Суббота, 04.05.2024, 11:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Обобщающий урок по теме"Однородные члены предложения"
[ · Скачать удаленно (30.08 Mb) ]
30.12.2010, 00:00
Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»
Цели урока:
1. Обобщить сведения об однородных членах предложения; об однородных и неоднородных определениях; об обобщающих словах при однородных членах ; сформировать умение правильно ставит знаки препинания в предложениях с однородными членами.
2. Воспитать чувство ответственности за свои поступки и действия, чувства доброты, сострадания, готовности помочь товарищу.
3. Развить чувство коллективизма, умения аргументировать свою точку зрения, умения работать самостоятельно, в парах.
Ход урока:
- Ребята , сегодняшний урок у нас посвящен однородным членам предложения.
1. И начинаем мы его с теоретической минутки:
1. Какие члены предложения называют однородными?
2. Чем соединены между собой однородные члены?
3. Какие члены предложения могут быть однородными?
4. Как делятся сочинительные союзы по разряду.
5. Назовите соединительные, противительные и разделительные союзы.
6. Составьте по 3 предложения с однородными членами, связанными соединительными, разделительными, противительными союзами.
7. Какой знак препинания ставиться между однородными членами, не соединенными союзами?
8. Какому предложению соответствует характеристика:,повеств.,невоскл.,простое., односоставное., неопределенно-личное,распрост., полное.,ослож.однород.дополнениями,выраженными существительными
А)В саду сажают крокусы тюльпаны и другие зимующие растения.
Б)Вопросы к докладчику удивляли своей простотой и точностью и демонстрировали интерес к проблеме.
В)Жизнь без надежды как птица без крыльев
9. В каком варианте ответа указаны предложения с несколькими рядами однородных членов?
А. Он остановился под деревом, откинул капюшон плаща и посмотрел вокруг.
Б. Крупные капли дождя шлепали по листьям деревьев и кустов и скатывались на землю.
В. По вечерам мы собирались за столом и читали вслух книги, рассматривали журналы.
Г. По дорогам тянулись обозы с яблоками и капустой и грузовики с зерном.
1. А,Б 2)Б,Г 3)Б,В 4) А,Г
10. В каком варианте указаны предложения, в которых союз и связывает однородные члены.
А. Я поднялся на крыльцо и вошел в тускло освещенное помещение.
Б. Туман тотчас пришел в движение и показался противоположный берег.
В. Он видел только низкое октябрьское небо и верхушку рябины, густо усыпанную крупными гроздьями.
Г. Большая часть окон была закрыта выгоревшими газетами и только на некоторых из них висели занавески.
1) Б,Г 2) Б,В 3)А,В 4)А,Г
11. Составьте предложения по схемам: О:О,О,О . О,О,О-О .О:О,О,О_...
2. А теперь внимание на экран: поставьте запятую в предложении: Казнить нельзя помиловать.
- Как вы думаете, меняется ли смысл предложения в зависимости от места запятой в этом предложении?
- Да, ребята, оказывается простая запятая может изменить смысл всего предложения. Данное предложение является примером амфиболии. Амфиболи́я (от греч. ἀμφιβολία — двусмысленность, неясность) — двойственность или двусмысленность, получающаяся от того или иного расположения слов или от употребления их в различных смыслах, смешение понятий.
- Вот вам первое задание на дом: подберите в литературе еще подобные предложения-амфиболии.
3. А сейчас возьмите в руки листы, в которых будете выполнять задания. Прочитайте, что вам нужно выполнить:
1. Расставьте недостающие запятые при однородных членах предложения. После каждого предложения нарисуйте схему.
1) Она зализывала ушибы раны . 2) И в одиночестве копила страх злобу.3) С тех пор собака не доверяла людям убегала набрасывалась на них пыталась укусить. 4) Ночью собака подкралась к заснувшей даче бесшумно улеглась на свое место под террасой. 5) И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину закрыла глаза.6) Маленькая теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове. 7) Кусачка вертелась кувыркалась падала при несмолкаемом веселом хохоте. 8) Кусака долго металась лаяла после отъезда людей.
4. Проверяем цепочкой расстановку запятых, комментируем свой ответ.
5. Подведем итог: Что же мы знаем об однородных членах предложения?
Какие определения являются однородными?
- Какие определения являются неоднородными?
- Можно ли эти 8 предложений назвать рассказом?
- Как вы думаете, о чем был рассказ, из которого взяты эти предложения?
- Чем мог закончиться этот рассказ?
- Можно ли сказать, что данный рассказ А.Андреева «Кусака» о добре и зле?
6. Давайте дадим и запишем определение добра. (Учащиеся предлагают варианты).
- Итак, ребята, кто же запишет на доске определение добра: добро- это положительное, хорошее, нравственное, достойное подражания, то, что не причиняет зла другим людям.
- Объясните пунктуацию в этом предложении.
7. А теперь, ребята, выполним следующее задание: вставьте на месте пропуска определения, обозначающие указанный в скобках признак.
1) Черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший ____________ сад (неподвижность). 2) Кто-то смеялся ________ женским голосом (высота). 3) Отовсюду стал надвигаться мрак осенней _________ ночи (длина). 4) Кусаке хотелось к любящему ________ сердцу (женщина).
8. Проверьте правильность выполнения этого задания у своего соседа, обменявшись с ним тетрадями. Расскажите друг другу, почему в этих предложениях не ставится запятая.
9. Приступаем к выполнению следующего задания . Прочитайте предложения. Как вы думаете, какое задание я вам могу дать к ним? Правильно, я попрошу вас расставить знаки препинания, определив однородность и неоднородность определений.
1.Всю реку запрудил мелкий сплошной пропитанный водой лед.
2.Кругом была та же мрачная строгая дикая природа.
3.Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого березового листа.
4.На нетронутом снегу пустынной лесной дороги вился за ним вялый извилистый нечеткий след ,какой оставляет раненый зверь.
10. Ребята, правильность выполнения заданий вы проверите сами. Попрошу только подсчитать и назвать количество запятых в каждом предложении.
11. Несмотря на то, что эти предложения взяты не из рассказа о Кусаке, я хотела бы узнать, какие из них подошли бы по настроению, содержанию к этому рассказу. Почему?
12.Чтобы проверить ваши умения различать однородные и неоднородные определения, вам предлагается выполнить небольшую работу. Внимательно прочитайте ее.
Проверочная работа .
1. Расставьте знаки препинания:
1. На поле росли большие красные маки.
2. Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов.
3. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи.
4. Свежий морской ветер принес прохладу.
5. Шел тяжелый затяжной дождь.
6. Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.
7. Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.
8. Летние московские вечера бесконечны.
9. Вагон выделяется своей желтоватой деревянной обивкой.
10. По темной пыльной дороге бежала собака.
2. Составьте по 2 предложения с однородными членами, связанными союзами.
3.Составьте схемы предложений с однородными членами
1._____________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________3._____________________________________________________________________________________________
4. Вставить в предложения однородные члены
1. Весной в лесах поют мастера птичьих песен:___________________________________________
2. Туман накрыл все:________________________________________________________________
5. Вставить в предложения обобщающие слова.
1. Луг, пол, деревья____________ было покрыто снегом.2. Ни холод, ни дождь___________ не могло остановить отца во что бы то не стало к вечеру добраться до геологов.
6. Раскрыть содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены предложения.
1. Луговые цветы__________________________________________ пахнут по-особенному.
2. Осенью деревья______________________________________________ одеваются в разноцветный наряд.
13. Проверка самостоятельной работы: учащиеся сдают листы с выполненными заданиями учителю, оставляя себе копировальную копию, с которой затем учащиеся работают у доски. Таким образом, каждый учащийся к концу урока будет знать, как правильно следовало выполнять работу.
14. Итог урока: рефлексия:
- Ребята, возле доски у нас стоит простое засохшее дерево. Если сегодня на уроке вам было все понятно и интересно, прикрепите к дереву зеленый лепесток, лежащий у каждого на столе. Если же на уроке вам не понравилось и было неинтересно, прикрепите черный лепесток. Если сегодня вы еще и задумались о добре и зле, прикрепите с лепестком цветок.
- Посмотрите, как ожило наше дерево, оно даже покрылось цветами, которые говорят о ваших добрых чутких сердцах. Думаю, что после урока вы обязательно возьмете в библиотеке рассказ А.Андреева «Кусака», о котором мы поговорим на уроке литературы.
- А пока я хочу предложить вам картины и фотографии-свидетельства дружбы и любви человека и четвероногих братьев.
15. Домашнее задание: составить лингвистический рассказ или сказку по теме «Однородные члены предложения» с проблемой добра и зла.
Категория: Русский язык | Добавил: Mtv_1962
Просмотров: 3127 | Загрузок: 609 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]