1.Организационный момент. Добрый день, ребята! Рада видеть вас на моем уроке. Откройте рабочие тетради, запишите дату. (слайд) 2.Цели и задачи урока. Тема нашего урока – подготовка к сочинению-описанию животного. 3.АОЗ. Загадки о животных. (слайды) (показать повадки, изобразить). В какой сказке действуют все эти животные? («Теремок», слайд) А о каком именно животном пойдёт речь, вы узнаете из стихотворения. (импровизированная сценка с игрушкой-кошкой) Загрустил котёнок мой. Я спросил: «Ну что с тобой?» Он молчит, сидя в коробке. Я сказал: «Какой ты робкий! Ты, наверное, не спал?» А котёнок вдруг ответил: «Ты б не лез ко мне, Петрушка, Я тебе ведь не игрушка!» По этим строкам вы, конечно же, догадались, о каком животном пойдет речь. (О кошке) (слайд) Перед вами, ребята, два текста. Определите стилевую принадлежность каждого текста и докажите, почему вы так считаете. А в этом вам поможет таблица. (Таблица «Стили речи») (слайд) Текст № 1. КОШКО ДОМАШНИЕ (Felis catus), животные рода кошек. Принято отделять беспородную домашнюю кошку от породистых домашних кошек. Всего выделяют около двухсот пород, большинство из которых выведено в конце 19 – начале 20 веков. Изучением кошек занимается наука фелинология. Кошки разных пород различаются размерами и массой тела, формой туловища, цветом глаз, длиной и окрасом шерсти. Текст № 2. Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом… Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение). Определите тип речи текста № 2. Аргументируйте свой ответ. (А давайте посмотрим, ребята, что делает этот пушистый комок?) Обратимся к учебнику. Упражнение 587, текст № 2. Определите тип речи текста, аргументируйте свой ответ. Слова какой части речи помогли нам сделать описание кошки ярким и живым? (прилагательные) Вывод: В тексте-описании преобладают имена прилагательные. 4.Весёлая физкультминутка. Не отступая от темы, немного расслабимся. Сегодня мы с вами – кошки, коты и котята. 1 упр.: Кошка заглядывается на какой-нибудь предмет, наклоняя голову то вправо, то влево. (Наклоны головы вправо и влево.) 2 упр.: Кошка ловит лапами мух. (Повороты туловища с хлопками). 3 упр.: Кошка прыгает. (Приседания и прыжки). (слайд) 5.Продолжение работы по теме урока. Чтобы сочинение получилось живым, давайте, ребята, заполним таблицу, которая лежит у вас на столе. (Что именно мы можем описать у кошки?) Заполнение опорной таблицы Лапы Хвост Шерсть Характер Окрас (цвет) Глаза Усы Мордочка Ушки (слайд) Ребята, давайте вместе опишем кошку и проведем заодно орфографическую минутку. Ч…рный (цвет) Б…льшие (глаза) Дли…ые (усы) Барх…тные (лапки) Вн…мательный (взгляд) Мя…кий (характер) Пуш…стая (шерсть) В ходе урока мы собрали много информации, необходимой для написания сочинения. А как же строится сочинение-описание? (слайд) План: 1.О каком животном я буду писать? (название) 2.Как животное появилось у нас в доме? 3.Описание животного (какое оно?) 4.Моё отношение к питомцу. 6.Итоги урока. Оценка работы учащихся. Внимание на экран! (видеоролик «Такие разные кошки») 7.Домашнее задание. По плану можно работать над описанием любого домашнего животного, домашней птицы.