МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ (Урок-обобщение по теме «Глагол»)Ход урока Оргмомент (Слайд №1) (гиперссылка на морское путешествие) Представленное еще до начала урока видео-путешествие по морю помогает создать необходимый эмоциональный фон. Формирование групп Команды занимают свои места, завязывают морские воротнички. На столах бумажные кораблики с разноцветными прусами, на доске такие же разноцветные кораблики с парусами на магнитах. Морские пейзажи ,ракушки, пиратские вещи, колокольчик, карты. Учитель (Слайд №2-3) -Мы отправляемся с вами в морское путешествие, билеты в круиз лежат у вас на столах. Но для начала на необходимо сформировать команды. В этом нам поможет «Теоретическое домино» (вопросы и ответы составлены на одинаковых по цвету разрезанных карточках, три цвета дидактического материала помогают сформировать команды). 1. Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, обозначающая действие премета, отвечающая на вопросы: что делать? Что сделать?) 2. Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по наклонениям, лицам и чис-лам, родам) 3. Почему неопределенная форма глагола называется именно так? Инфинитив – неизменяемая форма глагола: не казывает ни на время, ни на число, ни на лицо, только называет действие) 4. Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы, имеющие суффикс –ся, -сь называются возвратными) 5. Какого вида бывают глаголы? 6. Какие наклонения выделяются у глаголов? 7. В каком наклонении глаголы изменяются по временам? 8. В чем особенность безличных глаголов? ( Обозначают действие, которое совершается без действующего лица) 9. Все ли глаголы относятся к одному из спряжения? (глаголы хотеть, бежать, есть, дать называются разноспрягаемыми) 10. Какие основные орфограммы изучены в связи с темой «Глагол» в суффиксах и окончаниях глаголов?( «Правописание личных безударных окончаний глаголов», «Правописание суффиксов глаголов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)») Учитель Из пункта А в пункт Б сейчас отправляются корабли. Назовите свой корабль. Запишем его название в карту прохождения маршрута. Прежде чем отправимся в плавание, давайте убедимся в надежности капитанов и да-дим им задание. Капитаны по очереди отправляются для прохождения теста. Даннаяработа предлагается из мультимедийного пособия «Виртуальная школа Кирилла и Мифодия. 6 класс». Задание «Встреча с китами» (Слайд №4) Ветер по морю гуляет, наш кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. И вот первое приключение. Встреча с китами. Как зовут этих китов, на которых держится каждая часть речи? Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. Охарактеризуйте глагол как часть речи. Помощники капитанов приглашаются для диалога с этими китами ( по очереди вы-полняется морфологический разбор) Задание «Подводные камни» (Слайд №5) Работа по индивидуально-ориентированному учебному плану. Контроль знаний. Оценка от самого себя Задание «Морская почта»( Слайд №6-7) Вы знаете, что раньше на море существовала морская почта. Посмотрите, что я нашла в нашем море, - это самая настоящая морская почта. Только буквы немного размыло водой. Надо их восстановить. Мы терп…м крушение!7 июня 1862 года трехмачтовое судно «Британия», которым команд…вал капитан Гранд, рассчит…вало взять курс к берегам Англии. Капитан наде…лся на попутный ветер. Но тучи не разве…лись, мы услыш…ли грохот грома. Помощник капитана доклад…вал о пробоине. Гранд бесед…вал с командой и велел уклад…вать самое необходимое в шлюпки. Меня зовут. Я закле…л бутылку. Помогите нам! Задание «Аборигены» В форме какого наклонения стояли глаголы в письме? Что обозначают глаголы повелительного наклонения? Как образован глагол «помогите»? Мы приближаемся к острову для пополнения запасов питьевой воды. Как мы будем просить туземцев провести нас к источнику? Используя «вежливые» слова. Какие? Здравствуйте! Добрый день! Будьте любезны! Пожалуйста! Не могли бы вы! Как бы вы попросили у аборигенов острова воды, используя «вежливые» слова? В какой форме вы употребили бы глагол «вежливой» формы? (Условное наклонение) Что обозначают глаголы условного наклонения? Как образуются эти глаголы? Как пишется частица «бы»? Задание «Плот» (Слайд №8) На берег мы можем попасть лишь на плоту, который надо срочно построить. Сможем? Чтобы плот был прочным, надо составить его из «дощечек» с глаголами, которые пишутся правильно, тогда плот не развалится. А «дощечки» с ошибками брать нельзя (их нужно отложить в сторону): в самый неподходящий момент они могут сломаться, и нам придется добираться вплавь. Учащиеся записывают слова, исправляя ошибки ( неверное написание записывают в левую колонку в исправленном виде) Задание «Кораблекрушение» (Слайд №10, гиперссылка на звуки шторма) Физкультминутка. Наши корабли попали в шторм! Наклонились влево, вправо, нырнули вниз, выплыли наверх. Держись справа! Слева! Полный веред! Полный назад! Задание «Морские пираты» (Слайд №11) Утром корабли снова вышли в море. Вскоре капитаны обнаружили, что матросов на их корабле больше, чем было сначала. Понятно, что это морские пираты . Только как же их отличить, ведь они переоделись в морскую форму и смешались с остальными членами команды? Но есть один способ. Сможете ли вы найти этих пиратов? Третье лишнее (почему?) 1. Волновалась, хмурилась испортилась ( по виду) 2. Тронешь, удивишь, порадуешь ( по спряжению) 3. Бежать, гнать, дать (разноспрягаемые глаголы) 4. Хотел бы, написал бы, получил ( по наклонению) 5. Берегите, улучшайте, сохранишь ( по наклонению) Задание «Маяк» (Слайд №12-13, гиперссылка на видео мигающего маяка) Вот мы и приближаемся к конечному пункту. В прибрежной зоне всегда мелковато, поэтому ставят маяки, которые указывают кораблям безопасный путь. Чтобы зажечь наш маяк, нужен цифровой код. Его вы добудете, если правильно вставите в нужные слова букву и сосчитаете количество этих слов.(18 слов с И) (работа с перфокартами) 1. Терпишь видишь клеишь 2. Слышишь скажешь вертишь 3. Дышишь можешь держишь 4. Видишь обозначаешь пилишь 5. Ненавидишь плаваешь ставишь 6. Обидишь стелешь унизишь 7. Захватишь бреешь выступишь 8 Учишь любишь зависишь Задание «Ловцы жемчуга» Работа по развитию связной речи учащихся. Из каждой поездки хочется привести сувенир. А каким вы представляете себе глагол? Посмотрите, как постарались наши художники, ловцы жемчуга в океане Морфологии. Предоставим им слово. Финальный этап «В порту» Подведение итогов вручение сертификатов о прохождении морского испытания Ребята! Я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь дома с творческой работой. Домашнее задание (Слайд №14-15, гиперссылка на детскую песню о море) • Домашняя контрольная работа • Сочинить грамматическую сказку по данному началу: «Жил-был глагол»( по желанию) |