Пятница, 09.12.2016, 20:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Использование способов сжатия текста при подготовке к написанию сжатого изложения.
[ · Скачать удаленно () ]
08.12.2014, 23:37

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие, посадка.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать сжатое изложение. Мы будем учиться вычленять в тексте главную и второстепенную информацию, использовать разные приемы сжатия текста, создавать сжатый текст на основе исходного. Запишите число и тему урока.

СЛАЙД №1

Тема урока:  Использование способов сжатия текста при подготовке к написанию сжатого изложения.

Цели урока:

1) повторить материал о способах сжатия текста

2)совершенствовать на практике навыки  сжатия текста

СЛАЙД №2

Учитель: Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?

  1. Вспомнить особенности сжатого изложения;
  2. Повторить требования, предъявляемые к сжатому изложению на ГИА;
  3. Обобщить знания о способах сжатия текста;
  4. Тренироваться в сжатии текста разными способами.
  5. Вспомнить понятия: текст, тип речи, тема,  микротема и основная мысль текста.

II. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ.

Вопросы  классу

Учитель: Какие цели мы ставим перед собой при работе над сжатым изложением?  (Ответы учеников)  СЛАЙД №3

Учитель: Давайте вспомним требования, которые предъявляются к сжатому изложению.  (Ответы учеников)  СЛАЙД №4

1.  ПЕРЕДАТЬ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА, ОТРАЗИВ ВСЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ МИКРОТЕМЫ

2.   ИПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

3. СОЗДАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ СМЫСЛОВОЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗНОСТЬЮ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ИЗЛОЖЕНИЯ

  • : Какие приемы сжатия текста мы можем использовать при написании сжатого изложения? СЛАЙД №5

Вывод:

Мы вспомнили, что при сжатии текста сначала надо определить тему  и основную мысль текста, тип текста, а затем выделить микротемы в тексте. Вспомнили приёмы сжатия текста. А сейчас мы потренируемся в применении способов сжатия текста.

Сократите, использовав приём исключение второстепенной информации. СЛАЙДЫ №6, №7,№8, №9

Сократите, использовав приём обобщение. СЛАЙДЫ №10, №11, №12, №13

Сократите, использовав приём слияние простых предложений в сложное. СЛАЙД №14

Сократите, использовав приём упрощение (замену). СЛАЙД №15

Учитель: Итак, ребята, мы повторили все способы сжатия текста, приёмы, с помощью которых текст можно сократить. На конкретных примерах рассмотрели каждый приём сжатия текста.

А сейчас мы поговорим о том, что же такое тема текста и микротема текста. В начале урока, знакомясь с требованиями предъявляемыми к написанию сжатого изложения, мы говорили о том,  что при написании сжатого изложения необходимо передать тему, основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

Что же такое ТЕМА текста? СЛАЙД №16 (Ответы учеников)

ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чём или о ком говорится в тексте.

Микро – это слово греческого происхождения, первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.  (Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.)

Что такое микротема?

МИКРОТЕМА – часть темы. Ведущая тема распадается на  подтемы, на абзацы (микротемы). Все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая часть  имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац.  По количеству абзацев можно определить количество микротем. Микротема – это то, о чём говориться в абзаце.

У вас на столах лежит текст, давайте прочитаем его, определим тему и микротемы этого текста, составим его план.

Вопросы и задания к классу

1. О чем говорится в первой микротеме текста?

2. О чем говорится во второй микротеме текста?

3. О чем говорится в третьей микротеме текста?

4. О чем говорится в четвертой микротеме текста? СЛАЙДЫ №17, №18

План текста СЛАЙД №19

1. Книга – самое значительное изобретение за всю историю человечества.

2. Книга и сегодня не утратила своего значения.

3. Достоверным является лишь слово, закреплённое на бумаге.

4.Ум ограничен и скован без чтения книг.

Вывод: Таким образом, мы установили, что в тексте изложения можно выделить четыре микротемы и определили их главное содержание, отразив его в плане.

Анализ микротем текста с целью их сжатия и сбор рабочих материалов.

Учитель: Будем учиться выделять в микротемах основную и второстепенную информацию, использовать разные приемы сжатия текста, собирать рабочие материалы для сжатой передачи содержания текста.

Задание: Внимательно прослушайте текст во второй раз, выберите нужную и важную для каждой микротемы информацию, зафиксируйте ее с помощью ключевых слов, определите, какие приемы можно использовать при сжатии каждой микротемы.

Анализ четырёх микротем текста с целью их сжатия. (Текст у каждого на партах).

Вопросы и задания  классу

1.  В каком и предложении содержится главная информация?

2. Какая информация является повторяющейся и ее можно опустить?

3.Какими ключевыми словами мы можем зафиксировать главную информацию?

4. Каким приемом (приёмами) сжатия информации мы можем воспользоваться?

5. Какой вариант  получился?

Вывод:

Мы с вами проанализировали текст, выделили микротемы, определили в них главную и второстепенную информацию, собрали рабочие материалы для сжатого изложения. 

Ш. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА,

Рефлексия.

 Оцените свои знания

«5» - Я всё понял(а) и могу объяснить  другому

«4» - Я понял(а), но не могу объяснить другому

«3» - Я плохо понял(а)

Домашнее задание.

Сократите предложенный вам текст, использовав приемы сжатия текста, и запишите получившийся вариант.

 СЛАЙД №20, №21

Категория: Русский язык | Добавил: stavrovskaya
Просмотров: 650 | Загрузок: 148 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая коллега!

Сообщаю Вам, что данный материал не допущен к участию во Втором открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС» в связи с нарушением п.   1.3  Требований к конкурсным материалам, в соответствии с которым "мультимедиа материалы, участвовавшие в Первом Открытом профессиональном конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС», не могут принимать участие в Конкурсе".

Председатель конкурса А.В. Русяева.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]