Цель: создание
эмоционально-мотивационного настроя на работу, определение темы и цели урока
через ключевые слова предыдущего урока и «лишнего» термина.
- Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Сегодня у вас сложный
и ответственный день, вы поработали уже на открытом уроке математики, часть
ребят выступила с исследовательской работой, и сейчас – открытый урок русского
языка. Но у нас с вами есть талисман класса – Домовенок, который, я надеюсь,
поможет вам сформировать новые умения и получить новые знания.
- Итак, давайте
вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке? В ответе используйте ключевые
слова: ГЛАГОЛ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ,
ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ, СПРЯЖЕНИЕ, ВРЕМЯ, ЛИЦО, ЧИСЛО, МОРФЕМА.
- Какой термин «лишний»? (Морфема)
- Что называется морфемой? (Части слова: приставка, корень,
окончание, суффикс)
- Дайте определение каждой морфеме.
- Для чего нужно правильно определять корень глагола? (Знать
лексическое значение)
- А какая морфема поможет определит число, спряжение
глаголов, род у глаголов прошедшего времени? (Окончание)
- Что же тогда нам помогут узнать о глаголе приставка и
суффикс? Ответив на этот вопрос, вы сможете определить тему сегодняшнего урока.
( Как образуются глаголы)
- Тема урока – «Способы образования глаголов» .Откройте
тетради и запишите число и тему. (На доске – тот, кто определил тему урока)
-Опираясь на тему
урока, скажите, какая цель занятия? Чему вы можете научиться и что нового
узнать?
Цель: повторение
способов образования слов
- Изучая слова какой части речи, мы уже говорили о способах
образования слов? (Существительные)
- Как образуются имена существительные? Вспомнить изученный
материал помогут опорные схемы (Приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, сложение)
(На доску – термины и схемы)
Цель: проведение мини-исследования для определения способов образования
глаголов
- Можно ли сразу утверждать, что и глаголы образуются такими
способами? (Нет, надо проверить)
- Для этого вы проведете мини-исследования в группах. Каждая
группа получает свой проблемный вопрос для исследования при помощи
теоретического материала и заданий-помощников.
На патах лежат «Рабочие листы», которые вы должны заполнить
в ходе проведения исследования. Распределите обязанности в группе и приступайте
к выполнению работы.
(ТЕОТЕТИК, ПРАКТИК, СЕКРЕТАРЬ, ДОКЛАДЧИК) =10 мин.
(Работа в группах, подведение итогов исследований, обобщение: глаголы
образуются всеми способами, кроме сложения. В этом отличие от сущ-х) Записать в
тетради!
- Проверим наши выводы по учебнику: стр.111 (Чтение
правила)
Цель: проведение игры
«Согласны / не согласны», выполнение практических заданий для формирования
умения определять способы образования глаголов, умения правильно образовывать
новые слова нужными способами
1) - Наш Домовенок тоже попробовал определить способы
образования некоторых глаголов. Вот что из этого получилось:
А) выучить – прист.сп-б
Б) уяснить – прист.сп-б
В) краснеть – суф.сп-б
Г) вдуматься – суф.сп-б
- Каждая группа анализирует по одному слову и готовит ответ: соглашается или не соглашается
с утверждением, объясняя свою позицию. = 1 мин.
(Выступление групп)
- Ребята, что же нужно знать и уметь Домовенку, чтобы больше
не ошибаться? ( Знать, от слов каких частей речи могут быть образованы глаголы
и уметь определять эти слова).
2) – А теперь давайте проверим, ваши умения.
Вам предлагается игра «Кто быстрее?»: за нужное время вы должны определить от
слов каких частей речи образованы глаголы и каким способом. Выигрывает та
команда, у которой будет больше правильных ответов. = 3 мин.
ЧИСТИТЬ, ПЕРЕСЕСТЬ,
РАБОТАТЬ, УДВОИТЬ, МИРИТЬ, ОТСТОЯТЬ, БЕЛЕТЬ, ДОЕДАТЬ, БЕСЕДОВАТЬ, ОБЪЯСНИТЬ,
БЕРЕЧЬСЯ.
(Проверка задания, определение победителя)
Цель:
дать информацию о домашнем задании и комментарии к его выполнению
1.
§65,
записи в тетради.
2.
Упр.533.
3.
Из учебника литературы выписать 3 предложения с
глаголами, образованными разными способами (кроме победителей)
Цель: анализ
деятельности учащихся на уроке
- Подходит к концу наш урок. Вы сегодня хорошо потрудились,
хочется отметить…
Вас, ребята, я попросила бы продолжить несколько
предложений.
- Сегодня
на уроке я научился / научилась…
- Я
доволен / довольна своей работой в группе, потому что…
- Я
могу похвалить своих одноклассников за…
- Спасибо за работу
на уроке! Мы с Домовенком прощаемся с вами до следущего урока! |