Мой университет –www.moi-mummi.ru ___________________________________________________________________________
Описание проекта
Тип урока: комбинированный проблемный урок
Цели урока: -Закрепить знания о трёх состояниях воды, о круговороте воды в природе.
- Познакомить учащихся с явлениями природы, связанными с превращениями воды. Задачи урока: 1) Создать условия для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать предоставленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и полученной информации);
2) Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез.
3) Развивать умение получать информацию из различных источников.
4) Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
5) Развивать навыки самоконтроля учащихся. Краткое описание хода урока
Краткое описание
1) Вступительное слово учителя.
Без неё на Планете немыслимо что-то живое И она вездесуща – и в недрах, и над землей, И планету Земля, во Вселенной зерно голубое, Было б лучше назвать не Землёй, а Водой.
Слайд 1
2) Актуализация имеющихся знаний учащихся.
- Что такое вода? Назовите свойства воды.
Это главное таинство, главное чудо Планеты, Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
- Воду называют одним из чудес природы.
- Почему это вещество называют необыкновенным?
- Сегодня перед нами откроются новые тайны главного вещества в природе.
Мы сегодня с вами, дорогие коллеги, собрались на втором заседании клуба «Мы и Окружающий мир» для решения очень важных вопросов.
- Внимательно посмотрите видеозарисовку и попробуйте определить тему нашего заседания. Слайд 2 (слайд-шоу)
3) Формулировка темы урока.
- О чём будет наш разговор?
- С чем связаны все эти явления? (с чудесными превращениями воды)
4) Работа по теме. «Открытие новых знаний»
Слайд 3
Кто-то ночью утащил лес
Был он вечером, а ночью исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
- О каком природном явлении идёт речь?
- Давайте прочитаем вопросы, на которые нам предстоит ответить. Есть предположения? (выдвижение гипотез)
-Что может помочь решить проблемы?
- Откройте оглавление учебной книги .
Найди тему и страницу, на которой будем искать ответы. (стр. 81)
- Возьмите в руки красный карандаш. Подчеркните ответ.
- Где ещё можем найти ответ? (в хрестоматии).
Поиск необходимых статей в хрестоматии, работа цветом, поиск ответов на вопросы. Обсуждение в парах, затем в четвёрках.
1 колонка – синий цвет (2–й вопрос) 2 колонка – зеленый цвет (3-й вопрос) 3 колонка – жёлтый цвет (4-й вопрос)
Слайд 4
Вытканы из кружев Птицы-облака.
Может это сказка
Мчится сквозь века?
Видят они солнце,
Видят ночи мглу
И, конечно, знают
Про мою судьбу.
- О чём идет речь в стихотворении?
- Я предлагаю вам несколько вопросов для обсуждения.
- На какие вопросы вы уже знаете ответы.
- Вспомним, как образуются облака.
слайд 5: анимация «Образование облаков»
- Почему облака разного цвета и формы? Почему из них выпадают разные осадки? (дождь, снег, град)
- Один путешественник писал в своих заметках: «Мы шли по открытой местности. Внезапно подул сильный ветер, небо затянуло тучами, послышался шум дождя, но ни одна капля не достигла земли.
-Где такое могло произойти? Почему?
- Для того, чтобы ответить на следующий вопрос обратимся к учебнику. Иллюстрация на стр. 83. Слайд 7
- Названия каких групп облаков вы видите?
- Почему они так названы?
- А теперь нам предстоит заполнить таблицу.
Прочитаем названия граф. Работать будем в парах с коллегами. 2 минуты на работу. Затем обсуждение в четвёрках. Проверка на доске.
Слайд 8
- Ну а теперь маленький сюрприз. Вы же любите всё необычное? Облака тоже бывают необычными. Слайд 9 («Редкие виды облаков: перламутровые, перистые завитки, облака-медузы, чечевицевидные, шквальные, серебристые)
Слайд 10
Летнее утро,
Природа проснулась,
Капля росы
На листке покачнулась.
Свежесть в той капле,
Как в нашей слезе.
Мир ты увидишь
В прекрасной росе.
- Что такое роса? Чем отличается от тумана?
-Прочитайте вопросы. Какие есть предположения?
-Ответы будем искать в хрестоматии. Назовите страницу.
Работа с цветом по колонкам, поиск ответов, обсуждение в парах, затем в четвёрках. Коллективная проверка.
Слайд 11
По деревьям серебристая
Перекинулась фата
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота.
- О каком явлении идёт речь?
- На какие вопросы вы можете ответить из предложенных?
Поиск ответов в учебнике и хрестоматии. Работа с текстом соответствующим цветом по колонкам. Обсуждение в парах, затем в четвёрках. Коллективная проверка.
5) Первичное закрепление. Рефлексия. Самоконтроль.
-Возьмите лист – опросник. Обведите зелёным цветом номера тех вопросов, на которые вы легко можете ответить.
- Кто может ответить на все вопросы? Нарисуйте зелёный кружок.
- Кто может ответить на половину или более вопросов? Нарисуйте жёлтый кружок.
- Кто считает, что он не может на данном этапе ответить на большую часть? Нарисуйте карсный кружок.
Слайд 12
Работа с сигнальными карточками (красный – нет, зелёный –да).
1) Туманы можно наблюдать зимой.
2) Туманы используют в с/х для защиты посевов от холода.
3) Облака – это тот же туман, только находятся они высоко над земной поверхностью.
4) Чем темнее цвет облаков, тем больше в них капель воды.
5) Все облака находятся на одинаковой высоте над поверхностью земли.
6) Облака бывают разного цвета и имеют разнообразную форму.
7) Изморозь образуется при температуре ниже нуля.
8) Туман, облака, роса, иней и изморозь состоят из одного и того же вещества.
- Из какого вещества? (воды)
- Это главное таинство, главное чудо Планеты
Это главный исток, из которого вылилась жизнь.
- Начертите на листе – опроснике 4 шкалы самооценки: интерес, доступность, трудность, активность. Оцените свою работу на уроке.
6) Домашнее задание. Кратко записать ответы на вопросы в листе-опроснике.
Знания: - свойства воды, три её состояния;
- круговорот воды в природе.
Представления: - о явлениях, связанных с превращениями воды и их образовании;
- о видах облаков.
Умения: 1) выдвигать предположения с опорой на имеющийся опыт;
2) осмысленно обрабатывать информацию, анализировать её, выделять главное, находить ответы на проблемные вопросы в разных источниках информации;
3) воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
4) работать с графическими моделями информации: схемами, таблицами;
5) работать в парах, четвёрках, сотрудничать друг с другом;
6) осуществлять самоконтроль своей деятельности. |