетания двух и более ____________________________.
2.Выполните в рабочей тетради упражнение 482.
Укажите слова, происхождение которых дано в каждом примере. Запишите слова в тетрадь.
____________________- от имати «брать»; буквально: «вбирать в себя», то есть «слушать»;
____________________ - тюрк. кара «черный» + тюрк. даш «камень»;
____________________- нем. Buch «книга» + нем. Halter «держатель»;
____________________- от мять «топтать», «мять».
КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
ГРУППА 3.
1.Просмотрите теоретический материал на стр.37-38. Сформулируйте вопросы по тексту ( каждый участник группы готовит 1 вопрос).
2.Выполните в рабочей тетради упр.483.
3.Пользуясь толковым словарем, определите и запишите в тетради лексическое значение слов ОБЪЯВЛЕНИЕ и АФИША. Составьте с этими словами словосочетания ГЛАГОЛ +СУЩ. Какие признаки иноязычной лексики есть в слове АФИША? Ответьте устно на вопрос 3 из упр.481.
Описание мультимедийных компонентов проекта
Автор проекта
Лахина Юлия Петровна
Должность
Учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение
МКОУ Подгоренская СОШ №1
Название проекта
Мультимедийное презентационное сопровождение «Исконно русская лексика и заимствованные слова»
Операционная система
Windows
Размер ресурса
Технические данные
Учебный предмет
Русский язык
Класс
5
Название учебного пособия и автора образовательной программы
Учебник «Русский язык. 5 класс./ С.Львова, В.Львов», программа по русскому языку 5-9 классы/ С.Львова
Название темы урока
«Исконно русская лексика и заимствованные слова»
Формат ресурса – основного файла
Вид ресурса
Мультимедийная презентация
Образовательный тип
Электронный учебник
ПО, с помощью которого создан дидактический материал
Цели и задачи дидактического материала
- совершенствовать умение работать с мультимедийными ресурсами;
- обобщить и расширить полученные ранее знания по теме "Лексика»;
- развивать речь, логическое мышление, коммуникативные возможности учащихся;
- самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме,
- сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;
Содержание дидактического материала
Ресурсы дидактического материала
Используемые источники информации
Возможности использования дидактического материала
Созданный ресурс может быть использован педагогом в течение урока на этапах актуализации, открытия нового знания, включения знаний в систему
Ограничения на использование ресурса
Место мультимедиа -компонентов структуре и содержании урока
Подробное объяснение места мультимедиа - ресурса в структуре и содержании урока, а также пояснение роли их использования дано в конспекте урока
Уважаемая Юлия Петровна! Вами указана неверная ссылка на материал. Внесите необходимые изменения до 24.0 по Мск. 05.10.2015г. Технический эксперт Н.Л. Мельникова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]