Пятница, 03.05.2024, 12:44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык. Внеклассные мероприятия

Турнир «Ораторское искусство». Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку, культуре речи и риторике.
[ · Скачать удаленно (12, 95 Мб) ]
05.12.2011, 17:57
Турнир «Ораторское искусство»

Цель турнира:

формирование коммуникативной компетенции через создание диалогового пространства, а именно способности к межличностному общению,
развитие и совершенствование практических коммуникативных, риторических умений и навыков; мотивация повышения интереса к предметам русский язык и культура речи;
воспитание корректности, вежливости в речи и поведении во время диалога, спора, дискуссии.

Задачи:

формировать умение анализировать и редактировать тексты, стимулировать речемыслительную деятельность посредством игры, развивать умение работать в группе;
развивать орфоэпическую грамотность учащихся, умение выступать с речью перед аудиторией;
воспитывать корректность, вежливость в речи и поведении.

Форма: практикум-соревнование.

Подготовительная работа:

- класс делится на две команды;

- каждой команде заранее предлагается подготовить название и девиз, а также по одному выступлению по вопросу из истории риторики “Слово об ораторе”;

- приглашается жюри.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Используются интерактивные образовательные коммуникативные технологии, которые включают в себя различные модификации деловых игр и тренингов под названием «Речевая ситуация», а именно: «Дискуссия», «Орфоэпическая разминка», «Редактирование. Исправьте речевые ошибки»;
коммуникативное пространство в процессе обучения обеспечено посредством организации продуктивного диалога в малых группах (создание спич-экспромта (краткой приветственной речи);
для развития вербальных коммуникативных способностей школьников и формирования индивидуального стиля общения используется приём подготовленной речи («Слово об ораторе»).

Время реализации мероприятия – 45 минут.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе мероприятия

Данное внеклассное мероприятие развивает культуру групповых и межличностных отношений, учит ориентироваться в ситуации общения, формирует умение анализировать и редактировать тексты, стимулирует речемыслительную деятельность посредством игры, развивает умение работать в группе, орфоэпическую грамотность учащихся, умение произносить речь перед аудиторией; воспитывает корректность, вежливость в речи и поведении.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедиапроектор, акустическая система, мультимедийная презентация, содержащая мультимедийные объекты: текст, аудиофайлы, картинки, фото.

Дидактическое обеспечение мероприятия

Плакаты с высказываниями великих о красноречии, листы оценивания команд для жюри.

Список учебной и дополнительной литературы

Орфоэпический словарь.
Учебники «Риторика» под ред. Т.А. Ладыженской для 9, 10, 11 классов.
Ресурсы Интернет.

Мотивация учащихся

Для школьника, как и для взрослого человека, всякое действие должно исходить из мотива, побуждающего к переживанию чего-то значимого, что придаёт действию смысл, тем более, если таким действием является обучение. Это мотивы, связанные со стремлением узнавать новые факты, овладевать знаниями, а также желание проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач. Помимо этого это желание получить хорошие оценки, одобрение, занять достойное место среди товарищей.
Именно мотивационный момент позволяет мне целенаправленно создавать коммуникативное пространство в процессе обучения и формировать к нему положительное отношение посредством организации продуктивного диалога в малых группах с обеспечением благоприятного психологического климата, необходимого не только для развития вербальных коммуникативных способностей школьников, но и для формирования индивидуального стиля общения, навыков взаимодействия с другими людьми, умения ориентироваться в социуме, адекватно реагировать и выходить из конфликтных ситуаций.

Ход турнира

Слово учителя

У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично, ораторское искусство – дар свыше, талант, которым обладают избранные.

Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. Единство формы и содержания – вот к чему мы стремимся. Вот и М.В.Ломоносов говорил: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению». (Слайд №3)

Сегодня у нас необычный турнир. Турнир -практикум, турнир -соревнование. Присуждать очки и определять победителей будет жюри. Позвольте его представить…

Этапы ораторского турнира (Слайд №4)

1. Приветствие команд. Презентация команд. (1-2 мин.)
2. Орфоэпическая разминка.
3. Редактирование. Исправь речевые ошибки.
4. Скороговорки.
5. Слово об ораторе.(3 мин.)
6. Дискуссия. ЗА или ПРОТИВ. (5 мин.)
7. Спич-экспромт (краткая приветственная речь) (1 мин.)
8. Подведение итогов.

Приветствие команд. Презентация команд. (1-2 мин.) (по 1 баллу за каждый критерий)

Критерии: 11-а 11-б
Оригинальность

Слаженность действий команды

Слово учителя
Все чаще и чаще можно услышать, как люди говорят неправильно. Подбирают неправильные слова и выражения, неправильно ставят ударения. От этого речь становится засоренной, немелодичной и некрасивой. Некоторые возразят: «А какая разница, КАК говорить, главное смысл передать». Подтверждением данных слов служит сатирическое выступление Михаила Задорнова «Буду сказать без бумажки».

Прослушивание аудиозаписи выступления М. Задорнова «Буду сказать без бумажки». (Слайд №5)

Слово учителя
Можно ходить в кедах и драных брюках, но мы же надеваем другую одежду. Красивые вещи радуют не только нас, но и окружающих. То же самое происходит и с речью. Если мы говорим красиво и правильно, то нас приятнее слушать в обществе, приятно и самому себе.
Люди с хорошо поставленной, грамотной речью и богатым словарным запасом добиваются успехов в жизни больше. Человек, который умеет ясно выразить свою мысль, воспринимается обществом как более развитый интеллектуально, а значит и получает больше уважения.
Грамотная, выразительная, эффективная речь сегодня очень востребована!
Вот мы и предлагаем участникам ораторского турнира попробовать свои силы в различных конкурсах, связанных с культурой речи и риторикой.

1. Орфоэпическая разминка

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
(Слайд №6,7)
Посоветуйтесь в команде и расставьте ударения в данных словах.


• Августовский
• ЗвонИт
• КрасИвее
• УкраИнский
• ТанцОвщица
• тОрты
• ЩавЕль
• СвЁкла
• БаловАть
• ДоговОр
• ЖалюзИ
• ВорожеЯ
• ВероисповЕдание
• ЗакУпорить
• пЕрчить
• пломбировАть
• заИндеветь
• заржАветь
• кАшлянуть
• клАла
• крАла
• плЕсневеть
• ходАтайствовать
• чЕрпать
• слИвовый
• грУшевый



2. Редактирование. Исправьте речевые ошибки! (Слайд №8)
Подумайте и исправьте речевые ошибки в данных предложениях.



Правильные ответы (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Преступность выросла.
Число погибших уточняется.
Мы видим странное положение.
Явка в суд обязательна.
Жители нашего района собрались на встречу с депутатом.
Спортсмены нашего города могут похвастаться своими достижениями.

3. Скороговорки (максимум - по 2 балла каждому исполнителю) (Слайд №9)
Потренируйтесь в группе в произнесении скороговорок и лучших «скороговорщиков» выдвигайте на конкурсное испытание!

Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Жили были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Циндроний. Жили были три японки: Цыпи, Цыпи Дрипи, Цыпи Дрипи Лимпомпоний. Поженились Як на Цыпи, Як Цидрак на Цыпи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Циндроний на Цыпе Дрипе Лимпомпоний. И родились у них дети: у Як и Цыпи Шах, у Як Цидрак и Цыпи Дрипи Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Циндроний и Цыпи Дрипи Лимпомпоний Шах Шахмат Шахмат Шахмоний.

Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Критерии:

чёткость произнесения
скорость произнесения

4.Слово об ораторе.(3 мин.) (Слайд №10)

В истории развития красноречия существует ряд имён знаменитых ораторов, которые только силой слова могли зажечь сердца и умы слушателей. Сегодня каждая команда представит нам своего оратора. Задача, стоящая перед ним, - произнести Слово об ораторе древности.

Критерии оценивания выступления: (по 1 баллу за каждый критерий – максимум 11 баллов)

1) достижение коммуникативной цели

2) стройность выступления

3) умение держать внимание слушателей

4) речевое оформление текста:
 точность
 правильность
 выразительность
 богатство речи



5) культура исполнения текста:
 поза оратора
 визуальный контакт
 интонация
 невербальные средства (жесты,
мимика, интонация)



5.Дискуссия «Нужна ли свобода в школьном образовании?»
ЗА или ПРОТИВ. (3-5 мин.) (по 1 баллу за каждый критерий)

(Слайд №11,12)

Слово ведущего дискуссии.

Цель любой дискуссии - достижение максимальной возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, т.к. она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции.
Вспомним советы участникам дискуссии. (Чтение памятки участника дискуссии).

Жюри принимает во внимание
убедительность и количество доводов

культуру речевого поведения

спокойный, доброжелательный тон

попытки найти общее во мнениях

Первая в истории организованная массовая свободная школа - это школа Л. Н. Толстого в Ясной поляне. Он специально постоянно напоминал детям, что они имеют право не ходить в школу и не посещать уроки тех учителей, которые они не хотят посещать. Несмотря на это они просиживали в школе с утра до позднего вечера с большим перерывом на обед.

Сайт freeedu.ru:
«В проекте у каждого ученика будет выбор из 20 учителей математики (5 учителей X 4 школы), из 20 учителей литературы, из 20 учителей истории и т. д.
Таким образом, кроме максимально возможной свободы выбора для ученика будет также осуществлена максимально возможная конкуренция между учителями, чтобы постоянно повышали свой уровень педагогического мастерства.
Зарплата учителя прямо пропорциональна человеко-часам, то есть, пропорциональна количеству посещающих учителя учеников и количеству проведённых уроков.

Проект закона о всеобщем свободном образовании.

1. Каждый ребёнок имеет право не посещать школу вообще.
2. У учителя есть право не пускать к себе на урок любого ученика.
3. У ученика нет права входить в класс во время урока, если на это нет специального разрешения учителя.
4. У учителя есть право предъявлять к ученикам требования по организации процесса обучения, какие он сочтёт нужными.
5. Зарплата учителя прямо пропорциональна человеко - часам, то есть прямо пропорциональна количеству посещающих его учеников и количеству проведённых уроков.
6. Зарплата учителя выплачивается из доходов семей его учеников, как определённый процент от этих доходов.
7. Учитель может сортировать учеников по группам, как он сочтёт нужным».

6. Слово учителя

А сейчас предлагаем командам сочинить спич-экспромт (краткую приветственную речь). Темы для команд: «Приветствие участникам ораторского турнира» (11-А) и «В нашей гимназии юбилей» (11-Б).

Критерии оценивания выступления: (по 1 баллу за каждый критерий – максимум 11 баллов)

1) достижение коммуникативной цели

2) стройность выступления

3) умение держать внимание слушателей

4) речевое оформление текста:
точность
правильность
выразительность
богатство речи


5) культура исполнения текста:
поза оратора
визуальный контакт
интонация
невербальные средства (жесты, мимика,
интонация)


Спич (краткая приветственная речь)
(образец выступления)
Дорогие друзья!
Мне очень приятно, что наша гимназия, избравшая своей миссией воспитание, обучение и гуманитарное развитие учащихся, встречает 2012 год в кругу друзей и единомышленников. Трудно переоценить ту помощь и поддержку, которая оказывалась и, надеюсь, будет оказываться нашей образовательному учреждению государством, то внимание, которое уделяет вопросам образования Президент России.
Все мы с вами понимаем, что победы наших учителей и учащихся в различных конкурсах и олимпиадах повышают престиж нашей гимназии на образовательной арене Ростовской области и Российской Федерации.
От имени коллектива учителей и учащихся хочу поблагодарить тех, без кого наша работа не была бы столь результативной. В первую очередь это администрацию гимназии, которая неравнодушна к нашему общему делу. Огромное спасибо Отделу образования Морозовского района. Особая благодарность — директору гимназии Мухортовой Л.Н.
Все, для кого образование стало частью жизни или профессии, кто ревностно следит за достижениями коллег и учеников, знают, что не таким уж легким был путь становления нашего учреждения. Но мы убеждены, что уровень образования в гимназии реально вывести на более высокую ступень. Решение этой задачи возможно при выполнении таких условий, как наличие высокоэффективного управленческого аппарата, повышение квалификации педагогического состава, укрепление материально-технической базы и привлечение дополнительного финансирования.
Мы надеемся, что итогами работы гимназии в ближайшие годы станут не только новые победы учащихся и педагогов. Самое главное — это уверенность наших учеников и их наставников в том, что совершенствованию нет предела. И если благодаря творческой самоотверженной работе педагогического коллектива появятся новые проектные работы, новые современные методики, это будет ощутимым вкладом в образование нации и сохранение традиций отечественного образования!

Заключительное слово учителя
Несмотря на то, что ораторский турнир проводился в гимназии в первый раз, ученики достойно справились с ролью ораторов и с честью отстояли свои точки зрения. В финале команды сражались почти на равных, на практике осваивая методы и приемы древнего искусства риторики.

Слово для подведения итогов предоставляется жюри

Номинации:

Самый лучший оратор;
Самая сплоченная команда;
Самая богатая речь;
Самая логичная речь
Самая остроумная речь;
Самая убедительная речь;
Самое яркое выступление;
Самое оригинальное выступление
Категория: Русский язык. Внеклассные мероприятия | Добавил: olgamatveeva
Просмотров: 5351 | Загрузок: 773 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1 zogoleva_elena  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]