Тип урока: Комбинированный ( урок словесности) Цели урока: обучающие • формировать представления о литературном языке как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющего кодифицированный литературный язык и литературную речь; • формировать умение организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения; развивающие • расширить культурный уровень учащихся, обогатить их представления о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа; воспитательные • привитие учащимся лингвистического вкуса; • формирование бережного отношения к слову; • развитие языкового и эстетического идеала. • Создание возможности для повышения коммуникативной компетентности учащихся, корректировки речи, формирование навыков правильности, уместности выбора языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысли и чувства говорящего или пишущего, соответствующие социальной ситуации. • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение устранять речевые ошибки; овладение такими мыслительными операциями, как синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Мотивация учащихся Отличительной чертой литературного языка является наличие письменной и устной формы, а также двух разновидностей - книжной и разговорной речи. Существование функционально-стилевых сфер литературного языка, то есть книжной и разговорной речи, позволяет ему быть средством культуры (художественная литература, публицистика, театр, кино). Между этими двумя разновидностями происходит постоянное взаимодействие, взаимопроникновение. В результате не только богаче и разнообразнее становится сам литературный язык, но и увеличиваются возможности его использования. Поэтому урок культуры речи по теме « Ортология существительного» в 11 классе проводится как урок словесности после изучения рассказов М.Зощенко. Интрига урока – в мастерстве Зощенко использовать «бисер освоенного им лексикона» в речи героев. При этом модель урока значительно изменена, чтоб вовлечь ребят в творческий процесс и подчинить его законам сатирического искусства. Распознавание учениками законов создания комического эффекта , соотнесение с нормой -так возникает стремление разграничить употребление вариантов, правильно использовать речевые средства. Обращение к фрагментам рассказов Зощенко создают атмосферу легкости и непринужденности. Ход и содержание урока 1 этап. Актуализация знаний
Продолжите слова Сократа, предложенные в качестве эпиграфа к уроку : «Начни говорить – и я тебя…( увижу)» Ученики: Возникают разные варианты ответа: услышу, пойму. Учитель: Почему Сократ считает, что по речи можно узнать и увидеть многое в человеке? Ученики: речь выдает уровень образованности, культуры... Учитель: Попробуем определить черты героя по его речи, узнать героя и автора. Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место. ... сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижет. И зуб во рте блестит. На слайде 4 появляется иллюстрация к рассказу « Аристократка» художника Радлова и портрет Зощенко. Учитель: Почему сборник рассказов М. Зощенко предваряет этот рисунок Радлова? Ученики: На первом рисунке собирательный образ , человека мелкого - необразованного , некультурного, поверхностного. Зощенко писал от 1 лица, и эффект создания образа иногда напрямую приписывался автору. Учитель: Что характерно речи героев Зощенко? ( используем 6 слайд) нарушение грамматических норм языка; плеоназм и тавтология; смешивание стилей; неверное употребление лексических единиц ; Нормы существуют как для устной, так и для письменной речи. Например, нормы акцентологические (ударение), орфоэпические (произношение) относятся к устной речи; нормы орфографические (правописание), пунктуационные характерны для письменной речи. Нормы словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические] должны соблюдаться в устной и письменной речи. Все перечисленные признаки составляют особенность литературного языка. Наша задача - формирование навыков правильности, уместности выбора языковых средств, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Помогать нам будут герои Зощенко. Слайд 7 . Найдите неверное словоупотребление: Была с ним «собака системы пудель». Исправьте ошибку. Составьте словосочетания. Заказать бронЮ... ( танка) Заказать брОню ( доп. бронь) ( билетов) Нормативное акцентирование необходимо еще и для того, чтоб быть понятым. Выполняем задание со слайда 8. В интерактивном режиме соединяем слова и их лексическое значение. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. Слайд 9 – самопроверка. Групповая работа. Прослушайте звуковую дорожку. отработайте произношение в группе из 3 человек, произнося слово ДО диктора. Ошибки фиксируются в словарик. Слайды 10,11,12- закрепляют орфографическую и орфоэпическую норму. « Обезьяний язык» . Использование иноязычных слов. Чтение фрагмента из рассказа « Обезьяний язык». Определение значения выделенных слов. Тренинг: слайды 13-19 с самопроверкой . Слайд 20. в чем выражается речевая избыточность выражения «К нам приехала негритянская негрооперетта…» (это тавтология). исправьте ошибки в следующих выражениях. Слайд 21. Закрепление нормы для сущ. в форме Р.п. мн.числа. Вспомним, как незадачливый герой Зощенко писал заявление о том , что ему нужно 2 кочерги и еще 3 кочерги. Почему не 5? Какое слово не укладывалось в форму Р.п. мн.числа. Слайд 22-23. Копилка ошибок. выполните задание слайды 24- 35 с проверкой – пополните копилку. Проверка и оценивание ЗУНКов Тест. Выполняется письменно с использованием копилки ошибок. Электронный вариант на слайде 35 – гиперссылка. Домашнее задание Составьте текст по образцу из копилки ошибок. Образец на слайде 36. Рефлексия деятельности на уроке Можно ли считать урок полезным, интересным, скучным? Мы убедились, что нарушение речевой нормы в литературе- это художественный прием раскрытия героя и создания комического эффекта. Чтоб не быть комичным в жизни и не создавать тот самый эффект, необходимо следовать норме литературного языка. Наше занятие указало каждому путь. Дерзайте! Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Использование средств мультимедиа (текст и текстовые спецэффекты, звуковая дорожка обеспечивают наглядность учебного материала, его интерактивность и визуализацию анимации; оказывает влияние на постижение жанрового своеобразия произведений Зощенко; демонстрирует образность языка; способствует овладению такими мыслительными операциями, как синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Слайды обеспечивают интерактивность, точно воспроизводя цитируемый материал.. Задание исправить речевые недочеты выполняется на интерактивной доске и сопровождается звуковой дорожкой .