Суббота, 18.05.2024, 12:43
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Культура речи. Ортология существительного
[ · Скачать удаленно (5.06 Mb) ]
10.01.2011, 20:07
Тип урока: Комбинированный ( урок словесности) Цели урока:
обучающие
• формировать представления о литературном языке как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющего кодифицированный литературный язык и литературную речь;
• формировать умение организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения;
развивающие
• расширить культурный уровень учащихся, обогатить их представления о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
воспитательные
• привитие учащимся лингвистического вкуса;
• формирование бережного отношения к слову;
• развитие языкового и эстетического идеала.
• Создание возможности для повышения коммуникативной компетентности учащихся, корректировки речи, формирование навыков правильности, уместности выбора языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысли и чувства говорящего или пишущего, соответствующие социальной ситуации.
• обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение устранять речевые ошибки; овладение такими мыслительными операциями, как синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Мотивация учащихся
Отличительной чертой литературного языка является наличие письменной и устной формы, а также двух разновидностей - книжной и разговорной речи. Существование функционально-стилевых сфер литературного языка, то есть книжной и разговорной речи, позволяет ему быть средством культуры (художественная литература, публицистика, театр, кино). Между этими двумя разновидностями происходит постоянное взаимодействие, взаимопроникновение. В результате не только богаче и разнообразнее становится сам литературный язык, но и увеличиваются возможности его использования. Поэтому урок культуры речи по теме « Ортология существительного» в 11 классе проводится как урок словесности после изучения рассказов М.Зощенко. Интрига урока – в мастерстве Зощенко использовать «бисер освоенного им лексикона» в речи героев. При этом модель урока значительно изменена, чтоб вовлечь ребят в творческий процесс и подчинить его законам сатирического искусства. Распознавание учениками законов создания комического эффекта , соотнесение с нормой -так возникает стремление разграничить употребление вариантов, правильно использовать речевые средства.
Обращение к фрагментам рассказов Зощенко создают атмосферу легкости и непринужденности. Ход и содержание урока
1 этап. Актуализация знаний

Продолжите слова Сократа, предложенные в качестве эпиграфа к уроку : «Начни говорить – и я тебя…( увижу)»
Ученики: Возникают разные варианты ответа: услышу, пойму.
Учитель: Почему Сократ считает, что по речи можно узнать и увидеть многое в человеке?
Ученики: речь выдает уровень образованности, культуры...
Учитель: Попробуем определить черты героя по его речи, узнать героя и автора.
Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
... сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижет. И зуб во рте блестит.
На слайде 4 появляется иллюстрация к рассказу « Аристократка» художника Радлова и портрет Зощенко.
Учитель: Почему сборник рассказов М. Зощенко предваряет этот рисунок Радлова?
Ученики: На первом рисунке собирательный образ , человека мелкого - необразованного , некультурного, поверхностного. Зощенко писал от 1 лица, и эффект создания образа иногда напрямую приписывался автору.
Учитель: Что характерно речи героев Зощенко?
( используем 6 слайд)
 нарушение грамматических норм языка;
 плеоназм и тавтология;
 смешивание стилей;
 неверное употребление лексических единиц ;
Нормы существуют как для устной, так и для письменной речи. Например, нормы акцентологические (ударение), орфоэпические (произношение) относятся к устной речи; нормы орфографические (правописание), пунктуационные характерны для письменной речи. Нормы словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические] должны соблюдаться в устной и письменной речи. Все перечисленные признаки составляют особенность литературного языка. Наша задача - формирование навыков правильности, уместности выбора языковых средств, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Помогать нам будут герои Зощенко. Слайд 7 . Найдите неверное словоупотребление: Была с ним «собака системы пудель». Исправьте ошибку.
Составьте словосочетания.
Заказать бронЮ... ( танка)
Заказать брОню ( доп. бронь) ( билетов)
Нормативное акцентирование необходимо еще и для того, чтоб быть понятым.
Выполняем задание со слайда 8. В интерактивном режиме
соединяем слова и их лексическое значение.
Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
Слайд 9 – самопроверка. Групповая работа. Прослушайте звуковую дорожку. отработайте произношение в группе из 3 человек, произнося слово ДО диктора. Ошибки фиксируются в словарик. Слайды 10,11,12- закрепляют орфографическую и орфоэпическую норму.
« Обезьяний язык» . Использование иноязычных слов.
Чтение фрагмента из рассказа « Обезьяний язык». Определение значения выделенных слов.
Тренинг: слайды 13-19 с самопроверкой .
Слайд 20. в чем выражается речевая избыточность выражения «К нам приехала негритянская негрооперетта…» (это тавтология). исправьте ошибки в следующих выражениях. Слайд 21. Закрепление нормы для сущ. в форме Р.п. мн.числа.
Вспомним, как незадачливый герой Зощенко писал заявление о том , что ему нужно 2 кочерги и еще 3 кочерги. Почему не 5? Какое слово не укладывалось в форму Р.п. мн.числа. Слайд 22-23.
Копилка ошибок. выполните задание слайды 24- 35 с проверкой – пополните копилку. Проверка и оценивание ЗУНКов
Тест. Выполняется письменно с использованием копилки ошибок. Электронный вариант на слайде 35 – гиперссылка.
Домашнее задание
Составьте текст по образцу из копилки ошибок. Образец на слайде 36. Рефлексия деятельности на уроке
Можно ли считать урок полезным, интересным, скучным?
Мы убедились, что нарушение речевой нормы в литературе- это художественный прием раскрытия героя и создания комического эффекта. Чтоб не быть комичным в жизни и не создавать тот самый эффект, необходимо следовать норме литературного языка. Наше занятие указало каждому путь. Дерзайте! Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Использование средств мультимедиа (текст и текстовые спецэффекты, звуковая дорожка обеспечивают наглядность учебного материала, его интерактивность и визуализацию анимации; оказывает влияние на постижение жанрового своеобразия произведений Зощенко; демонстрирует образность языка; способствует овладению такими мыслительными операциями, как синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Слайды обеспечивают интерактивность, точно воспроизводя цитируемый материал.. Задание исправить речевые недочеты выполняется на интерактивной доске и сопровождается звуковой дорожкой .
Категория: Русский язык | Добавил: Mtv_1962
Просмотров: 1962 | Загрузок: 499 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]