ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Приветствие, посадка.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать сжатое изложение. Мы будем учиться вычленять в тексте главную и второстепенную информацию, использовать разные приемы сжатия текста, создавать сжатый текст на основе исходного. Запишите число и тему урока.
СЛАЙД №1
Тема урока: Использование способов сжатия текста при подготовке к написанию сжатого изложения.
Цели урока:
1) повторить материал о способах сжатия текста
2)совершенствовать на практике навыки сжатия текста
СЛАЙД №2
Учитель: Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?
- Вспомнить особенности сжатого изложения;
- Повторить требования, предъявляемые к сжатому изложению на ГИА;
- Обобщить знания о способах сжатия текста;
- Тренироваться в сжатии текста разными способами.
- Вспомнить понятия: текст, тип речи, тема, микротема и основная мысль текста.
II. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ.
Вопросы классу
Учитель: Какие цели мы ставим перед собой при работе над сжатым изложением? (Ответы учеников) СЛАЙД №3
Учитель: Давайте вспомним требования, которые предъявляются к сжатому изложению. (Ответы учеников) СЛАЙД №4
1. ПЕРЕДАТЬ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА, ОТРАЗИВ ВСЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ МИКРОТЕМЫ
2. ИПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
3. СОЗДАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ СМЫСЛОВОЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗНОСТЬЮ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ИЗЛОЖЕНИЯ
- : Какие приемы сжатия текста мы можем использовать при написании сжатого изложения? СЛАЙД №5
Вывод:
Мы вспомнили, что при сжатии текста сначала надо определить тему и основную мысль текста, тип текста, а затем выделить микротемы в тексте. Вспомнили приёмы сжатия текста. А сейчас мы потренируемся в применении способов сжатия текста.
Сократите, использовав приём исключение второстепенной информации. СЛАЙДЫ №6, №7,№8, №9
Сократите, использовав приём обобщение. СЛАЙДЫ №10, №11, №12, №13
Сократите, использовав приём слияние простых предложений в сложное. СЛАЙД №14
Сократите, использовав приём упрощение (замену). СЛАЙД №15
Учитель: Итак, ребята, мы повторили все способы сжатия текста, приёмы, с помощью которых текст можно сократить. На конкретных примерах рассмотрели каждый приём сжатия текста.
А сейчас мы поговорим о том, что же такое тема текста и микротема текста. В начале урока, знакомясь с требованиями предъявляемыми к написанию сжатого изложения, мы говорили о том, что при написании сжатого изложения необходимо передать тему, основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.
Что же такое ТЕМА текста? СЛАЙД №16 (Ответы учеников)
ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чём или о ком говорится в тексте.
Микро – это слово греческого происхождения, первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. (Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.)
Что такое микротема?
МИКРОТЕМА – часть темы. Ведущая тема распадается на подтемы, на абзацы (микротемы). Все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.
Если в тексте есть несколько частей, то каждая часть имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац. По количеству абзацев можно определить количество микротем. Микротема – это то, о чём говориться в абзаце.
У вас на столах лежит текст, давайте прочитаем его, определим тему и микротемы этого текста, составим его план.
Вопросы и задания к классу
1. О чем говорится в первой микротеме текста?
2. О чем говорится во второй микротеме текста?
3. О чем говорится в третьей микротеме текста?
4. О чем говорится в четвертой микротеме текста? СЛАЙДЫ №17, №18
План текста СЛАЙД №19
1. Книга – самое значительное изобретение за всю историю человечества.
2. Книга и сегодня не утратила своего значения.
3. Достоверным является лишь слово, закреплённое на бумаге.
4.Ум ограничен и скован без чтения книг.
Вывод: Таким образом, мы установили, что в тексте изложения можно выделить четыре микротемы и определили их главное содержание, отразив его в плане.
Анализ микротем текста с целью их сжатия и сбор рабочих материалов.
Учитель: Будем учиться выделять в микротемах основную и второстепенную информацию, использовать разные приемы сжатия текста, собирать рабочие материалы для сжатой передачи содержания текста.
Задание: Внимательно прослушайте текст во второй раз, выберите нужную и важную для каждой микротемы информацию, зафиксируйте ее с помощью ключевых слов, определите, какие приемы можно использовать при сжатии каждой микротемы.
Анализ четырёх микротем текста с целью их сжатия. (Текст у каждого на партах).
Вопросы и задания классу
1. В каком и предложении содержится главная информация?
2. Какая информация является повторяющейся и ее можно опустить?
3.Какими ключевыми словами мы можем зафиксировать главную информацию?
4. Каким приемом (приёмами) сжатия информации мы можем воспользоваться?
5. Какой вариант получился?
Вывод:
Мы с вами проанализировали текст, выделили микротемы, определили в них главную и второстепенную информацию, собрали рабочие материалы для сжатого изложения.
Ш. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА,
Рефлексия.
Оцените свои знания
«5» - Я всё понял(а) и могу объяснить другому
«4» - Я понял(а), но не могу объяснить другому
«3» - Я плохо понял(а)
Домашнее задание.
Сократите предложенный вам текст, использовав приемы сжатия текста, и запишите получившийся вариант.
СЛАЙД №20, №21 |