Суббота, 04.05.2024, 13:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Урок развития речи в 5 классе на тему: "Подготовка к сочинению-описанию предмета"
[ · Скачать удаленно (9.08 Mb) ]
27.12.2010, 00:12
Урок-экскурсия в музей Игрушки 
(подготовка к сочинению-описанию предмета /урок развития речи в 5 классе) 

Цели занятия: 
1. Образовательные: 
а) выявить, какую информацию может нести игрушка (географическую, историческую, социальную); 
б) научить подбирать и систематизировать материалы к описанию предмета. 
в) создать представление о многообразии игровой культуры народов; 
г) обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

2. Развивающие 
а)развивать умение выделять и сравнивать характерные признаки игрушек; 
б) создать условия для развития умения формулировать проблему, собственную точку зрения и умения высказывать и аргументировать ее. 
3. Воспитательные 
а) воспитывать интерес к истории страны; 
б) воспитывать эмоциональную отзывчивость и любовь к народному искусству; 
в) содействовать развитию умения общаться между собой. 
Оборудование: 
1. Таблички (плакаты) с надписями «Детская человечества» 
«Нечисть пугается - дитя забавляется» 
«Игрушки не балушки» 
2. Выставка книг, где идёт речь об игрушках. 
3. Выставка сочинений-образцов «Моя любимая игрушка». 
4. Выставка игрушек 
5. Интерактивная доска. 
6. Проектор. 
7. Компьютер (1)

Ход занятия. 
I. Мобилизующий этап (звучит песня Ю.Энтина, Е.Крылатова «Заводные игрушки») 

Учитель . 
Оглянитесь вокруг и скажите, что вы видите. 
Учащиеся перечисляют : 
1.Таблички с надписями (выразительно их читают). О чём они? Как вы их понимаете? 
2.Выставка книг. Как вы думаете, почему эти произведения собраны вместе? 
3.Выставка игрушек. 
4.Выставка сочинений. 
Учитель. 
Думаю, что вы сейчас без труда назовёте предмет нашего сегодняшнего разговора. (определение темы) Итак, что будет в центре нашего внимания? (игрушки) А что это за учреждение, в котором они выставлены? Мы с вами отправимся в путешествие в мир игрушки. 
II. Актуализация знаний. 
Учитель. 
Для чего ходят в музей? 
Учащиеся 
(Чтобы получить новые знания, увидеть старые вещи, новые произведения искусства и т.п.) 
Учитель. 
Чтобы мне удостовериться, что вы готовы к экскурсии, даю задания. 
1 испытание. 
Учитель. 
На доске (интерактивной) написаны слова, надо составить из них предложения и объяснить, как вы их понимаете. 
Ты, мне, играешь, и, я, кто, скажи, тебе, чем, скажу, ты. 
Учитель. 
Даю подсказку. Это переиначенная русская поговорка. 
Учащиеся 
Составляют предложение и записывают его в тетрадь, объясняя орфограммы и пунктограммы. 
2 испытание. 
Учитель. 
Вставьте пропущенные буквы и объясните (устно) значение слов. Значение каких слов неизвестно? Кто поможет? 
Учитель. 
А теперь прочтите на доске (интерактивной) словарные статьи из толкового словаря. Найдите несоответствия между словарными статьями и терминами и устраните их. 
Учащиеся выполняют задания и устанавливают соответствия 
В…трина - застеклённый ящик, шкаф, большое окно магазина с выставленными для обозрения предметами. 
Муз{е}й- научно-просветительное учреждение, осуществляющее комплексное хранение, изучение, популяризацию памятников материальной и духовной культуры. 
Эксп…зиция- размещение экспонатов в определённой системе на выставках и в музеях (выставление на показ). 
Эксп…нат- предмет, выставляемый на выставке, в музее. 
Экскурсия- коллективное посещение достопримечательных мест, музеев с учебными или культурно-просветительными целями. 
Экскурс…вод- тот человек, который ведёт экскурсию. 
3 испытание. 
Учитель. 
Ночью произошло нечто необъяснимое. Таблички, которые стояли в витринах, перепутались. Задача: 
Расставить таблички на столы, соответственно тому, что на них представлено. 
(Реальные музейные экспонаты собираются в течение подготовительного периода, о котором учитель объявляет заранее) 
Таблички: Игрушки для любования. 
Игрушки механические. 
Куклы театральные. 
Игрушки – приколы. 
Игрушки-ужастики. 
Игрушечные дети. 
Функциональные игрушки. 
Совсем как люди. 
Взрослые играют, дети смотрят. 
III.Целеполагание. 
Учитель. 
Выполненные вами задания помогут вам самостоятельно сформулировать цели посещения музея игрушек. Можно обратиться к опорным словам на доске 
1. Узнать … ( историю некоторых игрушек) (подсказка - кукла тряпичная, кукла пластиковая) 
2. Вспомнить… (в каких произведениях литературы идёт речь об игрушках. Кто из писателей на своих страницах выводит игрушечных героев и зачем?) (выставлены книги) 
3. Познакомиться с особенностями… (русских народных игрушек) (обратите внимание на матрёшек, они все разные, но есть и нечто общее) 
4. Научиться… (подбирать материал к сочинению, описывать игрушку) 
5. Учитель. 
А теперь, когда вы уже осмотрелись в залах нашего музея, познакомились с новыми словами, определили цели, поняли, что экскурсия – это получение новых знаний, послушаем рассказы экскурсоводов о русских народных игрушках и их истории. 
IV.Новый материал. 
1. Видеоэкскурсия (презентация учащихся старших классов, выполненная на факультативе) 
2. Выступление экскурсоводов. 
Дети расходятся на четыре группы (можно по желанию, экскурсоводы стоят возле тех витрин, об экспонатах которых будут рассказывать) 
а) Деревянные матрёшки. 
б) Куклы тряпичные и из соломы. 
в) Куклы из глины. 
г) Куклы театральные. 
(Учителя в зависимости от возможностей могут создать экспозиции по своему усмотрению) 
Учитель. 
Вы обратили внимание, что у нас есть отдельная витрина, в которой выставлены книги, где действующими лицами являются игрушки. 
Проведём викторину(при отсутствии интерактивной доски или проектора, проведем мультимедийную игру при наличии технических средств, игра прилагается) 
Для каждой возрастной группы свои вопросы в соответствии с читательским опытом. 
9-11 классы. 
Лесков «Левша» (изготовление крохотной блохи) 
Салтыков-Щедрин «История одного города» (механическая голова градоначальника) 
Блок «Балаганчик» 
Достоевский «Братья Карамазовы» (в дом чиновника Снегирёва для смертельно больного мальчика приносят игрушечную пушечку) 
И другие. 
3-8 классы 
Ю.Олеша «Три толстяка» (девочка становится куклой, а кукла девочкой) 
В.Короленко «Дети подземелья» (глава «Кукла») 
В.Гюго «Козетта» 
В.Маяковский «Конь-огонь» 
В.Драгунский «Друг детства» 
В.Астафьев «Конь с розовой гривой» 
Сказка А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» 
Стихи А.Волкова, С.Маршака, А.Барто и другие. 
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (Жилин изготовил из глины кукол) 
Для учеников 3-5 классов примерные вопросы викторины (за правильные ответы детям даются цветные талончики). 
Учитель: 
1. В одной из сказок мать перед смертью дала дочке маленькую куколку и сказала: «Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». 
(Русская народная сказка «Василиса Прекрасная») 
2. В каких сказках говорится о милой девочке и озорнике мальчике, которые появились при одинаковых обстоятельствах. Их соорудили себе в утешение старые, одинокие люди. То есть это игрушечные дети. 
(Снегурочка из снега, Буратино из полена) 
3. Игрушечный пёсик Кнопка убежал в Новогоднюю ночь из магазина, чтобы обрадовать маленького разносчика газет Франческо. Пережив множество злоключений, устав и отчаявшись, Кнопка нашёл наконец мальчика. И в этот момент превратился в настоящего щенка. 
(Эта история случилась в сказке итальянского писателя Д.Родари «Путешествие голубой стрелы») 
4. А вот всем знакомый мяч. Послушайте стихи про него. (чтение стихотворений) Кто авторы? (С.Маршак, А.Барто) 
Учитель: 
Некоторые дети даже плачут, когда малышами слушают эти стихи. Они учатся сопереживать. Эти стихи запоминаются сразу и на всю жизнь. Впечатлительный ребёнок никогда не бросит после них зайку на скамейке, и, опасаясь за жизнь мячика, не станет играть на проезжей части улицы. 
5. Обычно в стихах А.Барто игрушки не живые. А есть стихи, в которых игрушки оживают. (О.Юлдашева чтение стихотворения) 
6. Когда у детей ночь, у игрушек наступает день. Ожившие игрушки могут даже заболеть от неправильного обращения, как в стихотворении Валентина Берестова «Про машину». Хорошо, когда есть рядом опытный врач. (чтение стихотворения) 
7. Девочки в стихах Саши Чёрного считают своих кукол и мишек живыми, заботятся о них. Хозяйка целый день искала пропавшего мишку «Про девочку, которая нашла своего мишку». (чтение стихотворения) 
8. В каком произведении идёт речь о пряничном коне с розовой гривой? 
(В.Астафьев «Конь с розовой гривой») 
9. В этой сказке мальчику дарят коня-качалку и оловянных солдатиков. Девочка получает нарядную куклу в пышном платье. Оба радуются пряничным человечкам и красивым фигуркам из сахара и марципана. Девочка огорчается, когда ей приходится отдать злобной мыши сахарных пастуха и пастушку и других кукол, чтобы спасти … (кого?) 
(сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король») Кто такой Щелкунчик? (это кукла для раскалывания орехов) 
10. А вот следующая и история. Юноша влюбляется в прекрасную девушку, которая чудесно поёт и танцует, но она оказывается всего лишь искусно сделанной механической игрушкой. Эта сказка кончается печально – юноша не вынес разочарования и погиб. 
(сказка Гофмана «Песочный человек») 
11. По ночам, когда дети засыпают, в домах происходят странные вещи. Однажды девочке Иде удалось подсмотреть, как её кукла Софи ночью вылезла из своей коробки и отплясывала с цветами. 
(об этом рассказывается в сказке Г.Х. Андерсена «Цветы маленькой Иды») 
12. В этой сказке рассказывается о механической птице, сделанной из золота и осыпанной драгоценными камнями, но, в отличии от серенькой живой птички, она умела петь только одну мелодию. 
(Г.Х.Андерсен «Соловей») 
13. В сказке идёт речь об истории любви двух фарфоровых фигурок: старый фарфоровый китаец хотел выдать свою внучку, фарфоровую пастушку, за деревянного Козлонога, вырезанного на массивном шкафу – ведь тот был богачом. Но девушка фарфорового трубочиста. И им удалось отстоять свою любовь. 
(«Пастушка и трубочист»)

Учитель: 
Вы дети, молодцы, знаете сказки, но сколько ещё интересного и увлекательного таят книги. 
V.Психогимнастика. 
Учитель: В один из этапов экскурсии можно ввести игру (психогимнастика). Игра из книги «Психогимнастика». 
Представьте себе, что ночью, когда все посетители уходят и музей закрывается, игрушки спрыгивают с полок, выходят из витрин и начинают жить своей жизнью. Затем входит утром смотритель, игрушки застыли по сигналу (мелодия из шкатулки) в той позиции, в какой он был. Смотритель заводит одну из игрушек, узнаёт её и ставит на своё место на полку. 
Кто смотритель? (отправляют его за дверь). Итак, представьте себя какой-либо игрушкой, попробуйте таким образом двигаться, чтобы можно было понять, какую игрушку вы изображаете. 
V. Итог экскурсии. Рефлексия. 
Учитель. 
Подведем итоги урока

1. Что нового узнали? 
2. Что больше всего понравилось? 
3. С какими чувствами шли на экскурсию и какие чувства вами владели на протяжении экскурсии? 
4. Чему учит нас игрушка? 
5. С каким желанием уходишь с экскурсии? 
6. Что ещё хотелось бы узнать? 
7. Какие школьные предметы дают нам знания об игрушке? 
Учащиеся (возможные ответы на 7 вопрос) 
(География – изображает природу и быт той страны, где была изготовлена. 
Пр. Русская игрушка – кони, медведи, птицы, лодки(ладьи). Какие ассоциации возникают? 
Истории – напоминание о том, как развивалась цивилизация. 
Пр. Такая игрушка как мяч или свистулька, погремушка служили людям тысячелетиями. 
Литературы – интересует как средство создания художественного образа, как выразитель отношения автора к проблемам добра и зла, человеческого достоинства, справедливости. Выявление смеховой сущности игрушки в литературе (ирония, сарказм, сатира и издёвка). 
Этики. 
1. С игрушки начинается доброта к тем, кто зависит от нашей воли, кто слаб и беззащитен. 
2. Игрушка самим фактом своего существования учит создавать и сохранять хорошее настроение. 
3. Напоминание о том, что в каждом из нас живёт творческое начало, изменяющее мир игрой и преобразующее прутик в коня.)

Учитель. 
Вернёмся к началу нашей экскурсии, когда мы определяли тему. 
Закончите предложение 
Игрушка – это… 
Слова для справок: 
здорово, ерунда, серьёзно, интересно, увлекательно, 
забавно, вредно, нужна только детям. 
Зачеркните лишнее. 
VI. Домашнее задание. 
Учитель. 
Написашите об истории какой-либо игрушки по плану. План запишите в тетрадь. 
(План предлагается учащимся на доске (интерактивной) с закрытыми шторкой пунктами, постепенно открываем части плана, после того, как они названы детьми). 
План. 
1.История появления игрушки (может быть история создания или история появления у ребенка – подарок, находка, поделка…) 
2. Характерные особенности игрушки: 
а) форма; 
б) материал; 
в) цвет; 
г) для чего предназначена. 
3. Моё отношение к этой игрушке. 
Учитель. 
Прочитайте выразительно текст упражнения №162 с.96 в учебнике «Русская речь» (Никитина Е.И.). 
Найдите ту часть текста, в которой представлено описание матрешки. 
С помощью каких слов и выражений автору текста удаётся привлечь внимание читателей к игрушке. 
Учащиеся (возможный ответ) 
Сравнение, эпитет, метафора, эмоционально-окрашенные слова. 
VII.Рефлексия. 
Учитель. 
Все дети были активны и достойны высоких оценок. Нои и вы должны оценить урок. Накануне новогодних праздников все наряжают ёлку, и мы подберём игрушки для нашей лесной красавицы.

Приложения.

Стихотворение поэтов об игрушках.

А. Барто 
«О мячике».

С утра на лужайку 
Бегу я с мячом, 
Бегу, распеваю, 
Не знаю о чём. 
А мячик, как солнце, 
Горит надо мной, 
Потом повернётся 
Другой стороной 
И станет зелёным, 
Как травка весной.

Категория: Русский язык | Добавил: Mtv_1962
Просмотров: 4930 | Загрузок: 721 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]