Вторник, 07.05.2024, 03:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Подготовка к сочинению – описанию на тему «А.С.Пушкин на портретах художников О.Кипренского и В. Тропинина»
[ · Скачать удаленно (1,91 МБ) ]
04.12.2010, 00:29
1. Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 
2. Тип урока - урок развития речи 
3. Цели урока:

1) Подготовить учащихся к осознанному восприятию картин. 
2) Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся. 
3) Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.

4. Задачи урока: 
1) На примере работ О.Кипренского и В.Тропинина показать, как замысел художников, идейное содержание картин определяют изобразительные средства. 
2) Научить девятиклассников писать сочинение – сопоставление по картинам.

5. Краткое описание хода урока.

1. Оргмомент (подготовка к уроку) 
2. Вступительное слово учителя. 
Имя А.С.Пушкина знакомо каждому с детства. Но задумываемся ли мы, каким человеком был этот гениальный поэт, каким его видели окружающие. Сегодня на уроке развития речи мы попробуем приподнять эту завесу. 
На уроках литературы мы с вами говорили о судьбе А.С.Пушкина. Вспомните, с какими событиями в жизни поэта связан 1827 год? (Возвращение поэта из ссылки) Проведя 6 лет в ссылке, Пушкин изменился. Каким же его увидели друзья и знакомые? 
3. Работа в группах с отрывками из воспоминаний современников о Пушкине. (Приложение 1) 
Задание: 
• Познакомьтесь с воспоминаниями современников о Пушкине. 
• Каким увидели А.С.Пушкина современники? 
• Что вам показалось интересным, неожиданным?

Работа в группах продолжается 5-7 минут. Затем выступают представители 1 группы, все остальные дополняют. (Каждый увидел в личности Пушкина что-то своё).

4. Время донесло до нас не только воспоминания современников, но и портреты Пушкина – взгляд художников на него. В 1827 году были написаны два портрета А.С.Пушкина. Авторы их - В.А.Тропинин и О.А.Кипренский. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими произведениями искусства. 
Формулировка темы и целей урока. (Слайды 1,2) 
5. Фронтальная беседа о портрете и средствах его выразительности. (Слайды 3-6)

• Что такое портрет? 
• Что можно передать с помощью портрета? 
• Какие средства позволяют создать художественное полотно? 
• Как называют художника, который пишет портреты? 
• Чем отличается фотография от портрета художника?

6. Портреты А.С.Пушкина были написаны в 1827 году. Авторами их были известные художники В.А. Тропинин и О.А.Кипренский. Сообщения учащихся о творческой судьбе О.Кипренского и В.Тропинина и истории создания портрета А.С.Пушкина. (Слайды 7-10)

7. Работа в группах - описание портрета А.С.Пушкина. (Слайды 11,12)

1) Какова поза поэта? 
2) Как изображены лицо, глаза, губы? 
3) Каков костюм поэта? 
4) Каков фон картины? 
5) Насколько соответствует цветовое решение картины ее идейному содержанию? 
6) Какова композиция картины? 
7) Каков идейный смысл картины? Благодаря чему автор достиг этой цели? 
8) Каково ваше впечатление от картины?

Работа в группах продолжается 15-20 минут. Затем одна группа представляет описание портрета А.С.Пушкина кисти В.А. Тропинина, остальные группы дополняют, уточняют; также идет работа над картиной О.А.Кипренского.

8. Сопоставительный анализ портретов. 
Портреты написаны в 1827 году. Но посмотрите на них внимательно: как по – разному увидели Пушкина художники (вспомнить, каким увидели его современники). 
 Что общего между картинами? (Живописцы останавливают внимание зрителя на выражении лица А.С.Пушкина. Он близок им обоим как русский поэт, и это они стремятся подчеркнуть в любой детали) 
 Чем картины отличаются друг от друга? (Художники представили нам разного Пушкина: Тропинин подчеркивает в Пушкине все домашнее, будничное, а у Кипренского Пушкин – прежде всего творческая личность. Разность замысла обуславливает и выбор художниками различных выразительных средств)

9. Составление плана сочинения. (Примерный план – слайд 14) 
Каждая группа составляет свой план сочинения, затем представляет его. Остальные обсуждают, дополняют, уточняют.

I. В.Тропинин и О.Кипренский – замечательные художники-портретисты пушкинского времени. 
II. Образ А.С.Пушкина на картинах художников. 
1. Отражение идейного замысла художников во внешнем облике 
2. Изображение через внешние черты душевного состояния Пушкина. 
3. Роль композиции, фона и колорита в раскрытии замысла художников. 
III. Какие мысли и чувства возникают у меня при знакомстве с картинами В. Тропинина и О. Кипренского?

10. Подведение итогов.

 Как замысел художников, идейное содержание картин определили выбор изобразительных средств? 
 Каковы ваши впечатления от увиденных картин? 
 Как вы думаете, о каком из своих портретов Пушкин написал:

Любимец моды легкокрылой, 
Хоть не британец, не француз, 
Ты вновь создал, волшебник милый, 
Меня, питомца чистых муз,- 
И я смеюся над могилой, 
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу, 
Но это зеркало мне льстит: 
Оно гласит, что не унижу 
Пристрастья важных аонид. 
Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид. 
(«Кипренскому» 1827 г) 

Свое мнение обоснуйте.

11. Домашнее задание

Написать сочинение на тему «А.С.Пушкин на портретах О.Кипренского и В.Тропинина», используя материалы листа – опоры.

12. Рефлексия 
Закончи предложение. (Цель – выявить, что узнали, чему научились, чему удивились на уроке, что запомнилось) 
Оказывается ….

Список использованной литературы. 
1. Репродукции портретов О.А.Кипренского, В.А.Тропинина - http://naturmort.taba.ru/image/Russkiy_portret 
2. Головина Л. Два хрестоматийных портрета // Юный художник. 1999. № 4. С.6. 
3. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XIX в. М., 1982. 
4. Куликов И.В. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М., 1989. 
5. Материалы с сайта http://www.peremeny.ru/column/ 
6. Мир Пушкина. В 4 т. – Спб: Пушкинский фонд, 1993. 
7. Сборник «Пушкин в воспоминаниях современников»/ Серия «Биографии и мемуары» - М, «Захаров», 2005. Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый». – М., Просвещение, 1989. 
8. Энциклопедия русской живописи / Под редакцией Т.В. Калашниковой. – М.: ОМЛА-Пресс, 2000.

6. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. 
В ходе урока учащиеся актуализируют знания по выразительным средствам живописи; научатся составлять сравнительное описание картин разных художников и показывать, как замысел автора влияет на выбор художественных средств; продолжат развитие коммуникативных компетенций; познакомятся с судьбой и творческим наследием О.А.Кипренского и В.А.Тропинина.

Категория: Русский язык | Добавил: Mtv_1962
Просмотров: 4576 | Загрузок: 624 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]