Пятница, 09.12.2016, 22:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Синонимия причастного оборота и придаточного определительного
[ · Скачать удаленно () ]
02.11.2014, 16:45

1.Тип урока. Изучения нового материала

Цели урока. Цели для обучающихся: 1 .Усвоить понятия о синонимии предложений с причастным оборотом и сложноподчиненных предложений. 2. Уметь различать сложноподчиненные предложения и простые предложения с причастным оборотом. 3 .Уметь находить придаточную часть СПП, заменять ее причастным оборотом. 4. Научиться редактировать текст.

Цели для учителя: 1. Развивать умение отличать СПП от простых предложений с причастным оборотом. 2. Развивать умение находить придаточную часть СПП, заменять ее причастным оборотом. 3. Совершенствовать умение редактировать текст. 4. Продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Задачи урока. Предметные:

  • Знать: причастные обороты, СПП
  • Уметь: заменять придаточным причастными оборотами и наоборот. Редактировать текст.

Личностные: умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные: умение находить нужную информацию, обрабатывать, делать выводы, выдавать готовый продукт

2.Краткое описание хода урока.

1. Оргмомент. Вступительное слово.

 Здравствуйте, уважаемые ученики. Не за горами 2015 год – год семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне. И уже сейчас начинается подготовка к празднованию этого события. Учащиеся Военного лицея Сент Сира (Франция), а также Королевской военной академии в Сандхёрсте (Англия) решили создать сайт под рабочим названием «Великая Отечественная война. Начало», посвященный событиям начала ВОВ.

А начиналось все так… (видео, нарезка из фильмов о Брестской крепости).

Конечно, вы узнали… (Брестскую крепость. На слайде фото крепости.)

Наши товарищи из Франции и Британии приглашают нас к сотрудничеству. Они написали текст, который будет расположен на главной странице сайта, на французском и английском языках и просят нас перевести его на русский, а также прислать свои варианты оформления страницы, где будет расположен этот текст.

2. Целеполагание.

И сегодня на уроке мы переведем текст на русский язык, отредактируем его и создадим примеры своих страниц. Поэтому на время урока мы становимся сотрудниками редакции по созданию сайтов. Предлагаю объединиться в отделы: 1) отдел переводчиков с французского языка; 2) отдел переводчиков с английского языка и два отдела креативных дизайнеров, которые на протяжении урока будут постепенно разрабатывать страницу (на протяжении урока дизайнеры работают со всеми: образуют причастия, причастные обороты. Страницу они могу делать во время перевода текстов.) (Поставить на парту таблички с названиями.

На столах лежат распечатки текстов. Один из обучающихся зачитывает текст по-французски, другой по-английски. (остальные обучающиеся могут начинать уже работать над переводом, другие им помогать, а дизайнеры придумывать макет странички)

Текст

(1) 22 июня в 4:15 немецкие войска открыли по Брестской крепости артиллерийский огонь, который застал гарнизон врасплох. (2) В 4:45 начался штурм. (3) Защитники крепости, которые отбивали атаку, решили держаться до конца. (4) Брест оборонялся двадцать восемь дней. (5) Но оборона крепости, которая решила не сдаваться, все же прекратилась. (6) Потому что больше некому было защищать ее. (7) Брест не капитулировал и не пал – он истек кровью.

Английский вариант

On June 22 at 4:15 German troops opened a gun-fire on Brest fortress which took garrison by surprise. At 4:45 the assault began. Fortress defenders who beat off the attack, decided to keep up till the end. Brest was being defended for twenty eight days. But fortress defenders, who decided not to give up, nevertheless stopped fighting, because there was nobody to protect it anymore. Brest defenders didn't capitulate and didn't surrender – they bled profusely.

Brest was being defended for – Брест обороняли

Французский вариант

Le 22 juin à 4h15 les troupes nazies commencent une attaque d’artillerie contre la forteresse de Brest qui surprend la garnison. A 4h45 l’assaut commence. Les défenseurs de la forteresse qui repoussent l’attaque décident de se battre jusqu’à la fin. Mais la défense de Brest qui dure 28 jours prend fin parce qu’il n’y a plus personne pour continuer le combat. Brest ne capitule pas, ne se rend pas, il est saigné à blanc.

(Дословно: 22 июня в 4.15 нацистские войска начинают арт.атаку против Бр.крепости, которая застает врасплох гарнизон. В 4.45 начинается штурм. Защитники крепости, которые отбивают атаку, решают биться до конца. Но защита Бреста, которая длится 28 дней, прекращается потому, что нет никого, чтобы продолжать бой. Брест не капитулирует, не сдается, он разорен дотла (истощен).)

Зачитывается перевод. Потом текст появляется на доске.

  1. . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Введение в тему Перевод закончен, оба отдела переводчиков отлично справились с заданием. Что же будет следующим этапом? (передать текст в отдел редактуры и корректуры. Ставится табличка: Редакторы.) Каковы задачи этого отдела? (отредактировать текст в соотвествии с правилами русского языка). Отмечают, что текст обладает недостатком (есть речевая ошибка): три предложения в тексте со словом который. Что это за предложения? (СПП, синтаксический разбор предложения на доске появляется придаточное предложение 3). Что же делать, чтобы в тексте не было такого недостатка? (нужно переделать текст, убрать повторы) Как надо переделать текст, чтобы исправить речевую ошибку, а смысл его не поменялся? (может быть, заменить придаточные причастными оборотами) на доске появляется причастный оборот

Если не могут: нет ли ответа в материале предыдущих уроков? (подсказать, что какая-то из изученных в этом году частей речи тесно связана с глаголом, она от него образовывается, и значение слов этой части речи можно всегда дать через глагол и местоимение который: тот, который бежит; та, которая летит)

Скажите, причастный оборот и придаточное со словом "который" близки по значению? (да)

А как в русском языке называется такое явление, когда слова или смысловые отрезки разные, но близкие по значению? (синонимы, синонимия). на доске появляется синонимы, синонимия. 

Так какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных)

Для чего нужны синонимы в русском языке? (они помогают избежать повторов, делают речь богаче)

Значит, если мы будем знать, что придаточное предложение со словом «который» и причастный оборот синонимичны, мы всегда сможем заменить одно другим и сделать нашу речь богаче, выразительнее, разнообразнее.

4. Постановка учебной задачи. Рефлексия. Зачем мы будем рассматривать сегодня эту тему? (будем рассматривать эту тему, чтобы мы смогли сделать нашу речь выразительнее, точнее, будем учиться пользоваться нашим родным языком)

Что нам надо вспомнить для того чтобы правильно произвести замену придаточной части причастным оборотом? (Как образуются причастия и причастные обороты.)

5. Наблюдение над языковым материалом.

Образование причастий. Причастный оборот и знаки препинания при нем. На доске составляется таблица «Образование причастий». Далее работа в группах по образованию причастий и причастных оборотов.

Работа в группах, а в группе – в парах. Затем проверка с появлением ключей на доске.

Задание. 1 группа. 1 пара. Образуйте от данных глаголов действительных причастия настоящего времени, выделите суффикс: видит; борется; колет; тревожит.

2 пара. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени, выделите суффикс: преследует; видит; пилотирует; прерывает.

3 пара. Образуйте от данных глаголов действительных причастия прошедшего времени, выделите суффикс: приближался; прозвучал; потемнел; встретил.

4 пара. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффикс: овеял; расстрелял; посадил; построил.

  1. 2 группа составляет с причастием причастный оборот и употребляет его до или после определяемого слова и соотвественно ставит или не ставит запятую.

Задание. 2 группа. 1 пара. С данными причастиями составьте причастный оборот (тема: Брестская крепость) и употребите его ДО определяемого слова. Решите, слудет ли в данном случае отделять причастный оборот от определяемого слова запятой: борющийся, колющий.

2 пара. С данными причастиями составьте причастный оборот (тема: Брестская крепость) и употребите его ПОСЛЕ определяемого слова. Решите, слудет ли в данном случае отделять причастный оборот от определяемого слова запятой: преследуемый, пилотируемый.

3 пара. С данными причастиями составьте причастный оборот (тема: Брестская крепость) и употребите его ДО определяемого слова. Решите, слудет ли в данном случае отделять причастный оборот от определяемого слова запятой: прозвучавший, приближавшийся.

4 пара. С данными причастиями составьте причастный оборот (тема: Брестская крепость) и употребите его ПОСЛЕ определяемого слова. Решите, слудет ли в данном случае отделять причастный оборот от определяемого слова запятой: расстрелянный, овеянный.

6. Применение новых знаний (ожидаемый результат).

Редактура текста. Мы вспомнили, как образуются причастия, потренировались в их образовании. Составили с причастиями причастные обороты, вспомнили знаки препинания при причастных оборотах. И теперь можем приступать к редактуре текста. В каких предложениях следует заменить придаточное причастным оборотом? В каких нет? (3 оставить, а 1 и 5 заменить). Производят замену. Озвучивают.

Мини-проект. Креативные дизайнеры, которые уже сделали наброски страниц, присоединяются к своей группе редакторов и вместе доделывают страницу. Скидывают на флешку и приносят учителю. Страница демонстрируется всем, обучающиеся защищают свой проект. В итоге решается послать оба варианта страниц.

7. Итоги урока. Человек, знающий возможности родного языка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. О каких возможностях русского языка мы узнали сегодня? (Мы узнали о тесной связи предложений со словом «который» и предложений с причастным оборотом, об их синонимиии, о возможности заменять придаточную часть причастным оборотом.) Зачем это нужно знать? (Если мы будем знать, что придаточное предложение со словом «который» и причастный оборот синонимичны, мы всегда сможем заменить одно другим и сделать нашу речь богаче, выразительнее, разнообразнее.)

Какие превращения мы сегодня совершили? (отредактировали текст, в котором была речевая ошибка: слишком часто употреблялись предложения со словом «который»)

Создали страницу сайта, на которой разместили получишийся текст на русском языке.

8. Задание на дом.

Создатели сайта хотят разместить на нем стихотворения, рассказы о Брестской крепости, написанные учащимися из России. Напишите свои произведения и принесите мне. Мы пошлем их также создателям сайта.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.

Личностные:

- умение ценить и принимать базовые ценности: храбрость, национальность, гражданский патриотизм и др.;

- освоение личностного смысла учения;

- умение вести диалог  на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты;

Познавательные:

- умение наблюдать;

- умение давать определение понятиям;

- умение делать выводы и заключения;

- умение классифицировать;

- умение видеть проблему

- умение ставить вопросы;

Коммуникативные:

- общение и взаимодействие с партнёром по совместной деятельности или обмену информацией;

- способность действовать с учётом позиции другого;

-  умение  согласовывать свои действия;

- организация и планирование учебного сотрудничества

- работа в группе;

- следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

- речевые действия.

Регулятивные:

- целеполагание, прогнозирование;

- развитие регуляции учебной деятельности;

- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Категория: Русский язык | Добавил: lara2182
Просмотров: 1045 | Загрузок: 157 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая коллега!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Втором открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС»и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета 
мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. 
Технический эксперт Мельникова Н.Л.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]